Современные политические теории

Автор: | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) | Количество страниц: 479

ПРОИЗВОДСТВО И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА: МАРКСИСТСКИЙ ПОДХОД

Роль своего рода «мостика» между Гегелем и Марксом сыграли тру­ды Людвига Фейербаха. Будучи «младогегельянцем», философ крити­ковал Гегеля за увлечение проблемами сознания и духа общества. Фей­ербах как сторонник материалистической философии предположил, что необходимо отойти от субъективного идеализма Гегеля и перенести внимание с идей на материальную реальность и деятельность реальных людей. Особый интерес для Фейербаха представляла религия. Он пола­гал, что Бог — это проекция человеческой сущности. Люди создали Бога и поставили его над собой. Следствием стало то, что они оказались отчужденными от Бога и придали ему множество положительных ха­рактеристик, рассматривая себя как несовершенных, слабых и грешных. Фейербах полагал, что такую религию необходимо преодолеть, и это можно сделать с помощью материалистической философии, благодаря которой люди (а не религия) станут высшим объектом, то есть целями в себе. Предметом интереса материалистической философии являются именно реальные люди, а не абстрактные идеи.

Карл Маркс подверг фундаментальной критике идеи обоих филосо­фов. Он, подобно Фейербаху, выступил с критикой гегелевской идеали­стической философии. В основе этой критики лежала не просто его ма­териалистическая ориентация, но и интерес к практической деятельно­сти. Гегель рассматривал такие социальные факты, как богатство или государство, скорее, как идеи, нежели как реальные, материальные яв­ления. Даже когда он обращался к такому материальному процессу, как труд, Гегель видел в нем лишь абстрактный, ментальный труд. Для Маркса же труд был реальным, так же как реальными были и люди, за­нятые этим трудом.

КАРЛ МАРКС (1818—1883) родился в Трире (Пруссия) 5 мая 1818 года в семье юриста. В его роду были раввины, однако его отец по деловым сооб­ражениям принял христианство (лютеранство). В 1841 г. Карл получил сте­пень доктора философии в Берлинском университете, где сильное влияние имели «младогегельянцы». Позднее он сотрудничал в либерально-радикальной «Новой Рейнской газете», через десять месяцев его назначили главным редактором. Однако вскоре правительство закрыло газету по цен­зурным соображениям. Уже ранние статьи Маркса отражали его мировоззре­ние, которому он остался верен на протяжении всей своей жизни. В то же время они содержали демократические приципы, были насыщены гуманиз­мом и юнышеским идеализмом. Он отвергал абстрактность гегелевской фи­лософии, равно как и наивные мечты социалистов-утопистов.

Маркс женился в 1843 году на Женни фон Вестфален и вскоре после это­го вынужден был покинуть в Германию и переехать в Париж, где обстановка была более либеральной.

В Париже он не только знакомится с французским социализмом и анг­лийской политической экономией, но и приобретает друга на всю жизнь — Фридриха Энгельса. Энгельс — сын текстильного фабриканта, давно уже ув­лекался социалистическими идеями. В 1844 году состоялся знаменитый раз­говор Маркса и Энгельса в одном из парижских кафе, положивший начало их сотрудничеству и дружбе. В следующем году Энгельс опубликовал свою знаменитую работу «Положение рабочего класса в Англии», а также в соав­торстве с Марксом такие работы, как «Святое семейство» и «Немецкая идео­логия». Перу самого Маркса в этот период принадлежат «Философские ру­кописи 1844 года».

Хотя у Маркса и Энгельса были общие теоретические ориентации, меж­ду ними было также немало различий. Маркс обнаруживал склонность к тео­рии, был хорошим семьянином и во многом — типичным интеллектуалом. Энгельс был, скорее, практическим мыслителем, удачливым бизнесменом, не верившим в институт семьи. Несмотря на различия, Маркс и Энгельс создали союз, они вместе писали статьи и книги, вместе работали в радикальных ор­ганизациях. И Энгельс даже поддерживал Маркса материально с тем, чтобы дать ему время для интеллектуальной и политической работы.

По просьбе Прусского правительства, французские власти выслали се­мью Марксов из Парижа. Они вынуждены были переехать в Брюссель. Ради­кализм Маркса продолжал усиливаться и он начал принимать все более ак­тивное участие в международном революционном движении. Он вступил в Коммунистическую Лигу и по просьбе товарищей вместе с Энгельсом напи­сал знаменитый «Манифест Коммунистической партии». Именно в этом до­кументе был сформулирован лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяй­тесь!»

В 1849 году Маркс переехал в Лондон. Разочарованный провалом евро­пейской революции 1848 года, он отошел от политической деятельности и полностью посвятил себя науке. Именно в этот период он начал работу над своим фундаментальным анализом капиталистической системы. Результатом стали три тома «Капитала», которые начали публиковаться в 1867 году. В 1864 году Маркс вновь вернулся в политику — начал работать в «Интерна­ционале». Его слава как теоретика и политка быстро росла. Тем не менее, Маркса настигло несколько тяжелых ударов судьбы: в 1876 году Интернационал был распущен, в 1881 году умерла его супруга, через год — дочь.

14 марта 1883 года Маркс скончался.

По мнению Маркса, гегелевский идеализм приводит к весьма кон­сервативной политической ориентации. Как было показано выше, по Гегелю, процесс эволюции поисходит вне контроля со стороны людей и отнюдь не под влиянием их деятельности. Иными словами, нет никакой необходимости в революционных изменениях, если в любом случае люди просто плывут по течению в направлении расширяющегося миро­вого сознания. Любая проблема, по Гегелю, лежит в сознании.

Позиция Маркса принципиально отлична от гегелевской. По его мнению, проблемы современной жизни всегда имеют реальные, мате­риальные источники (например, структура капитализма). И разрешение этих проблем возможно только через изменение этих структур с помо­щью коллективных действий большого числа людей. Если Гегель «по­ставил мир с ног на голову» (то есть сделал акцент на сознании, а не на материальном мире), то Маркс выстроил свою диалектику на матери­альной основе.

Маркс поддержал фейербаховскую критику Гегеля по целому ряду позиций (в частности, материализм и отрицание абстрактной стороны в гегелевской теории). Однако в целом теория Фейербаха также не удов­летворила его. Прежде всего, Фейербах, главным образом, интерсовался миром религии, в то время как Маркс полагал, что анализу должен быть подвергнут весь социальный мир, в том числе и экономика. Хотя Маркс и принял материализм Фейербаха, он отверг его односторонность и от­сутствие диалектики в его трудах. Фейербах, по его мнению, не понял самого важного в учении Гегеля — диалектики, а также отношений ме­жду людьми и материальным миром. Наконец, по Марксу, Фейербах, как и большинство философов до него, не понял значения практики — практической деятельности, в особенности, революционной деятельно­сти. Философы только объясняли мир, дело в том, чтобы изменитьего.

Таким образом, Маркс взял у двух великих мыслителей те идеи, ко­торые считал наиболее важными: у Гегеля — диалектику, у Фейербаха — материализм. Критически осмыслив эти идеи, обогатив их своими собственными положениями, Маркс разработал диалектический мате­риализм, изучающий диалектические отношения в материальном мире. Материализм Маркса и его интерес к экономике заставил его внима­тельно изучить английскую политическую экономию, в частности, тру­ды Адама Смита, Давида Рикардо и других представителей «классиче­ской» политэкономии. Некоторые положения их теорий привлекли вни­мание Маркса. В этих работах встретилось положение о том, что источ­ником всякого богатства является труд. На этой основе Маркс разработал трудовую теорию стоимости. Он сделал вывод, что при­быль капиталиста основывается на эксплуатации труда наемных работ­ников. Капиталисты платят рабочим меньше, чем они заслуживают, поскольку получают меньше, нежели стоимость того, что они в дейст­вительности производят в рабочее время. Прибавочная стоимость, удерживаемая и реинвестируемая капиталистом, составляет базис всей капиталистической системы. Капитализм рос благодаря постоянно воз­растающему уровню эксплуатации рабочих (а, следовательно, и объему прибавочной стоимости) и инвестированию прибыли в экспансию сис­темы. Процитируем К. Маркса:

«...В общественном производстве своей жизни люди вступают в опреде­ленные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые со­ответствуют определенной ступени развития их материальных произво­дительных сил. Совокупность этих производственных отношений со­ставляет экономическую структуру общества, реальный базис, над кото­рым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, полити­ческий и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей опреде­ляет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их соз­нание. На известной ступени своего развития материальные производи­тельные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридиче­ским выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производитель­ных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпо­ха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать матери­альный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеоло­гических форм, в которых люди осознают этот конфликт, борются за его разрешение. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании то­го, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяс­нить из противоречий социальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами, производственны­ми отношениями...»