Современные политические теории

Автор: | Год издания: 2000 | Издатель: Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН) | Количество страниц: 479

Майкл Оакшотт. Рационализм в политике.

По мнению Оакшотта, разум находит значительно лучшее примене­ние при размышлении над истинами религии, при оценке мудрого по­рядка сословий и классов в существующем обществе и т.д. Традиция — это стиль жизни человека, а не путы на пути прогресса. Она намного превосходит любое суждение, продиктованное разумом, ибо способно­сти нашего разума в понимании мира весьма и весьма ограничены.

Тем не менее, некоторые другие аспекты политической теории Оак­шотта, позволили считать его либералом, прагматиком, историцистом, экзистенцианалистом, и даже постмодернистом. Таким образом, миро­воззрение Оакшотта практически невозможно отнести к какой-либо одной категории. Например, сам Оакшотт в работе «О человеческом поведении» назвал себя платоником, отмечая большое влияние, которое на него произвели труды древнегреческого мудреца Платона.

Когда Оакшотт рассуждает о религии, его идеи напоминают плато­новские, а призыв к политической терпимости повторяет тезис Сократа («Республика», книга 8), что режим, основывающийся только на одном принципе, саморазрушителен. Кроме того, Оакшотт попытался найти общее у Платона и Гегеля и воссоединить некоторые их положения. С одной стороны, Оакшотт представляет во многом гегелевский взгляд, что философы должны уметь преодолевать ограниченные интеллекту­альные ресурсы, предполагающие занятие наукой, историей и другими практическими дисциплинами для того, чтобы понять опыт как тоталь­ность, как целостность. С другой стороны, Оакшотт призывает своих читателей учиться у сократовских диалогов, как нужно идентифициро­вать и исследовать характер обусловленного мышления, которое и пре­допределяет поведение человека. Сказанное позволяет нам понять, по­чему Оакшотт подчеркивает значение философского исследования и одновременно придерживается взгляда на философию, который гово­рит, что философия не способна быть основанием для других типов понимания.

В 1920-х годах Оакшотт занимался проблемой религии, хотя ничего и не опубликовал на эту тему в те годы. Майкл Коулинг (с которым мы познакомились в предыдущем параграфе), находившийся под сильным влиянием взглядов Оакшотта, ничего не знал об этом интересе и даже писал, что Оакшотт внес свой вклад в гибель Бога в Англии. Коулинг назвал Оакшотта ведущим английским консервативным мыслителем столетия, однако он так и не смог сформулировать отношение мыслителя к религии57. Только из посмертно опубликованных работ стало ясно, какое место религия занимала в жизни Оакшотта.

Оакшотт выделил два христианских подхода к жизни. Ранние хри­стиане верили, что второе пришествие не за горами и стремились пре­одолеть как удовольствия, так и обязанности в этом мире, готовя себя к спасению. Поздние христиане, разочарованные откладыванием наступ­ления новой эры, сформулировали доктрину, обеспечивающую духов­ное руководство на период постоянно откладывающегося контакта с деградирующим миром. Короче, если ранние христиане полностью от­рицали ценности этого мира, поздние христиане пошли на компромисс. Для Оакшотта отрицание всех мирских ценностей является наиболее глубокой и истинной формой религии. Индивид-мирянин и религиоз­ный индивид представляют два разных типа «я». Миряне теряют себя в практической жизни общества в своем стремлении к лучшему будуще­му. Религиозные индивиды приспосабливаются к павшему миру и стре­мятся к моментам искренности и единства. Оакшотт считал, что совре­менной религии необходим более твердый взгляд против внешних, мирских ценностей, то есть духовный подход, допускающий полную автономию «я».

Оакшотт вовсе не стремился сформулировать новые религиозные взгляды. Его больше интересовали отношения между философией и практической политикой. Находясь под сильным влиянием Гегеля, Оакшотт настаивал на том, что человеческие суждения нуждаются в субординации реальных идей. Он писал, что философия анализирует разные типы понимания, которые создают связную реальность Ученые-естествоиспытатели предполагают наличие некоего целостного знания, когда проводят свои эксперименты. Историки делают то же самое, ста­раясь объяснить какое-то событие. Философы предполагают, что пред­положения, лежащие в основе конкретных видов деятельности, являют­ся единственной основой для хорошего или дурного поведения. Хоро­шее и дурное опираются не на некую объективную истину, а на их роль в обеспечении характера человеческого поведения. Оакшотт полагает, что философ пытается понять взаимосвязанный и целостный мир опыта, то есть фактически встает на рациональные позиции.

Как же соотносятся философия и политика, по мнению Оакшотта?

В работе «Рационализм в политике» он писал по этому поводу:

♦ философия политики может идентифицировать, но не создать предположения, на основе которых осуществляется политическая деятельность. Действительно, философия политики необходима

57Cowling M. Religion and Public Doctrine in Modern England. Vol. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1980.

для политической практики, поскольку стоит над предположе­ниями и настроениями, имеющими отношение к этой практике, понимаемой как целое;

♦   философия политики признает, что, поскольку эти утверждения присущи самой деятельности, то они являются единственным ос­нованием для оценки поведения как хорошего или дурного. Вся­кая попытка трансформировать предпосылки одной сферы дея­тельности в другую приведет к разрушению единственного ис­точника связности, присутствующего в человеческом поведении. По мнению Оакшотта, когда государство или любая другая централизованная власть пытается диктовать гражданам определен­ный тип поведения ради достижения рациональных политических це­лей, то тенденции теряют свою связность и свою способность устанав­ливать процедуры для достижения частных целей. Философии следует внести более позитивный вклад в связи с тем, что она обладает способ­ностью идентифицировать идеалы как предпосылки бытия мира.

Понятно, что политическая философия стремится определить посто­янный характер политической деятельности. Философия политики идентифицирует контекст предположений и редактирует политическое мышление.

Таким образом, Оакшотт выделил две стороны политической фило­софии. Чем более философичной является политическая философия, тем более сомнительны ее собственные предположения и процедуры и тем меньше может она сказать о политической практике, поскольку она стремится к целостному пониманию опыта. С этой точки зрения то, что отличает политическую философию от других типов философии, так это ее происхождение из мира политики. Но как только эта точка отсче­та исчезает из виду, политическую философию невозможно отличить от других философских направлений, например, философии религии, фило­софии науки, эстетики и т.д.

Вторая сторона политической философии, которую акцентировал Оакшотт, — это идентификация и исследование контекста, в котором осуществляется политическое мышление, то есть предварительных ус­ловий появления многих мнений, предопределяющих политическую практику. Политический философ, с этой точки зрения, занимается тем, что пытается определить тот процесс размышлений, при котором пони­мание политических феноменов переходит с одного уровня на другой.

Объединяет две стороны политической философии помещение по­литической мысли в контекст, то есть сократовский поиск знания с по­мощью мнений других людей. Уникальная роль философии заключает­ся в ее способности к пониманию абстрактного мышления, которое он назвал «теорией» в своем эссе «О человеческом поведении». Позднее Оакшотт пересмотрел свой взгляд на политическую философию. В эссе «Политика веры и политика скептицизма» он написал, что вся совре­менная политическая философия была создана в контексте конкури­рующих друг с другом идей, пытающихся определить, как нужно управ­лять государством. В своем последнем эссе «Правление права» Оакшотт высоко оценил Гоббса как «пионера» в определении граждан­ских ассоциаций, то есть общества, не ставящего перед собой великих целей. Тем не менее, по его мнению, Гоббс так и не сумел определить стандарты для оценки, способствует ли право формированию опреде­ленного типа общества — лакуна в политической философии, которую еще предстоит заполнить.

Остается неясным, хотел ли Оакшотт только понять политический мир или стремился создать новый? Как бы там ни было, уже очевидно, что он выходит далеко за границы консерватизма, предлагая не только новые темы, но и их новое видение.

Вопросы для самопроверки

1.   Вы познакомились с несколькими консервативными теориями. Могли бы Вы теперь сформулировать основные принципы консерватизма?

2.   Какие идеи Эдмунда Берка были развиты группой Солсбери? Что они внесли нового?

3.   Какие  идеи  Карла Шмитта позволяют  считать  его  консерватором? Майкла Оакшотта?

4.   Что такое традиция в консервативном понимании?

5.   Как консерваторы относятся к теоретическому знанию? Приведите при­меры.

Дополнительная литература

1.  Шмитт К. // Антология мировой политической мысли в 5 томах. Т. 2. С. 290—10.

2. Оакшотт М. // Антология мировой политической мысли в 5 томах. Т. 2. С. 448--Ф65.

3. Руткевич А. Что такое консерватизм? М.: Университетская книга, 1999.

4.  Философия и политика / Под ред. В.В.Мшвениерадзе. М., 1989.

5.   Мельвиль  А.Ю.   США  —  сдвиг  вправо?   Консерватизм  в  идейно-политической жизни США 80-х годов. М., 1986.

6.   Шмитт К. Политическая теология. М.: Канон-Пресс, 2000.