Історична панорама. Вип. 5

Автор: | Рік видання: 2007 | Видавець: Чернівці: ЧНУ "Рута" | Кількість сторінок: 158

4. Положение венгерского, немецкого и еврейского этнических меньшинств в составе Румынского королевства в 20-х - 30-х гг. XX в.

Виктор Папук

Одним из результатов Первой мировой войны стало образование в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы ряда новых государств, политические границы которых не совпадали с этническими. При этом часть некоторых титульных наций бывшей Австро-Венгерской полиэтнической империи (как, например, австрийцы в Чехословакии, венгры в Трансильвании и пр.) в новых политических условиях де-факто и де-юре превратились на этнические меньшинства. Будучи неготовыми к такой радикальной трансформации своего политического статуса, некоторые представители в прошлом имперских наций все же временно были вынуждены смириться с подобным положением. Не вступая на путь резкого противостояния с новообразовавшимися на обломках империи государствами, они, тем не менее, в период между мировыми войнами так и не были в состоянии внутренне признать легитимность данных государств. С другой стороны, некоторые этнические группы (как, например, евреи) получили определенные изменения своего статуса в лучшую сторону.

Однако в целом следует согласиться с мнением черновицкого исследователя А. И. Сыча о том, что почти каждое из «государств, созданных на руинах старых империй, воспроизводило в миниатюре ту империю, в составе которой оно ранее находилось, и, таким образом, включало в себя национальные меньшинства, как правило, недовольные своим положением в этих новых государствах, правительства которых не признавали за ними права на самоопределение, реализовав его только для своих народов»1.

Довольно острым было противостояние титульной нации и этнонациональных меньшинств и в Румынии, в состав которой после 1918 г. вошло несколько территорий, преимущественно населенных представителями нацменшинств. Особенно много среди последних было венгров, украинцев, немцев и евреев. Выяснению положения венгерского, а также немецкого и еврейского этнических меньшинств в Румынии в период между двумя мировыми войнами в контексте трансформации этнонациональной политики румынского правительства посвящена данная статья.

Нужно отметить, что данная проблема, несмотря на наличие значительного количества работ, ей посвящённых и принадлежащих, главным образом, перу румынских историков, публицистов, общественно- политических деятелей, нуждается в обстоятельном и непредвзятом освещении. При этом бросается в глаза существенная особенность румынской историографии данной проблемы: подавляющее большинство работ относится к 20 - 30-м гг., т.е. исследования велись „по горячим следам”. Особенно негативно это отразилось на изучении динамики состояния венгерского этноса в Румынии, проходившем параллельно с обострением румыно-венгерских межгосударственных взаимоотношений.

Немало информации относительно положения венгерского, немецкого и еврейского этнических меньшинств в межвоенный период содержится в фундаментальной работе И. Скурту и Г. Бузату2. Среди работ, которые рассматривали этнонациональную политику румынского правительства в целом и, как отдельный фрагмент, динамику положения венгерского меньшинства и эволюцию румыно-венгерских взаимоотношений следует отметить публикации И. Градистяну3, В. Яманди4, В. Сердичи5, П. Банеску6, С. Драгомира7, П. Гарбовичану8, И. Мическо9, 3. Пакушану10, Т. Пушкариу11, Д. Раца и Ж. Винца12 и т.п. Острой критике проявлений так называемого „венгерского ревизионизма”13 посвящены работы В. Сербанеску14, О. Джибу15, А. Госимана16, П. Немояну17. Довольно основательной работой по проблематике „венгерского ревизионизма” в контексте румыно-венгерских отношений, вышедшей в Румынии в последние годы является работа Д. Стратулате „Венгерский ревизионизм: вчера и сегодня”18.

Таким образом, одним из важнейших результатов т. наз. «Объединения» (т.е. санкционированного странами Антанты расширения румынской территории за счет присоединения к ней Северной Буковины, Трансильвании, Бессарабии и Южной Добруджи) стала интеграция в рамках румынского государства разных национальных меньшинств. В целом же (согласно переписи населения 1930 г.), Румыния стала явно полиэтническим государством со следующим этнонациональным составом: кроме румын (71,9 %) перепись отметила присутствие венгров (7,9 %), немцев (4,1 %), евреев (4 %), украинцев (3,2 %) и представителей прочих этнических групп (русских, болгар, турок, гагаузов, чехов, словаков, поляков и пр.)19.

С ратификацией королевским указом актов Объединения от 27 марта, 28 ноября и 1 декабря 1918 года все жители Бессарабии, Буковины и Трансильвании автоматически стали гражданами Румынии. Указами от 30 декабря 1918 года и от 28 мая 1919 года предоставлены гражданские права евреям, населявшим Старое Королевство (т.е. территорию Румынского государства до Объединения)20.

Парижская мирная конференция обязывала Польшу, Чехословакию, Румынию, Югославию, Венгрию, Австрию, а также Грецию подписать специальный договор о национальных меньшинствах, с предоставлением им полных прав, за осуществлением которых должен был следить Совет Лиги Наций.

Интеграция национальных меньшинств в рамках румынского государства оказалась сложным комплексным процессом, имеющим как положительные, так и отрицательные стороны. В целом же правительство занялось созданием законодательного поля, которое бы обеспечило равенство всех румынских граждан, невзирая на их национальность. В основу законодательства по правам нацменьшинств, начиная с закона о выборах, конституции 1923 года, административного закона и заканчивая законом об образовании, религии, экономики и т.д. был положен принцип недопущения дискриминации по национальному признаку.

И тем не менее фактически, начиная с декабря 1918 г., лидеры венгерского этнического меньшинства взяли курс на осуществление так называемого «пассивного сопротивления» румынским властям в надежде, что великие державы-победители не будут ратифицировать присоединение Трансильвании к Румынии. Подписание 4 июня 1920 г. Трианонского договора вызвало, с одной стороны, изменение взаимоотношений венгров и румынского государства, а, с другой стороны, наметило новые тенденцию в политической организации венгерского меньшинства. Для защиты венгерского этнического сообщества на территориях Румынии в 1921 г. возникла их первая политическая внепартийная организация - «Федерация венгров». «Федерация» вскоре была распущена румынским правительством, однако процесс политической структуризации венгерского этнического меньшинства продолжался, и вскоре, в июне 1921 г. и феврале 1922 г., были образованы две политические партии: Венгерская национальная партия и Венгерская народная партия (существенных противоречий между обеими партиями не существовало, поэтому в декабре 1922 г. они объединились в Венгерскую партию)21. В то же время, в недрах Венгерской партии периодически возникали разные группировки (например, в 1926 - группа левого направления, объединившаяся вокруг журнала «Когипк», а в 1928 г. - другая группировка, сплотившаяся вокруг журнала «Erdely Helikon»). С 1934 г. в Венгерской партии возникло «Объединение венгерских трудящихся Румынии» (MADOSZ), которое функционировало под общим руководством Коммунистической партии22. Существовала также группировка экстремистского характера, выдвинувшая в ноябре 1931 г. законопроект культурной, церковной и административной автономии для территорий, населённых венграми, согласно которому предполагалось параллельное функционирование в пределах автономии венгерского языка наряду с румынским23.

Политическая деятельность Венгерской партии сосредотачивалась на защите интересов венгерской общины, которую лидеры последней стремились держать в изоляции по отношению к румынскому обществу. Она требовала, чтобы румынское государство не вмешивалось в деятельность школ с преподаванием на венгерском языке, чтобы не претендовало на введение учебных программ и использование учебников, утвержденных министерством общественного образования. В то же время лидеры Венгерской партии претендовали на финансирование этих школ Румынским государством.

Другая группа требований касалась аграрной реформы. Венгерская партия считала, что последняя наносит удар по венгерским собственникам. Партия оказывала юридическую помощь так наз. «оптантам», т.е. лицам, подвергшимся экспроприации24, в частности, в возбуждении судебных процессов против румынского государства, с целью сохранения в их собственности больших площадей пахотных земель и лесов. С политической точки зрения Венгерская партия требовала также права на «самоуправление» в уездах, где венгры составляли большинство населения.

На парламентских выборах Венгерская партия получила около 20 мандатов в Собрании Депутатов, к которым добавились также места сенаторов. При помощи многочисленных жалоб, запросов, дебатов сенаторы и депутаты, представлявшие венгерскую общину, акцентировали внимание на недостатках демократического режима Румынии, вынося на обсуждение общественности трудности, с которыми сталкивались венгры. Они считали, что существует целенаправленная государственная политика по ликвидации идентичности этого меньшинства.

Партией широко использовался метод направления петиций Совету Лиги Наций, в которых отражалась «драматическая» ситуация с положением венгерского меньшинства в Румынии, по отношению к которому, по их мнению, применялась дискриминация и насильственная ассимиляция. Согласно некоторым статистическим данным, количество петиций, направленных Лиги Наций, в 1930-1931 гг. доходило до 204 (впоследствии «петиционная активность» пошла на убыль, составив в 1936 г. всего 19 обращений).

Установив, что практика подачи петиций не достигает желаемых результатов, руководство Венгерской партии решило прибегнуть к другим способам, в первую очередь к прямому обращению к правительствам великих держав, особенно Великобритании. В своей ревизионистской деятельности Венгрия использовала и некоторых священников, журналистов, культурных деятелей, а также разные венгерские общества, ассоциации и фонды в Румынии. Интересно, что в эту деятельность были вовлечены и некоторые священники немецкого происхождения, которые вели церковные службы на венгерском языке, а также большое количество евреев из Трансильвании. Однако основным орудием Венгрии в осуществлении ревизионистской политики на территории Румынии оставалась именно Венгерская партия. Согласно некоторым источникам, в 1936-1937 годах правительство Венгрии предоставило руководству Венгерской партии Румынии сумму в 30 миллионов лей, к которым добавилось еще 20 миллионов лей, собранных в разных городах и селах Венгрии в поддержку деятельности этой партии. Венгерская партия придерживалась непримиримой линии по отношению к румынскому государству, подвергая его национальную политику постоянной и жесткой критике. В частности, на съезде этой партии в сентябре 1937 г. утверждалось, что румынское правительство «распустило» церковно-приходские школы, что закон о предоставлении субвенций миноритарным (т.е принадлежащих этническим меньшинствам) школам не выполняется, а венгерский язык фактически запрещен. Следует сказать, что подобные утверждения не соответствовали действительности: в 1936-1937 учебном году преподавание религии в Румынии осуществлялось в 1252 начальных школах, а 8483 венгерских школьников посещали частные вспомогательные школы, в которых обучение проводилось на венгерском языке25.

Еще одним этническим меньшинством, вопрос об интеграции которого в состав Румынского королевства возник после 1918 г., были немцы. Уже 6 сентября 1919 г. в Тимишоаре состоялось общее собрание немцев Великой Румынии, на котором было решено, что немцы будут активно участвовать в общественной жизни, в том числе и в парламентских выборах. В сентябре 1921 г. возник «Союз Немцев Румынии», представлявший, согласно своему уставу, «центральный орган немецкой нации в Румынии». Необходимо отметить, что приспособление немецкого населения к новым условиям происходило намного легче, нежели венгров. На политическом уровне их интересы представляла Немецкая партия. Первоначально последняя придерживалась тактики сотрудничества с румынскими властями, понимая, что таким образом ей легче будет удовлетворить свои требования, касающиеся в основном сферы образования и религии. Однако с 1932 г. руководство Немецкой партии столкнулось с давлением со стороны прогитлеровских группировок, крайне усилившихся после 1933 г. Именно тогда власти Германии начали утверждать, что зарубежные немцы являются «гражданами двух отечеств» - Германии и страны, где они проживали. В Румынию были посланы профессиональные нацистские пропагандисты, распространялись национал-социалистические газеты и журналы26.

Еще в сентябре 1932 г. в г. Сибиу возникла организация «Движение в поддержку немцев Румынии» с ярко выраженной национал- социалистической ориентацией, а уже в мае 1933 г., вскоре после прихода Адольфа Гитлера к власти в Германии, была создана Национал- социалистическая партия немцев Румынии (в декабре этого же года в целях маскировки переименованная в «Движение Национального Обновления немцев Румынии»), Её члены распространяли брошюры и газеты Рейха, проводили конференции, носили нацистскую форму, устанавливали флаги со свастикой, исполняли нацистские песни. Впрочем, 7 июля 1934 г. данная организация была распущена решением румынского правительства. Однако её лидер, Ф. Фабрициус, опираясь на поддержку Берлина, сохранил политическое влияние: 22 октября 1935 года он стал председателем «Союза Немцев Румынии», а в 1936 году был избран председателем Немецкой партии, ставшей с того времени фактическим филиалом НСДАП27.

Практически одновременно, в мае 1935 г., была учреждена «Партия немецкого народа Румынии», провозгласившая лояльность по отношению к румынскому государству и лично королю Каролю II, хотя в основе всей её деятельности также была нацистская идеология28. Тем не менее преувеличивать увлечение национал-социалистическими идеями со стороны немецкого этнического меньшинства не стоит. Немало немцев, состоявших членами социал-демократической и коммунистической партий Румынии, достаточно резко высказывались против нацизма.

Третьим по численности национальным меньшинством, оказавшимся в составе Румынии после декабря 1918 г., были евреи. В отличие от венгров и немцев они не были отягощены имперским сознанием, однако оказались в достаточно сложной ситуации, поскольку тяготели к разным культурам: евреи, проживавшие на территории «Старого Королевства» - к румынской, в Венгрии - к венгерской, на Буковины - к немецкой (австрийской) культуре, а бессарабские - вообще к русской культуре. Даже в отношении религии, традиций, обычаев существовали существенные различия. Евреи «Старого Королевства» с 1909 г. имели соответственную организацию - «Союз местных евреев», переименованный в 1933 г. в «Союз румынских евреев». Последний также включал местные организации из Бессарабии, Буковины и Трансильвании. В качестве основной задачи «Союз» провозглашал борьбу за защиту индивидуальных и коллективных прав еврейского населения Румынии. «Союз» уделял особое внимание проблемам образования, требуя, чтобы государство больше поддерживало еврейские церковно-приходские и частные школы. Весьма настойчиво с парламентской трибуны, на собраниях и в прессе поднималась проблема нарушения некоторых прав и свобод евреев, что рассматривалось членами и лидерами организации как проявление антисемитизма со стороны румынских шовинистов. Лидеры «Союза румынских евреев» энергично осуждали действия антисемитского характера, инициированные некоторыми румынскими экстремистскими организациями, без колебаний обращаясь к международным еврейским организациям и даже к Совету Лиги Наций29.

Что касается политический деятельности представителей еврейской общины, то она была в идеологическом отношении достаточно разновекторной: от национал-крестьянской и национал-либеральной до некоторых левых и леворадикальных партий, таких как социал- демократическая и коммунистическая партии Румынии. В то же время в мае 1931 г. была создана Еврейская партия, получившая на выборах в июне того же года 2,19 % голосов и 4 места в Собрании депутатов. Эта партия выступала в защиту прав и свобод, предусмотренных Конституцией, за сотрудничество с румынской нацией, выражала веру в демократию и требовала преследования экстремистских течений. Однако, после относительно успеха, достигнутого на парламентских выборах в июле 1932 г., когда партия получила 2,26 % голосов и 5 мандатов в Собрании депутатов, начиная с 1933 г. она уже не смогла попасть в законодательные органы30.

29 января 1936 г. был создан Центральный совет евреев Румынии, в состав которого вошли представители «Союза румынских евреев», Еврейской партии и ряда священнослужителей, заседающих в Сенате страны. Главной целью Совета была защита прав евреев, предусмотренных конституцией 1923 года.

Рассматриваемый период также характеризуется усилением сионистского движения, стремившегося к созданию в Палестине еврейского государства. В 1924 г. возник «Сионистский союз Румынии», являвшийся филиалом всемирного Сионистского Центра в Лондоне, и занимавшийся преимущественно сбором денежных средств для покупки земель в Палестине и подготовкой евреев к эмиграции. Собранные сионистами суммы были внушительными, что заставило министерства труда, здравоохранения и социальной защиты, образования и финансов попросить в 1936 г. запретить их сбор, объясняя это решение тем, что вывоз из страны значительных сумм без согласия национального банка Румынии представлял угрозу для ее экономики31.

Интеграция национальных меньшинств в рамках румынского государства столкнулось с тяжелыми, напряженными моментами. Чтобы контролировать ситуацию, законом от 22 декабря 1920 г. была создана должность замминистра по этническим делам в составе Министерства внутренних дел, а в июне 1931 г. - должность министра по нацменьшинствам при Совете Министров.

Правительство пыталось побудить государственных служащих - выходцев из этнических меньшинств - изучать официальный язык государства. В частности, открывались специальные курсы румынского языка, неоднократно проводились проверки на его знание и соответствующие экзамены. Однако в то время, как остальные меньшинства подчинились этим требованиям, руководство Венгерской партии призвало венгров не посещать курсы и не являться на экзамены, считая их дискриминационными и неправомерными.

Разумеется, что в политической жизни Румынии, как и в остальных европейских странах, одновреенно существовали проявления национализма, интернационализма и политического экстремизма. Например, пресса Венгерской партии воспитывала в среде трансильванских венгров кастовый дух с явственной антирумынской направленностью. Румынские власти были достаточно толерантными к нарушениям законов со стороны граждан, являющихся представителями национальных меньшинств, чтобы не придавать политическую окраску возможным мерам наказания. К примеру, власти не проводили последовательной политики для поддержки румын в населенных пунктах, где они были в меньшинстве по сравнению с другими этническими группами.

Однако в стране существовали также определенные политические круги, достаточно резко осуждавшие толерантность тогдашних властей. Например, в 1923 г. была создана радикальная «Лига христианско- национальной защиты» во главе с А. Кузой, высказывавшимся за введение этнической пропорциональности во всех государственных учреждениях и на предприятиях, главным образом в университетах. В июне 1927 г. другой румынский шовинист К. Кодряну учредил «Легион архангела Михаила», румынскую ультранационалистическую организацию, впрочем, распущенную правительством в январе 1931 года, после попытки организовать беспорядки на этнической почве.

В особом положении находилась Коммунистическая Партия Румынии, созданная в мае 1921 г. и объявленная вне закона в декабре 1924 г. Большинство членов КПР представляли национальные меньшинства. Так, на пятом съезде КПР в декабре 1931 года участвовало 24 делегата с правом решающего голоса, из них 9 румын, 6 евреев, 4 венгра и т. д. В целом этнический состав партии в 1933 году был следующим: румын - 375, венгров - 400, евреев - 300, болгар - 140, русских - 100, украинцев - 70, молдаван - 70, других национальностей - 170. Как видно, румыны (в том числе молдаване) составляли только 26% национального состава КПР, хотя общий процентный состав румынского населения в стране был 72%32

Межнациональная напряжённость усилилась после создания в июле 1935 г. национал-христианской партии. Последняя объявила себя националистической и использовала лозунг «Румыния для румын», требуя пропорционального представительства в экономических и политических учреждениях, согласно численности этнических групп в стране. Важным пунктом в программе этой партии была ревизия гражданства, полученного евреями после 1918 г. В феврале 1935 г. еще одна ультранационалистическая организация «Румынский фронт» также потребовала «этнической пропорциональность» для «валахов» (т. е. румын).

Вместе с тем, следует отметить, что экстремистские настроения получили определённое распространение и в среде национальных меньшинств. Так, в 1935 - 1936 гг. главным в деятельности политического руководства немцев Румынии становится распространение нацистских идей о принадлежности немцев к «высшей расе», а также организация военизированных формирований. В среде венгерского меньшинства прочно укоренились лозунги М. Хорти, о «кровной аристократии», «цивилизаторской» роли венгров. В еврейской общине были сторонники «мессианской роли» евреев, которые, якобы, являются «богоизбранным народом». По ироничному выражению румынских авторов И. Скурту и Г. Бузату, в то время, как одни евреи стали приверженцами сионизма и создания собственной родины в Палестине, другие проповедовали интернационализм и активно работали в Коммунистической партии Румынии33.

Следует отметить, что в межвоенные годы румынская власть проявила определённую непоследовательность, терпя деятельность некоторых экстремистских организаций. Органы министерства внутренних дел часто оставались бездеятельными, когда «легионеры» (т.е. члены упомянутого выше «Легиона архангела Михаила») или кузисты сжигали демократическую прессу (которую считали еврейской), требуя удаления из коллегии еврейских адвокатов и запрещения студентам той же национальности поступать в университеты.

Правительство Гоги, пришедшее к власти 28 декабря 1937 г., приняло некоторые меры в духе программы национал-христианской партии: закрытие газет «Правда», «Утро», «Борьба», отмена пропусков свободного передвижения средствами общественного транспорта для еврейских журналистов. 21 января 1938 г. был введен закон о пересмотре гражданства, согласно которому местные сельсоветы должны были вывесить списки евреев, имеющих румынское гражданство. Последние обязаны были принести подтверждающие документы в 20-дневный срок. Этим действием преследовалась цель точного установления количества евреев, поселившихся в Румынии после 1918 г. и не имевших законных оснований для проживания.

Международные еврейские круги, а также правительства Франции, Великобритании и США враждебно восприняли политику правительства Гоги. В свою очередь, румынские евреи начали изымать деньги из банков и закрывать свои предприятия, порождая настоящий экономический кризис.

1 февраля 1938 г. в Румынии был установлен монархический авторитарный режим. Манифест нового правительства во главе с Мироном Кристя, распространённый в тот же день, касался, в том числе, и этнических проблем: «Пропаганда национальной идеи будет превалировать во всех областях государственной жизни... исправляя историческую несправедливость во всех сферах по отношению к румынскому доминирующему элементу, без несправедливых актов против старых меньшинств. Правительство объявляет, что тщательный пересмотр послевоенной натурализации позволит шире развивать румынскому элементу экономическую жизнь»34.

Одновременно с установлением нового режима на всей территории страны были введены комендантский час и цензура. Тем не менее, 27 февраля 1938 г. была принята новая конституция, которая формально не отменяла гражданские права и свободы. В частности, предусматривалось, что «все румынские граждане, независимо от этнического происхождения, вероисповедания равны перед законом и должны его соблюдать и подчиняться ему», а также, что «румыны пользуются свободой совести, свободой труда, свободой образования, свободой прессы, свободой собраний, свободой объединений, и всеми свободами, из которых вытекают права в условиях предвиденных законодательством»35. Согласно новой

Конституции, государство объявляло, что оно «гарантирует всем религиям одинаковые свободы и защиту, поскольку их вероисповедание не мешает общественному порядку, хорошим нравам и безопасности государства»36.

30 марта 1938 г. появился королевский указ, который устанавливал, что все общества, группировки или действующие партии, созданные для пропаганды, а также для осуществления политических идей, подлежат роспуску. Тем не менее, большинство политических партий нацменьшинств фактически продолжили свою деятельность, только под новыми названиями. Венгерская и немецкая общины присоединились в январе 1939 г. к Фронту Национального Возрождения, единственной партии, учрежденной по инициативе короля Кароля II.

Усиление национализма стало характерной чертой внутриполитического развития многих восточноевропейских стран в 1930-е годы, в том числе и Румынии. С другой стороны, она в межвоенный период стала убежищем для многих евреев, преследуемых властями других государств; многие из них поселились главным образом в Молдавии.

Одним из проявлений усиления национализма стало то, что румынская власть стала высказываться за «защиту национального труда»; в этом плане стоит упомянуть закон от 16 июля 1934 года, который устанавливал, что на гражданских промышленных и торговых предприятиях румыны должны составлять не менее 80% от всего коллектива и не менее 50% руководящего состава37. Считалось, что только румыны могут обеспечить полную безопасность и верность в случае войны или другой национальной угрозы. Несмотря на то, что этот закон вызвал много дискуссий, он не дал ожидаемых результатов.

Весьма важное место во взаимоотношениях нацменьшинств и румынских властей занимала государственная образовательная политика. Образование было важной составной частью культурной жизни, играя решающую роль в процессе обучения и воспитания молодежи. Румынские школы всех уровней посещали ученики и студенты - представители национальных меньшинств. В то же время функционировали и школы с преподаванием на языках национальных меньшинств, которые финансировались как государством, так и различными конфессиональными организациями, общественными учреждениями, частными лицами. Обучение на языках национальных меньшинств регламентировалось июльским законом 1924 г., согласно которому изучение румынского языка в школах являлось обязательным. Такие предметы как тот же румынский язык, история и география Румынии, общественные науки преподавались только на румынском языке.

Конкретные данные идут вразрез с политическими утверждениями и заявлениями некоторых лидеров национальных меньшинств. Так, в 1934/1935 учебном году в государственных начальных школах училось в общей сложности 1 898 377 румын, 117 796 венгров, 58 793 немцев, 56 821 евреев. В 1935 году у мадьяр Трансильвании было 17 лицеев, 20 гимназий, 3 высших коммерческих школ, 8 среднеобразовательных школ, 48 церковноприходских школ, во многих румынских лицеях были отделения венгерского языка .

Кроме того, власти Румынии выделяли из бюджета большие денежные средства на религиозные цели. Так, в 1936/1937 бюджетном году румынское государство выделило следующие суммы на религиозные потребности нацменьшинств: католикам - 22 422 680 лей, протестантам - 18 371 652 лей, евангелистам-лютеранам - 8 840 800 лей, униатам - 3 347 350 лей, мусульманам - 5 327 225 лей и т. д39.

Областью, в которой нацменьшинства были представлены наиболее ярко, являлись средства массовой информации. В 1922 г. в Румынии издавалось 657 газет и 524 журнала, в том числе 181 газета и 75 журналов на языках национальных меньшинств (из них 144 - на венгерском, 71 - на немецком, 6 - на еврейском). Такая же ситуация наблюдалась и в 30-е гг. Так, в 1934 г. в Румынии выходило 2 253 периодических издания, из которых 1 645 - на румынском языке (940 газет и 705 журналов), 273 - на венгерском (150 газет и 112 журналов), 170 - на немецком (131 газета и 45 журналов), 27

- на идише (18 газет и 9 журналов). Были издания, выходящие на двух языках: 9 - на румынском и венгерском (2 газеты и 7 журналов), 6 - на румынском и немецком ( 2 газеты и 4 журнала), 1 - на румынском и идише (журнал), 1 - на венгерском и немецком (журнал), 6 - на языках национальных меньшинств и французском (в том числе на немецком и французском, венгерском и французском). Были и периодические печатные издания на трех языках: румынском, венгерском и немецком (14 газет и 13 журналов)40. В тот год румынская пресса имела тираж в 3,5 млн. экземпляров, из которых 984 103 экземпляра печатались на языках национальных меньшинств41.

Таким образом, национальные меньшинства представляли весьма разные с экономической, культурной, политической точки зрения сообщества. Несомненно, что их положение в Румынии определялось целым рядом факторов внутренней и международной жизни. Не в последнюю очередь на него влияла динамика дипломатических отношений между Румынией, с одной стороны, и Венгрией, Германией, а также (что касается евреев), стран с сильной еврейской общиной, с другой. Тем не менее, достаточно либеральная политическая система Румынского государства в 20- х - первой половине 30-х гг. стала тем фактором, который обеспечил некоторые достижения этнических меньшинств в политической и культурно-образовательной областях. Положение ухудшилось после отмены в 1938 г. либеральной конституции, что привело к существенному усилению ультранационалистических тенденций во внутренней политике румынских властей.

Вместе с тем, на протяжении межвоенного периода такие меньшинства как венгры, немцы и евреи имела определённые достижения в Румынии, в частности, получили возможность (и в полной мере ею воспользовалась) создавать легальные политические структуры для защиты собственных интересов, значительно продвинулись на пути осуществления определённой автономии в сфере образования, культурно-религиозной жизни и т.п.

Примечания:

1. Сыч А. И. Национальный аспект Версальской системы // Вопросы истории. - 2004. -№ і.-с. 127.

2. Scurtu I., Buzatu Ch. Istoria Romanilor in secolul XX (1918 - 1948). - Bukuresti: Paideia, 1999. - 712 p.

3. Gradisteanu I. Politica etnica a Romaniei (sedinta Senatului). - Bucuresti: Imprimeria statului, 1927. - 28 p.

4. Iamandi V. Politica nationala de stat. Problema nationalizarii oraselor, minoritati etnice si alte chestiuni. - Bucuresti: Imprimeria independenta, 1935. - 159 p.

5. Serdici V. Problema minoritatilor. - Bucuresti: Imprimeria culturala, 1932. - 22 p.

6. Banescu P. Le nouveau regime des minorities en Roumani. - Bucharest: Imprimeri Nationale, 1938. - 14 p.

7. Dragomir S. La Transylvanie roumaine et ses minorities ethniques. - Bucharest: Imprimeria nationala, 1934. -284 p.

8. Garboviceanu P.Minoritatile din Romania. - Bucuresti: Ed.Casa scolilor, 1928. - 55 p.

9. Misesco I. Le probleme des minorities ethnique. - Bucharest: Curierul judiciar, 1937. - 14 p.

10. Pacuseanu Z. Problema satului minoritatilor. - Bucuresti: Tip.L.Geller, 1936. - 24p.

11. Puscariu T. Minoritatile nationale din Transilvania. - Bucuresnti : TLX, 1940. - 198 p.

12. Racz D., Vincze J. Problema nationala a ungurilor din Ardeal . - Bucuresti, 1940. - 13 p.

13. Широко используемый в румынской историографии термин «венгерский ревизионизм» означает стремление венгерских правящих кругов вернуть в состав Венгрии все потерянные по результатам Первой мировой войны территории, а также конкретные шаги в этом направлении. В контексте румынско-венгерских отношений «венгерский ревизионизм» тесно связан с претензиями Венгерского королевства на Трансильванию, которую обе стороны считали своей неотъемлемой исторической территорией.

14. Serbanescu V. Teze antirevizioniste. - Cernauti: Glasul Bucovinei, 1934. - 35 p.

15. Ghibu O. Revizionismul romanesc, ca raspuns la revizionismul unguresc. - Bucuresti: Cartea Romaneasca 1938. - 12 p.

16. Gosiman A. Romaniea si revisionismul maghiar. - Bucuresti: Universul, 1934. - 410 p.

17. Nemoinau P. In calea revizionistului maghiar. - Bucuresti: Curierul Judiciar, 1939.-54p.

18. Stratulate D. Revizionismul ungar: ieri si astazi. - Bucuresti: Ed. Tineretului, 1999. - 350 p.

19. Scurtu I., Buzatu Ch. Op. cit. - P. Ibidem.-P. 35.

20. Scurtu I., Buzatu Ch. Op.cit. - P. 36; Illyes E. National minorities in Romania. New York, 1982 // http://www.hungarian-history.hu/lib/minor/min06.htm.

21. Scurtu I., Buzatu Ch. Op.cit. - P. Ibidem.

22. Чрезвычайно острой в венгерско-румынских отношениях в межвоенный период была проблема венгерских "оптантов" (от румын, „а opta” - „желать”). Последние представляли собой лиц из числа венгерских землевладельцев Трансильвании, которые в соответствии с Трианоне ким договором воспользовались своим правом избрать венгерское гражданство, одновременно утратив (по ст. 63 указанного договора) всё движимое и недвижимое имущество.

23. Buse С., Dascalu N. Nicolae Iorga si revizionismul maghiar. Culegere de articole, ztudii, conferinte si discursuri parlamentare (1918 - 1940). - Bucuresti: Editura Universitatii, 1993.-P. 72.

24. Scurtu I., Buzatu Ch. Op.cit. - P. 39.

25. Ibidem. - P. 40.

26. Ibidem.

27. A1 doilea razboi mondial.Situatia evreilor din Romania. - Cluj-Napoca: Editura Fundatia Culturale Romana, 1994 - P. 14.

28. Scurtu I., Buzatu Ch. Op.cit. - P. 41.

29. Ibidem.

30. Stanescu M.C.Moscova, Cominternul, filiera comunista balcanica si Romania (1919- 1944). - Bucuresti: Editura Silex, 1944. - P. 114.

31. Scurtu I., Buzatu Ch. Op.cit. - P. 46.

32. Цит. за: Manoilescu M. Rostul si destinul burgheziei romanesti.- Bucuresti, 1942. - P. 262.

33. Цит. за: Scurtu I., Buzatu Ch. Op.cit. - P. 47.

34. Ibidem.

35. Manoilescu M. Op.cit. - P. 262.

36. Scurtu I., Buzatu Ch. Op.cit. - P. 49.

37. Ibidem. - P. 50.

Dascalu N. La presse minorites nationales dans la Roumanie d entre les dex guerres (1919-1939). Analise statistique, in ”Revu Roumaine d Histoire”, nr. 1/1981- P. 118. Ibidem.-P. 119