Современные политические теории

Автор: | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) | Количество страниц: 479

Лекция 6. НОРМАТИВНЫЕ ПОЛИТИЧЕ­СКИЕ ТЕОРИИ. УТИЛИТА­РИЗМ

Как уже было показано выше, к нормативным относятся политиче­ские теории предписывающего или рекомендующего типа. Или иначе, нормативная политическая теория говорит о том, что должно быть в политической жизни. Она находит свое выражение в абстрактных мо­ральных рассуждениях, но не отказывается и от обсуждения политиче­ских институтов и конкретной политики. Если с философской точки зрения нормативная политическая теория формулирует и конструирует моральные предписания, то в прикладном смысле она говорит о воз­можности применения моральных рецептов к практике политической жизни.

Нормативные политические теории имеют длительную традицию, начиная с греческой мысли на Западе и индуистской философии на Востоке. Нормативное теоретизирование представляется вполне естест­венным: если люди волей судьбы или обстоятельств вынуждены жить вместе, то почему бы не подумать, как это можно организовать наи­лучшим обществом? Иными словами, такие теории привлекают внима­ние ученых к проблеме организации и устройства общественной жизни. Однако следует иметь в виду, что выделение в отдельную отрасль зна­ния поиска ответа на вопрос — «что должно быть», не однозначно вос­принимается в академической среде. Многие противники такого подхо­да исходят из того, что у людей есть осмысленный моральный выбор. Другие сомневаются в том, что моральные предположения могут иметь какой-то смысл и действительно вытекают из фактов жизни. И, нако­нец, совсем небольшая группа исследователей вообще отрицает значе­ние размышлений о морали и нравственности.

Несмотря на критику, нормативные теории остаются живой и быст­ро развивающейся сферой знания о политике. Начиная с 1970-х годов, они пережили подлинное возрождение, оправившись от весьма тяжело­го удара, нанесенного по ним позитивистами.

Нормативная политическая теория — это способ размышлений о по­литических институтах, в особенности тех, которые связаны с властью, а также об отношении индивидов к этим институтам. Она занимается узакониванием имеющегося политического устройства или его альтер­натив.

Теоретики этого толка используют разнообразные методы. Наиболее типичными для нормативной теории из них являются три:

1.   Нормативные теории, прежде всего, стремятся добиться внутренней связности моральных аргументов. Поэтому теоретики этого направ­ления в последнее время часто обращаются к формальной логике и аналитической философии.

2.   Они опираются на социальные науки, например, на социальную ан­тропологию и историю для того, чтобы проверить правильность эм­пирических предпосылок приводимых аргументов.

3.   Наконец, выводы сопоставляются с интуитивными представлениями самого теоретика.

После 1970-х гг. нормативная политическая теория может быть раз­делена на два основных течения. Первое течение занималось, главным образом, проблемами распределительной справедливости и соотноше­нием справедливости и свободы. Каково моральное значение свободы и равенства? Каковы моральные основания публичной политики, имею­щей своей целью установление социального равенства? Совместима ли подобная политика со свободой индивида и с плюрализмом?

Второе течение интересуется преимущественно деятельностью и це­лями такого института как государство. Существуют ли моральные ос­нования государства? Какие именно? Почему мы должны подчиняться законам? В каких случаях, наоборот, законным будет гражданское не­повиновение?

В последующих темах учебного пособия мы более подробно остано­вимся на этих вопросах.

Нормативные политические теории обычно опираются на фунда­ментальные основания моральной философии. В сущности, от того, ка­ковы основания моральной философии, к которым обращается теоре­тик, зависит и содержательная стороны самой политической теории.