Современные политические теории

Автор: | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) | Количество страниц: 479

5.1. ГОСУДАРСТВО КАК ИНСТИТУТ

Прежде чем перейти к рассмотрению основных особенностей и на­правлений институционализма, вспомним, что такое государство. Нач­нем с известной притчи о трех слепых философах, которых попросили определить, что такое слон. Один, который держался за хобот, сказал, что слон — длинный и гибкий как змея. Другой, дотронувшись до ноги, сказал, что слон — высокий и круглый как ствол дерева. А третий, дер­жавшийся за ухо, сказал, что слон — это нечто тонкое и висячее. В прошлом политические мыслители, пытаясь дать определение такому институту как государство, по существу, делали то же самое. Он хвата­лись за отдельные аспекты государства, а затем начинали доказывать, что именно этот аспект важнее всего.

Что же такое современное государство?

Современное государство — это модернистский (современный) и западный проект. Оно складывалось на протяжении нескольких столе­тий в Европе, начиная со Средневековья. Средневековая система управ­ления была очень сложной и многоуровневой. Одновременно действо­вали слабые императоры и сильные короли, влиятельные аристократы (графы и князья) и несколько уровней частично автономных дворян. В соответствии с феодальными установлениями, эти разные уровни вла­сти были связаны друг с другом сложной системой взаимных обяза­тельств. Эту сложную картину следует дополнить собственной иерар­хией Католической церкви, влияние которой отнюдь не ограничивалось религиозно-идеологической сферой. Не стоит сбрасывать со счетов и ранние формы парламентов, уже действовавших на некоторых террито­риях.

В XVI-XVIII вв., то есть с началом периода Модерна (Современно­сти), в разных районах Европы начали появляться сильные централизо­ванные правители, который стремились установить неограниченный

2Дегтярев А.А. Основы политической теории. М.: Высшая школа, 1998. С. 100— 101.

контроль над своей территорией — абсолютные монархи. Им удалось ограничить независимую власть графов, князей, бояр или баронов, обес­печить централизованный сбор налогов, создать большие армии и раз­ветвленный бюрократический аппарат, систему законов и правил. В тех странах, где победила протестантская Реформация, королям удалось установить свою власть также и над церковью. В ряде стран они сильно ограничили деятельность парламентов, сохранившихся со времен Сред­невековья.

В XVIII — начале XIX вв. рост государств получил мощный им­пульс в результате Французской и Американской революций. В резуль­тате американской революции было создано первое «сконструирован­ное» государство и весьма эффективная конституционная модель. Рево­люции привели к мощной мобилизации в армии обычных людей, быст­ро сменивших профессиональные армии аристократов. Империя Напо­леона во Франции продолжила эту массовую мобилизацию, открыв путь тому типу европейского и американского государственного строи­тельства, который стал преобладающим уже к концу XIXстолетия. Массовые армии, начальное образование и протест против универсали­стских притязаний широко распространившегося либерализма привели к возникновению «национальных государств» (Nation state). Значение такого типа государственного устройства стало понятным после объе­динения Германии и Италии (1848—1870 гг.), а также Гражданской войны в США в 1860-е годы. Еще одним важным событием стал распад Испанской и Португальской империй в Латинской Америке и формиро­вание множества самостоятельных латиноамериканских государств, формировавших свое государственное устройство по европейским, а отчасти американскому образцу. Начиная с 1980 г. то есть с наступле­нием эпохи империализма, европейские державы создают колониаль­ные империи, тем не менее сохраняя тип национального государства в метрополиях. Приблизительно в это же время быстрыми темпами свою модернизацию осуществляет Япония, создавая большую армию, бюро­кратию, вводя всеобщую грамотность и т.д.

В XX веке, после окончания 1-й мировой войны, произошел распад Австро-Венгрии, завершивший процесс складывания системы нацио­нальных государств в Европе. Октябрьская революция в России также имела своим результатом модернизацию государственной формы, во­плотившуюся в Советском Союзе. В России не сложилось националь­ное государство, но, несомненно, форма Советской централизованной федерации была более современной формой, нежели неограниченная монархия. Деколонизация в 60-е годы Французской, Британской и Бель­гийской колониальных империй привела к образованию множества са­мостоятельных государств в 50—60 гг. Тенденция к увеличению числа самостоятельных государств продолжает сохраняться и поныне, во что немаловажный вклад внесли дезинтеграция СССР и Югославии. Тем не менее, следует сказать, что множество из возникших самостоятельных государств, хотя и называют себя национальными, таковыми на самом деле не являются. Национальное государство, понимаемое в либераль­ном смысле, предполагает наличие сложившейся нации, объединенной общим языком, культурой, традицией, самоидентификацией, внутрен­ним рынком, но, что самое главное, — политическим сообществом. Помимо этого, современное государство должно обладать целым рядом обязательных признаков.

Приведем отрывок из работы известного французского политиче­ского теоретика Мориса Дюверже «Политические институты и консти­туционное право» (1960):

«Слово "государство" имеет два разных значения. Когда говорят о вме­шательстве государства в дела частного сектора, критикуют его и соби­раются реформровать, то имеют в виду совокупность управленческой организации, коллектив управляющих. Когда же гвоорят, что Франция, Италия, Великобритания являются государствами, то это означает, что они являются человеческими сообществами особого типа, суверенными нациями. Конечно, между этими значениями существуют родственные связи: государство в первом значении (государство — правительство) обозначает совокупность правителей современной нации, то есть госу­дарство во втором смысле (государство-нацию). В конечном счете вто­рое значение шире первого и в некотором роде включает его. Несмотря на это, важно четко различать оба значения слова "государство": в большинстве случаев контекст позволяет избежать путаницы. ... Государство-нация представляет собой объединение людей, сообщество, характеризуемое по нескольким критериям: в нем особенно крепки узы солидарности, оно обладает наиболее могущественной организацией. Таким образом, различие между государством и другими объедине­ниями людей, скорее, не качественное, а количественное: государст­во является самым полным, законченным и совершенным из челове­ческих сообществ, существующих в настоящее время. Отсюда проис­текает то, что юристы называют "государственным суверенитетом", в котором они видят основное определение государства.

...В настоящее время государства-нации представляют человеческие сообщества. Политически организованные наилучшим образом, т.е. со­общества, властная структура которых является наиболее сложной, со­вершенной, законченной. Правителей других сообществ часто изучают, избрав в качестве референтной группы руководителей государства: по сравнению со вторыми первые часто пребывают в зачаточном состоя-

3Дюверже М. Политические институты и конституционное право // Антология мировой политической мысли в 5 томах. Т. 2. С. 657.

П.Данливи из Лондонской школы экономики и политической науки называет следующие основные характеристики современного государ­ства:

1.   Государство — это форма организованных институтов, каким-то образом связанных друг с другом. Это позволяет определять госу­дарство как некую «единицу», как если бы все институты были од­ним действующим лицом. Институты — это отобранные с мораль­ной точки зрения социальные структуры (например, институт «обе­щания»), формальные организации (государственные ведомства) или комплексные совокупности правил (право, законодательство).

2.   Разумеется, государство начинает вести себя как единый актер толь­ко на определенной дистанции. При ближайшем рассмотрении, лег­ко заметить, что разные институты государства стремятся к различ­ным целям, то есть государство как целое — это условность.

3.   Государство должно действовать в конкретной пространственной области, в которой проживающее население составляет особое об­щество. Государство не может существовать без собственной терри­тории. Однако государство не может быть и на пустом месте, где нет никакого населения. Более того, это население должно быть органи­зовано в общество. Оно должно в большей степени взаимодейство­вать в своей среде, чем вовне, и демонстрировать свое единство че­рез язык, культуру, образ жизни.

4.   Задачей государственных институтов должно быть принятие коллек­тивных решений и забота о том, чтобы эти решения исполнялись. Если группа институтов не принимает таких решений, или не в со­стоянии их выполнить, то это не государство.

5.   Существование государства определяет сферу «публичности», часть социальной жизни, которая столь же ясно отличается от частной сферы в индивидуальной или коллективной деятельности. Таким об­разом, публичная сфера включает в себя чисто правительственную деятельность,  а также политическую деятельность по  оказанию влияния на государственные институты.

Кроме того, Данливи называет 7 дополнительных характеристик го­сударства, отнюдь не менее значимых, но выделенных им в отдельный список:

1.   Суверенитет означает, что государство является высшим источни­ком власти на данной территории, а также осуществляет контроль над применением силы и принуждения. Кроме того, государство — высший центр принятия решений. Государство должно действовать вне зависимости от какого-либо внешнего контроля, тогда оно счи­тается суверенным.

2.   Государство осуществляет контроль над въездом и выездом из стра­ны. Оно также определяет, кто именно является гражданином дан­ной страны, а кто нет.

3.   Для того, чтобы обеспечить легитимность государства, оно должно демонстрировать свое стремление к защите интересов всего общест­ва и воплощать «общую волю» своих членов. Иными словами, госу­дарство должно постоянно подтверждать идеологически и этически свою законность своего существования.

4.   Государство должно быть признано легитимным наиболее влиятель­ными группами в обществе. Не всякое государство получает под­держку большинства, но любое государство, если оно не является эфемерным, должно обладать существенной поддержкой со стороны какой-то части общества.

5.   Современные государства имеют ряд общих черт с организационной точки зрения. Ими управляет бюрократия — формальные, иерархи­ческие организации, или, говоря словами Вебера, «бюджетные еди­ницы», финансируемые со сбора налогов, которые каждое государ­ство должно собирать с максимальной эффективностью. Именно контраст с капиталистическим производством, которое в условиях рыночной экономики финансируется с продаж и прибыли, является на сегодняшний день одним из важнейших путей идентификации го­сударственной сферы.

6.   Современные государства различаются между собой также тем, как именно они регулируют социальную сферу — через использование легального аппарата для контроля над гражданским обществом. Обычно это фиксируется Конституцией — письменным документом (за исключением Великобритании, где письменной конституции нет, а государственное устройство регулируется на основании ряда от­дельных актов и прецедентов).

7.   Режим должен быть признан как «государство» со стороны других государств. Признание суверенного государства со стороны других государств включает признание за ним определенных прав и обязанностей на основе международного права, в том числе признание

принципа невмешательства в его внутренние дела4.

В настоящее время лишь немногие государства удовлетворяют всем названным критериям. Однако свыше 160 современных государств от­вечает их большинству. И хотя государственная форма управления се­годня является практически общепризнанной, есть государства и госу­дарства.

Следует отметить, что довольно ясно наблюдается тенденция к рас­пространению государства на все новые и новые сферы общественной жизни. В XVI—XVII веках важнейшим «вызовом» для жизни и имуще­ства подданных была бесконечная «война вех против всех». Томас Гоббс, как мы помним, поставил вопрос о сильной монархической вла­сти. Государство «ответило» на этот «вызов» созданием больших ар­мий, полиции, судов и т.д. В XVIII веке стало ясно, что величайшую угрозу для подданных несет уже само государство, ничем не ограни­ченная монархическая власть. «Ответом» на это стала идея разделения властей, принятие Конституций, введение избирательных систем.

Еще сто лет назад, в конце XIX столетия, демократические государ­ства в Европе и Северной Америке продолжали выполнять следующие традиционные функции:

♦   оборона;

♦   внутреннее законодательство;

♦   поддержка рынка с помощью системы законов;

♦   частичные общественные работы;

♦   сбор налогов.

Индустриализация и урбанизация ускорили развитие системы мас­сового образования, а также рост правительственных социальных про­грамм (ответ на «вызов» стихии рынка). После второй мировой войны широкое развитие получила программа «государства всеобщего благо­состояния» (welfare state). Британские социалисты ставили вопрос о том, что государство должно заботиться о человеке от колыбели до гро­ба. Сегодня нормой для развитых стран стало положение об обязатель­ном минимальном обеспечении каждого гражданина со стороны госу­дарства.

В свою очередь, принятие широких социальных программ вызвало быстрый рост бюрократии, особенно между 1945 и 1976 гг. в связи с идеей «государства всеобщего благосостояния», причем в наибольшей степени рос бюрократический аппарат в региональных и местных орга­нах. На разбухание государства влияют и другие факторы: например, в период «холодной войны» резко возросли расходы на оборону и после

4Dunleavy P.J. Introduction to Politics. UniversityofLondon, 1995.P. 7—8.

ее окончания не вернулись к прежним объемам; рост преступности при­водит к разбуханию полицейских структур и т.д. Иными словами, пред­сказание Вебера, что будущее принадлежит бюрократическому госу­дарству, похоже, начинает сбываться.