Автор: Алексеева Т.А. | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) | Количество страниц: 479
Проблема оснований политической теории непосредственно связана с соотношением природы человека и естественного права. Кроме того, без представления о природе человека невозможна также никакая «диагностика» причин отсутствия политического порядка. Многие люди, впервые открывая для себя произведения Локка, Руссо или Гоббса, находят все их споры о воображаемом «естественном состоянии» как минимум архаичными, если вообще не бессмысленными. Однако философы занимались этой проблемой отнюдь не из праздного любопытства. «Естественное состояние» было для них аналитическим инструментом исследования более важных вопросов об устройстве политического общества и государства. Это был своего рода мысленный эксперимент, попытка с помощью абстракции определить социальные истоки человеческих проблем с помощью обращения к естественным, природным основам. Как же это делалось?
Политические мыслители начинали выстраивать гипотетическое «естественное состояние», исключая из описания существующего общества таких его черт и особенностей, которые представляются мыслителю условными и искусственными (то есть созданными человеком). Оставшиеся после такого «очищения» характеристики воспринимались как данность, адекватная «естественному состоянию».
Политические мыслители XX века уже редко говорят об «естественном состоянии», в отличие от своих предшественников XVII—XVIII веков. Они используют другие аналитические инструменты. Однако проблемы, ради которых они проводили эти мысленные эксперименты, сохранили свою актуальность.
В соответствии с современными представлениями, природа человека не может быть открыта на основании эмпирических свидетельств, а рассматривается на фоне более общих идей относительно места человеческой жизни и деятельности в естественном порядке и оценке фундаментальных целей и устремлений человека.
Иными словами, встает вопрос, действительно ли природа человека может дать нам нейтральное основание для определения природы человеческой морали и соответствующих институтов, или же это в принципе неверное утверждение.
Остановимся на некоторых современных подходах к этой проблеме.