Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Изучение политической коммуникации способствует более глубокому пониманию сути политических процессов, протекающих в современной России, повышению эффективности политической системы Российской Федерации, развитию политической культуры, привлечению большего количества россиян в политический процесс, созданию реальных конкурентных условий для соискателей на выборные должности, и тем самым обеспечению возможности политической альтернативы.
Изучение электоральной коммуникации в американской науке, которую можно считать пионером в этом направлении, развивалось на основе концепций и подходов, разработанных в рамках общей теории коммуникации, начало которой было положено Уолтером Липпманом1 еще в 1920 гг.
С 20-х гг. XX столетия в американской науке можно выделить три основные школы в изучении коммуникаций. Первая школа связана с изучением медиаэффектов и ориентирована на сравнение результатов информационного воздействия, оказываемого на аудиторию отдельными средствами массовой информации. В 1960-е гг. она получила развитие благодаря работе Дж. Клэппера. С конца 1960-х гг. значительный вклад в изучение результатов влияния на аудиторию различных СМИ внесли исследования Дж. Робинсона и М. Леви, С. Вэйда и У. Шрамма, П. Кларка и Е. Фредина, Э. Эдельштейна и др. Обобщающий анализ результатов изучения эффектов массмедиа представлен в работах известной американской исследовательницы коммуникационных процессов Д. Грэйбер2.
1 Lippman W. Public Opinion. New York: Harcourt, Brace and Co: 1922.
2 Klapper J. T. The Effects of Mass Communications. Illinois: The Free Press of Glencoe, 1960; Robinson J. P. World Affairs Information and Mass Media Exposure //Journalism Quarterly. 1967.
384 Глава 20. Политические коммуникации
Другое направление изучения политических коммуникаций получило название школы «неинформированного избирателя» и связано с электоральными исследованиями американских политологов и социологов на основании концептуальных моделей. Наиболее известными среди них являются1:
♦ социологическая модель, разработанная П. Лазарсфельдом, Б. Берельсоном, У. Макфи и другими в рамках проекта при Колумбийском университете в США;
♦ социально-психологическая модель, основателем которой является Э. Кэмпбелл, разработанная в Мичиганском университете США;
♦ рационально-инструменталистская модель Э. Даунса;
♦ политико-коммуникационная модель, предложенная Дж. Блумером, Д. Маккуэйлом и др.
♦ модель голосования по актуальным вопросам, которую предложили Н. Нис, С. Верба и Д. Петросик.
В настоящее время исследования в рамках школы «неинформированного избирателя» предусматривают введение коммуникационных и информационных переменных для изучения закономерностей восприятия предвыборной информации представителями различных электоральных групп и для объяснения на этой основе механизмов принятия выборных решений2.
Третья школа основана на реконструкции политического сознания и базируется на предложенной в 1988 г. В. Гэймсоном конструктивистской модели изучения политической коммуникации. Данная школа рассматривает политическую коммуникацию как один из факторов, формирующих целостное политическое мировоззрение индивида, по-
1 См.: Berelson В., Lazarfeld P., McPhee W. Voting: a study of opinion formation in a presidential campaign. University of Chicago Press, 1954; Lazarfeld P., Berelson В., Gaudet II. The People's Choice. How the voter makes up his mind in a presidential campaign. Columbia University Press, 1968; Campbell A., Converse Ph. E., Miller W. E., Stokes D. E. The Voter Decides Evanstone III 1954; Campbell A. Elections and Political Order. New York: 1960; Downs A. An Economic Theory of Democracy. New York, 1957; Blumer J. G., McQuail D. Television in Politic. Its, Used and Influence. Chicago, 1969; Me N., Verba S., Petmdk J. The Changing American Voter. Cambridge: Harvard Un. Press, 1976.
2 Sniderman P., Glazer J., Griffin R. Information and Electoral Choice // Ferejohn I., Kuklinski I. (eds.) Information and Democratic Process. Urbana: University of Illinois Press, 1990. P. 117-136.
20.2. Основные подходы и научные школы в теории коммуникации 385
этому более всего она связана с социально-психологическими исследованиями политического сознания1.
В современной российской науке складываются собственные научные школы в рамках исследования коммуникаций. Это позволяет условно разделить современные исследования по коммуникации и родственной тематике в рамках политологии, философии и социологии на пять основных направлений2:
1. Работы, связанные с исследованиями СМИ и их роли в современном социуме.
2. Работы, связанные с исследованием роли коммуникаций в обществе.
3. Работы, связанные с исследованиями избирательных кампаний и технологий.
4. Работы, связанные с изучением массового сознания, манипуляций.
5. Работы, связанные с исследованиями политического поведения.