Современные политические теории

Автор: | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) | Количество страниц: 479

К.Маркс. К критике политической экономии. Предисловие.

В то же время К.Маркс высказал критику в адрес политэкономов за то, что, вскрыв язвы капитализма, они рассматривали их как его неиз­бежный компонент. Более того, они призывали людей к принятию ка­питализма и к упорному труду во имя успеха в этой системе. Они так­же, с точки зрения Маркса, не заметили извечный конфликт между ка­питалистами и рабочими и не поставили вопрос о радикальном измене­нии экономического порядка. Маркс же, как известно, был последовательным и убежденным сторонником радикальных перемен, перехода от капитализма к социализму.

ПРОЛЕТАРИАТ/БУРЖУАЗИЯ — в трудах Маркса пролетариат — это го­родское население рабочих, получающих заработную плату. Буржуазия — средний класс, состоящий из владельцев фабрик, магазинов, а также банки­ров, финансистов и их помощников, включая чиновников и лиц интеллекту­ального труда. Термин «пролетарий» происходит от древнего латинского слова, обозначавшего низший класс населения Рима. Термин «буржуазия» происходит от средневекового понятия «бурж», означавшего обнесенный стенами город. Бюргеры, или буржуа, были жителями такого города, а позд­нее буржуа стали называть торговцев и руководителей цехов, которые со­ставляли экономическую элиту городов в противоположность аристократам, благосостояние и власть которых основывались на землевладении.

Перу Маркса принадлежит множество работ, посвященных практи­чески всем аспектам жизни и развития общества и государства. Крайне трудно кратко изложить их содержание. Попытаемся остановиться хотя бы на основных его идеях, имеющих отношение к политической тео­рии.

Маркс разработал теорию капиталистического общества, в основе которой лежит специфическое представление о природе человека. Он полагал, что люди в основе своей являются производительными суще­ствами, то есть для того, чтобы выжить, они вынуждены трудиться, при этом взаимодействуя с природой и находясь внутри ее. Они производят пищу, одежду, инструменты, дома и другие необходимые для жизни вещи. Благодаря своей естественной производительности, люди, кроме того, выражают свой творческий потенциал. Творческие импульсы реа­лизуются совместно с другими людьми, иными словами, люди по при­роде своей социальны. Они должны в совместном труде создавать все, необходимое для жизни.

На протяжении всей истории этот естественный процесс подвергал­ся искажениям, поначалу под воздействием убогих условий жизни в примитивном обществе, а позднее — разнообразных структур, созда­ваемых обществом. Эти структуры вмешиваются в естественный произ­водственный процесс. Но именно в капиталистическом обществе это проявилось наиболее сильно — слом естественного производственного процесса достиг своей кульминации.

МАТЕРИАЛЬНАЯ БАЗА (БАЗИС) — состоит из трех элементов: средства производства (сырье, земля и энергетические ресурсы, с которыми работают люди), производительные силы (фабрики, машины, технологии, знание и опыт) и производственных отношений. Система отношений, связывающая тех, кто обладает контролем над средствами производства, и тех, кто ими не обладает и продает свой наемный труд, называется производственными от­ношениями.

НАДСТРОЙКА — второстепенные аспекты общества, такие, как структура законодательства, господствующая религия, искусство и литература, а также форма и организация государства. Общество, тем самым, основывается на той его части, которая называется базисом.

В условиях капитализма происходит слом естественной связи между людьми, а также между людьми и тем, что они производят. В этом заклю­чается смысл концепции отчуждения.

ОТЧУЖДЕНИЕ — Маркс рассматривает людей как существ, участвующих в общественном производстве, которые реализуют себя и обретают свое сча­стье через свободное, производительное, здоровое осуществление своих ес­тественных способностей в совместном труде с другими людьми. Капита­лизм мешает этому осуществлению, отчуждая людей от продуктов труда, от самого труда, от их собственной человеческой природы и друг от друга. В результате происходит обнищание большинства, абсурдное в условиях тех­нической рациональности.

Отчуждение возникает в силу наличия двух классов в обществе, ко­гда малочисленные капиталисты владеют всем производственным про­цессом, продуктами производства и рабочим временем тех, кто на них работает. Вместо того, чтобы производить для себя, что было бы есте­ственным, в капиталистическом обществе люди производят нечто для капиталиста. С интеллектуальной точки зрения, Маркса прежде всего интересовали структуры капитализма и то, как они эксплуатируют тру­дящихся. В плане политической теории этот интерес подтолкнул его к разработке проблем освобождения людей от капиталистической экс­плуатации.

Таким образом, для Маркса особое значение имеет тот факт, что од­ни люди контролируют других. И дело не только в том, что одна группа населения участвует в физическом труде, а другая нет, суть дела заклю­чается в наличии частной собственности. Иными словами, линия во­дораздела проходит между теми, кто владеет средствами призводства, и теми, кто продает свой наемный труд. Первые контролируют, или ина­че, эксплуатируют вторых. Эксплуатация заключается в том, что те, кто непосредственно не участвуют физически в производственном процессе, владеют частью продукта, произведенного другими, хотя сами ничего не сделали для его производства.

Маркс вовсе не считал себя политическим теоретиком. Его труды охватывают слишком широкий круг вопросов для того, чтобы ограничить их лишь политической теорией, однако в работах Маркса можно встретить многие ее элементы.

По мнению Маркса, главное место в надстройке занимает государст­во, являющееся инструментом правящего класса для сохранения своего господства. По мере изменения производственных отношений изменя­ется и характер государства. Внутренняя структура любого государства определяется степенью развит производительных сил. Новые произво­дительные силы обязательно сопровождаются развитием разделения труда. Кроме того, все стадии этого развития могут рассматриваться как типы и формы собственности. Маркс выделяет четыре стадии в разви­тии собственности:

1.   Эдем. Первобытно-обшиныый строй. Производства еще нет. Лю­ди занимаются охотой и рыболовством, выращивают домашних животных. Разделение труда еще крайне примитивно, как прави­ло, на уровне разделения труда внутри семьи.

2.   Рабство. Сюда Маркс относит рабовладельческую и феодальную формации. Зародыши рабства были уже в Эдеме, однако своей «чистой» формы оно достигает только с ростом населения, обще­ства усложняются, взаимодействие между племенами приобрета­ет форму торговли или войны. В «Немецкой идеологии» Маркс пишет о том, что поначалу в сложных племенных общинах, воз­никших в результате объединения нескольких племен, сохраня­ются традиционные формы общинной собственности, которые существуют наряду с частной собственностью, которая поначалу возникает как аномалия, а в конечном счете вытесняет общинные традиции. При феодализме, который является системой произ­водства, основанной на земельной собственности, государство контролировалось земельной аристократией. Все люди разделены на владеющих и не владеющих землей.

3.   При капитализме основная форма собственности — капитали­стическая. Появляется класс торговцев, капитализм и означает победу этого нового класса, который часто называют средним классом, или буржуазией. При капитализме, когда капитал имеет большее значение, чем земля, обладающий капиталом класс ка­питалистов контролирует государство. В «Манифесте Коммуни­стической партии» Маркс и Энгельс писали:

«Современная государственная власть — это только комитет, управ­ляющий общими делами всего класса буржуазии».

4.  Еще одна форма собственности — социалистическая. Социали­стическая революция может произойти, полагал Маркс, когда ра­бочие осознают свою власть над работодателями. Если буржуаз­ную революцию можно охарактеризовать как победу буржуазии над феодальными землевладельцами, то социалистическая рево­люция — это победа рабочих над буржуазией.

По Марксу, любая философская или политическая теория всегда служит господствующему классу. Теория Маркса также носит классо­вый характер, но она служит другому классу — пролетариату. Истори­ческий материализм Маркса, по существу, обосновывал необходимость революции рабочего класса.

Маркс предсказал появление нового класса промышленных рабочих — пролетарита, который в один прекрасный день вступит в бой с бур­жуазией. После победы пролетариата он будет заниматься

«государственным управлением, но господства больше не будет».

Государство же попросту «отомрет» (позднее эта идея будет разви­та В.И.Лениным в работе «Государство и революция»). Процитируем Фридриха Энгельса:

«Пролетариат берет государственную власть и превращает средства производства прежде всего в государственную собственность. Но тем самым он уничтожает самого себя как пролетариат, тем самым он унич­тожает все классовые различия и классовые противоположности, а вме­сте с тем и государство. Существовавшему и существующему до сих пор обществу, которое движется к классовым противоположностям, бы­ло необходимо государство, т.е. организация эксплутатрского класса для поддержания его внешних условий производства, в особенности для на­сильственного удержания эксплуатируемого класса в определенных данным способом производства условиях подавления (рабство, крепост­ничество или феодальная зависимость, наемный труд). Государство бы­ло официальным представителем всего общества, его сосредоточением в видимой корпорации, но оно было таковым лишь постольку, поскольку оно было государством того класса, который для своей эпохи один представлял все общество: в древности оно было государством рабовла­дельцев — граждан государства, в средние века — феодального дворян­ства, в наше время — буржуазии. Когда государство наконец-то стано­вится представителем всего общества, тогда оно само себя делает из­лишним».

Ф.Энгельс. Анти-Дюринг.

Таким образом, в идеях Маркса можно выделить, по крайней мере, два варианта оценки отношений между государством и имеющимися классами общества.

Первая из них и, по-видимому, наиболее влиятельная, — это взгляд на то, что государство является инструментом господствующего класса, служащее его долговременным интересам. Именно этот подход был изложен в «Манифесте Коммунистической партии». Здесь Маркс говорит о классовой борьбе как простом столкновении противоположно­стей.

Вторая говорит об отношениях государства и конкретных классов общества. Именно об этом Маркс писал в статьях, посвященных поли­тическим событиям во Франции — «Классовая борьба во Франции» (1850) и «Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта» (1852). Маркс под­черкивает наличие множества классов, а также показывает, каким обра­зом государство, с одной стороны, доминирует в гражданском общест­ве, а с другой, — ограничивает власть буржуазии. Таким образом, госу­дарственные органы отнюдь не только выполняют функцию долгосроч­ной координации интересов господствующих классов. Маркс видел роль государства также и в ограничении и сдерживании тех, кто владеет средст­вами производства.

КЛАССЫ — «......большие группы людей, различающиеся по их месту в исто­рически определенной системе общественного производства, по их отноше­нию (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средст­вам производства, по их роли в общественной организации труда, а следова­тельно, по способам получения и размерам той доли общественного богатст­ва, которой они раполагают. Классы — это такие группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (В.И.Ленин).

Государство, таким образом, одновременно и является автономным, и служит интересам правящего класса. Следует, однако, заметить, что в своих ранних статьях Маркс еще не сформулировал целостного подхода к государству и его будущему.

Но и позднее Маркс не так уже много внимания уделил образу бу­дущего коммунистического общества. Его больше интересовало, как именно можно приблизить крах капитализма. Он полагал, что противо­речия и конфликты в капитализме диалектически приведут его к окон­чательному краху, но он не считал этот процесс неизбежным. В соот­ветствующее время понадобятся определенные действия людей, и ком­мунистическое общество станет реальностью. В распоряжении капита­листов огромные ресурсы для предотвращения наступления коммуниз­ма, но даже с ними сможет справиться классово сознательный пролета­риат. Коммунистическое общество — это общество, в котором впервые можно будет достичь марксистского идеала производительности. С по­мощью современной техники люди будут взаимодействовать с приро­дой и другими людьми гармонично ради производства необходимых для жизни материальных благ. Иными словами, в таком обществе будет покончено с отчуждением. Он предсказал, что истинное коммунистическое общество, где не будет господства одного класса над другими, не будет нуждаться в государстве как таковом и заменит его рациональ­ным управлением в общих интересах.

У Маркса с самого начала было немало последователей и еще боль­ше противников. Можно даже утверждать, что вся политическая теория XX века в немалой степени является отражением спора между марксис­тами и антимарксистами. Более того, негативная реакция на идеи Мар­кса в немалой степени способствовала формированию современной за­падной политической теории как таковой.