Автор: Исаев Б.А. | Год издания: 2008 | Издатель: СПб: Питер | Количество страниц: 464
Среди теорий, использующих концепт насилия для объяснения конфликта, наибольший интерес представляют теории Й. Гальтунга (р. 1930), Т. Гарра (р. 1936) и С. Хантингтона (р. 1927).
Гальтунг помимо прямого насилия (как действия, приводящего к нанесению непосредственного физического ущерба людям или их собственности) выделяет еще две формы — структурное насилие и культурное насилие. Под структурным насилием Гальтунг понимает создание определенных условий (структуры), ущемляющих потребности и интересы людей. Культурное насилие — это любые аспекты культуры, позволяющие легализовать прямое и структурное насилие. Если прямое насилие предполагает прямые целенаправленные действия, то структурное насилие воздействует косвенно, через социальные структуры. В отличие от прямого насилия, которое изменчиво и динамично, структурное насилие статично и стабильно. Социальные структуры обычно имеют устойчивый характер и даже в период социальной трансформации, как правило, не подвергаются быстрым изменениям. Структурное насилие порождает структурные конфликты, которые до определенной поры являются латентными.
В мировой политике взаимоотношения «Севера» и «Юга» также построены на структурном насилии. Структурный конфликт возникает тогда, когда интересы элитных групп «центра» и «периферии» больше не совпадают и элита «периферии» возглавляет движение национального освобождения.
По мнению Гарра, недостаточно указать на крупные экономические и социальные структуры как на «объяснения», необходимо понять, как люди интерпретируют те ситуации, в которых они оказываются. А интерпретируют они, с точки зрения Гарра, исходя из групповой идентичности. Гарр вводит понятие «относительной депривации» как воспринимаемого расхождения между ценностными ожиданиями группы и ее нереализованными ценностными возможностями. Возникающая неудовлетворенность — главный стимул к политическому действию, в случае острого конфликта может приводить к политическому насилию.
412 Глава 21. Современные теории конфликта
21.3. Специфика современных этнополитических конфликтов... 413
ной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций. К ним относятся западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и африканская цивилизации. Он также утверждал, что в ближайшем будущем основным очагом конфликтов будут взаимоотношения Запада и ряда исламо-конфуцианских стран.
Этой концепцией была подведена черта под теориями конфликта XX в.