Історична панорама. Вип. 5

Автор: | Рік видання: 2007 | Видавець: Чернівці: ЧНУ "Рута" | Кількість сторінок: 158

32. Советские туристы за рубежом: идеология, коммуникация, эмоции (по отчетам руководителей туристских групп)

Алексей Попов

Вопросы, связанные с организацией иностранного выездного туризма в Советском Союзе, до сих пор не нашли достаточного отражения в исследованиях отечественных и зарубежных историков. Большинство работ советского периода, касающихся международных туристских связей СССР, содержит лишь количественные данные о гражданах, отправлявшихся в заграничные поездки после 1956 г.1. В монографии Г.П. Долженко «История туризма в дореволюционной России и СССР» объем параграфа «Советские туристы за рубежом» составляет менее двух страниц, причем почти половина приведенного в нем материала связана с первым круизом советских трудящихся вокруг Европы на теплоходе «Абхазия», состоявшимся в 1930 г.2. Ещё меньше внимания этому вопросу уделено в работе «Історія туризму в Україні» - единственном пока обобщающем труде по истории отечественного туризма3.

Появившиеся в последние годы работы российских исследователей В.Э. Багдасаряна, И.Б. Орлова и Й.Й. Шнайдгена4, посвященные идеологическим аспектам деятельности «Интуриста», касаются исключительно приема иностранцев в Советском Союзе, и не рассматривают вопросы иностранного выездного туризма. Материалы, связанные с организацией путешествий советских граждан в отдельные зарубежные страны - Финляндию5 и Францию6, не дают полного представления об этом виде туристских практик, существовавшем в СССР. Между тем, рассмотрение идеологических, информационно-коммуникативных и психологических аспектов данной проблемы позволяет открыть новые грани тотального противостояния социалистических и капиталистических государств в условиях «холодной войны».

Цель исследования - на основе анализа отчетов руководителей туристских групп рассмотреть идеологические, коммуникативные и психологические аспекты организации иностранного выездного туризма в Советском Союзе в 1960-1980-е гг.

Со второй половины 1950-х гг. в СССР начинается довольно динамичное развитие иностранного выездного туризма. Если в 1956 г. за рубеж отправилось 561 тыс. советских туристов, то в 1965 г. их количество составило уже около 1,2 млн. чел., в 1975 г. - около 2,5 млн. чел., в 1985 г. - около 4,5 млн. чел.7 Количество участников туристской группы, выезжающей из Советского Союза за рубеж, обычно составляло от 20 до 35 человек. Как правило, это были лица, рекомендованные профсоюзными организациями, причем для туристских поездок за границу рекомендовалось отбирать «достойных людей, морально и политически устойчивых, передовиков и новаторов производства»8.

Как и в других областях страны, при Крымском обкоме Коммунистической партии Украины действовала Комиссия по выезду за границу. Именно она являлась той инстанцией, которая давала окончательное разрешение на выезд крымчан за рубеж. Так, в 1976 г. Комиссией по выезду за границу Крымского обкома КПУ были рассмотрены документы на выезд 7513 чел., из них 5870 чел. (78,1 %) - по линии крымских профсоюзов. При этом Комиссия отказала в оформлении документов на выезд 21 чел. (менее чем 0,4 %), а относительно остальных 5849 лиц вопрос был решен положительно. 4602 чел. (78,7 %) из них отправились в социалистические страны и только 1247 чел. (21,3 %) - в капиталистические страны9. Причиной для отказа в выезде за границу для потенциального туриста могла стать компрометирующая информация, полученная по линии Комитета государственной безопасности или правоохранительных органов. Обычно не приветствовались повторные зарубежные поездки за короткий промежуток времени. Отказ в выезде мог также быть связан с нарушением процедуры оформления выездных документов10.

Обязательным этапом подготовки к поездке за рубеж было довольно сложное структурирование туристской группы, которое в 1980-е гг. выглядел следующим образом. В помощь назначаемому партийными и профсоюзными органами руководителю группы обычно избирался староста, помощник старосты, а также казначей. Из числа туристов, являвшихся членами КПСС и имеющих опыт пропагандистской работы, выбиралась т.н. «идеологическая группа» (обычно 4-6 чел.). Её члены должны были быть готовы выступать с речами на организованных встречах с иностранцами, отвечать на их наиболее сложные вопросы, делать записи в книгах почетных гостей и т.п. В обязанности т.н. «сувенирной группы» (обычно 3-4 чел.) входила покупка советских сувениров, которые дарились иностранцам или обменивались на импортные сувениры во время пребывания за рубежом.

Перед поездкой за границу советские туристы должны были посещать специальные занятия с участием работников областного совета профессиональных союзов, сотрудников «Интуриста» и лекторов общества «Знание»11. Как правило, все члены группы знакомились с содержанием брошюры «СССР: 100 вопросов и ответов» (впервые увидела свет в 1977 г. и впоследствии регулярно переиздавалась). На её страницах можно было найти идеологически выдержанные ответы на вопросы, которые наиболее часто задавались иностранцами представителям «страны Советов». Например, здесь объяснялось, почему в СССР существует только одна политическая партия и почему эта страна, имея самую большую в мире территорию, регулярно покупает зерно за границей12.

Во время зарубежных поездок в программу маршрутов для советских туристов всегда включались экскурсионные объекты, связанные с историей международного коммунистического движения. К ним можно отнести, например, музей В.И. Ленина в Праге, квартиры-музеи В.И. Ленина в Париже и Тампере (Финляндия), музей Г. Димитрова и типографию газеты «Искра» в Лейпциге. Значительная часть групп советских туристов, путешествовавших по странам Центральной и Восточной Европы, посещала концлагеря времен Второй мировой войны: «Бухенвальд» (ГДР), «Маутхаузен» (Австрия), «Освенцим» (Польша). Помимо огромного патриотического значения, подобные экскурсии, несомненно, производили эффект своеобразной «психологической мобилизации» всех членов группы.

При осмотре любого экскурсионного объекта, как свидетельствуют отчеты руководителей туристских групп, последние могли грубо вмешиваться в объяснения иностранных гидов, если те «неправильно» с их точки зрения трактовали исторические события. Например, это могло происходить тогда, когда испанские гиды положительно оценивали роль Ф. Франко в истории своей страны13.

Программа пребывания советских туристов за рубежом включала различные коллективные действия, наполненные глубоким патриотическим и идеологическим смыслом. К ним можно отнести групповые возложения цветов к таким объектам, как памятник советским воинам в Трептов-парке (Берлин), мемориалы советским воинам-освободителям на Ольшанском кладбище (Прага) и Холме Славы (Братислава), место погребения погибших коммунаров (Париж), могилы К. Маркса (Лондон) и Э. Тельмана (Бухенвальд), мемориал советских солдат-интернационалистов (Гавана).

Своеобразным приемом, в результате которого достигался эффект психологического единства туристской группы, являлось хоровое пение советских патриотических песен во время переездов по маршруту на экскурсионных автобусах. В своих отчетах руководители групп отмечали, что подобная практика не только создает хорошее настроение, но и «объединяет людей»14. Впрочем, известны отдельные случаи, когда во время посещения ГДР немецкие водители отказывались везти по маршруту советских туристов, поющих песни времен Великой Отечественной войны (например, знаменитую «Катюшу»)15.

Довольно часто по требованию «Интуриста» его зарубежные партнеры включали в программы туристских поездок посещение заводов и фабрик, сельскохозяйственных кооперативов, где проходили встречи гостей из СССР с иностранными трудящимися. Работники сферы образования посещали учебные заведения, представители сферы обслуживания встречались с персоналом заграничных торговых центров и предприятий общественного питания. При этом, особенно в 1980-е гг., не вызывали осуждения инициативы по частичному заимствованию опыта зарубежных коллег. Например, посетившие в качестве туристов Финляндию в 1984 г. работники торговых предприятий г. Севастополя признали, что им есть чему поучиться у персонала финских супермаркетов. Особенно их заинтересовало использование анкетирования для изучения потребительского спроса (маркетинговые исследования) и применение некоторых элементов рекламного оформления торговых площадей16.

Специальные встречи с участием советских туристов организовывались также обществами дружественных связей с Советским Союзом, которые существовали не только во всех социалистических, но и во многих капиталистических странах (например, общества «Италия-СССР», «Португалия-СССР», «Франция-СССР»), Известны также многочисленные случаи, когда во время отдыха по туристским путевкам в Болгарии, гости из СССР привлекались на 1-2 дня к уборке урожая черешни, персиков, винограда17. В самом Советском Союзе использование туристов в общественно-полезном труде практиковалось ещё с 1930-х гг.18

Организаторы туристских поездок советских граждан за рубеж заботились о том, чтобы туристы даже на непродолжительное время не выходили за пределы информационного поля, создаваемого средствами массовой информации Советского Союза. Все гостиницы в социалистических странах, где часто останавливались туристы из СССР, снабжались свежими номерами газет «Правда», «Известия», «Труд» и других советских периодических изданий. Во время пребывания в Болгарии советские туристы имели возможность смотреть вечерний выпуск телевизионной программы «Время», а в Финляндии - отдельные телепрограммы из Таллина.

Серьезная информационно-пропагандистская работа велась экипажами советских судов, совершавших круизные рейсы за рубеж с туристами на борту. Например, в ноябре-декабре 1978 г. группа советских туристов совершила круиз вокруг Европы на теплоходе «Карелия», в программу которого входило знакомство с достопримечательностями Англии, Франции, Италии, Испании и других стран. Во время всего пути следования через бортовую радиосеть они прослушали полное содержание книги Л.И. Брежнева «Целина», а также регулярно получали информацию о внутреннем и внешнем положении СССР19. Радиоаппаратура помогала поддерживать связь «с большой землей» и во время обычных туристских поездок. Руководитель группы туристов из Крымской области, посетившей Финляндию весной 1985 г., взял с собой путешествие портативный радиоприемник, что позволило ему ежедневно узнавать новости о происходящих в Советском Союзе событиях и своевременно информировать о них членов своей группы20.

Как правило, во время пребывания за рубежом советский турист постоянно находился под контролем руководителя и других членов группы. Если он на продолжительное время «выпадал» из поля зрения своих спутников, то это рассматривалось как чрезвычайное происшествие. В отчете

о поездке советских туристов в Австрию (апрель 1978 г.) говорилось, что фактов «неправильного поведения» туристов за рубежом не наблюдалось, за исключением «случаев отставания от группы на 200-300 метров, которым оценка давалась в тот же день»21. Коллективный контроль был необходим для того, чтобы минимизировать возможные несанкционированные контакты туристов с гражданами зарубежных стран.

Руководители туристских групп также следили за тем, чтобы туристы не читали и не пытались провезти в Советский Союз печатную продукцию, изданную за рубежом. При этом одинаково «опасными» в идеологическом плане считались порнографические журналы и каноническая литература любых религиозных конфессий. В то же время сами туристы из СССР нередко вынуждены были брать на себя специфическую роль промоутеров социалистического строя и родной страны. С этой целью они раздавали иностранцам специально подготовленную рекламно-информационную продукцию «Интуриста» (брошюры, буклеты, проспекты на иностранных языках), а также советские значки, открытки, книги, фотоальбомы и всевозможные сувениры22.

Во время бесед с иностранцами советским туристам нередко приходилось отвечать на неожиданные вопросы, ответы на которые нельзя было найти на страницах издания «СССР: 100 вопросов и ответов». Например, это могли быть такие вопросы: «Что Вам понравилось в Ницце, хотели бы Вы здесь жить?» (Франция, 1980 г.); «Почему советские женщины совершают поездки за границу без мужей?» и «Есть ли у Вас в СССР свободная любовь?» (ГДР, 1986 г.), «Почему советский телевизор весит 40 кг, а японский - 11 кг?» (Болгария, 1986 г.). Отвечая на последний вопрос, руководитель туристской группы вынужден был вспомнить сложности революции и Гражданской войны, экономический ущерб, нанесенный Советскому Союзу во время Великой Отечественной войны, а также навязанную капиталистическими державами гонку вооружений. Именно эти причины, по его словам, не позволили СССР преуспеть в выпуске качественной бытовой техники23.

Знакомство с заграничными странами и «их нравами», несомненно, оказывало огромное информационно-психологическое воздействие на представителей «Страны Советов». Находясь за рубежом, они постоянно сталкивались с чем-то новым и необычным. Интересно, что отчеты руководителей туристских групп, написанные практически без грамматических ошибок, содержат много примеров неправильного написания слов, обозначающих предметы и явления, редко встречающиеся в повседневной жизни советских людей: «стрептиз» (вместо «стриптиз»), «кандиционер» (вместо «кондиционер»), «коко-коло» (вместо «кока-кола») и т.п. Следует также отметить, что туристов из СССР, с одной стороны, удивляло обилие наружной рекламы коммерческих товаров на улицах зарубежных городов, а с другой стороны, отсутствие агитационных плакатов и транспарантов общественно-политической тематики («Мы за мир!», «Атомной войне - нет!» и т.п.)24.

Анализ сохранившихся документов свидетельствует о том, что организаторы и руководители туристских поездок советских граждан за рубеж стремились определенным образом влиять на их эмоциональный мир, в котором должно было найтись место только «дозволенным» эмоциям. Советскому туристу полагалось испытывать отвращение ко всему, что ассоциировалось с т.н. «буржуазной действительностью», будь то стриптиз или выставка творчества художииков-абстракционистов. Говоря о посещении Музея искусства XX века в Вене (1970 г.) руководитель туристской группы особо отметил, что после знакомства с работами абстракционистов все туристы «были очень недовольны, возмущены этой «мазней»25.

Воспитанные в духе научного атеизма, многие туристы с удивлением и даже негодованием оценивали любые проявления религиозности среди жителей зарубежных стран. «Удручающе» действовала на них информация о том, что в «братской» Польше более 90 % жителей является верующими католиками26. Руководитель группы советских туристов в Египте недоумевал, что, несмотря на дефицит жилья и отсутствие во многих населенных пунктах школ и дошкольных учреждений, «повсюду возводятся дорогостоящие мечети и в одном Каире их более тысячи»27.

Однако в реальной жизни советских туристов зачастую переполняли «недозволенные», «неправильные» с идеологической точки зрения чувства. Например, находясь в странах Западной и Центральной Европы, они могли искренне восхищаться «высокой культурой городов и поселков ..., красивой архитектурой зданий, изобилием цветов и зелени, исключительной чистотой улиц, хорошими автодорогами, освещением улиц, прекрасными парками и культурным обслуживанием», то есть тем, чего им часто не хватало на Родине. Однако, несмотря на видимое превосходство уровня жизни в европейских капиталистических странах туристов из Советского Союза пытались убедить, что вся эта роскошь, чистота и порядок созданы «для жалкой горстки богатеев, не знающих, куда девать деньги и свободное время» .

Всякий советский турист, рискнувший публично выражать свой восторг заграничной жизнью, подвергался осуждению. Так, после поездки в Австрию, руководитель одной из групп рекомендовал не посылать больше за границу туристку Р., которая «не следит за своими словами» и «много восхищается» увиденным в капиталистической стране29.

Своеобразный «пик» эмоциональных переживаний советских туристов за рубежом достигался при явном несоответствии ожидаемого и действительного. Они испытывали настоящий шок, когда во время путешествия по Чехословакии после событий «Пражской весны» 1968 г. видели на стенах домов надписи: «Советские империалисты - мы не ваша колония! Уезжайте в СССР!»30. Ведь, находясь под воздействием советских средств массовой информации, они были искренне убеждены, что «антисоветские выступления в Праге» - дело рук горстки подкупленных империалистами заговорщиков, а подавляющее большинство граждан ЧССР искренне поддерживает Советский Союз и проводимую им внешнюю политику. Когда метрдотель одного из пражских ресторанов в присутствии советских туристов заговорил о том, что во время событий 1968 г. советские танки на улицах города стреляли по гражданским объектам, те единодушно возмутились: «Неправда! Не верим .... Наши солдаты поднимают оружие лишь против врагов, против контрреволюционеров!»31.

Таким образом, на протяжении 1960-1980-х гг. идеологические факторы оказывали огромное влияние на развитие иностранного выездного туризма в СССР, определяя состав и организационную структуру туристских групп, направление и содержание программ туристских путешествий. Общение советских туристов с иностранцами находилась под строгим контролем, особую роль в котором играли руководители туристских групп, а также члены т.н. «идеологической группы». Подбор объектов показа и характер различных коллективных мероприятий, в которых приходилось принимать участие туристам из Советского Союза, был направлен на создание у них определенного, как правило, негативного образа зарубежной действительности. Даже находясь за границей, граждане СССР не могли полностью выйти из-под влияния советского информационного поля, получить возможность свободного общения и неконтролируемого эмоционального восприятия окружающего мира.

Примечания:

1 Исмаев Д.К. Туризм - путь взаимопонимания между народами. - М.: Знание, 1977. - 48 с.; Немоляева М.Э. Ходорков Л.Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. - М.: Международные отношения, 1985. - 176 с.

2 Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1988. - С. 154-155.

3 • •

4 Федорченко В.К., Прінчак Т.А. Історія туризму в Україні: Навч. посіб. - К.: Вища

5 школа, 2002. - С. 88-89.

6 Шнайдген И.И. Идеологические аспекты работы с иностранными туристами в СССР: вторая половина 1950-х - первая половина 1980-х гг.: по материалам «Интуриста»: Автореф. дис ... канд. ист. наук: 07.00.02/ Московский государственный областной университет. - М., 2004. - 36 с.; Багдасарян В.Э., Орлов И.Б., Шнайдген И.И., Федулин А.А., Мазин К.А. Советское зазеркалье: Иностранный туризм в СССР в 1930-1980-е гг. - М., 2007. - 256 с.

7 Костайнен А. Политический туризм между Финляндией и СССР в период между 1950-1980 гг. // Туристские фирмы. Вып. 15. - СПб.: ОЛБИС, 1997. - С. 247-248.

8 Андреева Е.Б. Эволюция туристских практик русских во Франции (начало XIX - начало XXI вв.): Автореф. дис ... канд. ист. наук: 07.00.03 / Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышеского. - Саратов, 2006. - 21 с.

9 7

10 Исмаев Д.К. Указ. соч. - С. 18; Федорченко В.К., Прінчак Т.А. Вказ. праця. - С. 154.

11 Государственный архив Автономной республики Крым (ГААРК). - Ф. Р-3776. - Оп. 4. - Д. 31. - Л. 10.

12 Там же. - Ф. П-1. - Оп. 4. - Д. 1605. - Л. 3.

13 Там же.-Д. 564. -Л. 1-2.

14 Объединенный ведомственный архив Федерации независимых профессиональных союзов Крыма (ОВА ФНПС Крыма). - Ф.Р-3776. - Оп. 4. - Д. 2788. - Л. 203.

15 СССР: 100 вопросов и ответов. - М.: Новости, 1980. - 127 с.

16 ГААРК. - Ф. Р-3776. - Оп. 1,-Д. 2385.-Л. 133.

17 Там же. - Д. 2551. - Л. 3.

18 ОВА ФНПС Крыма. - Ф. Р-3776. - Оп. 4. - Д. 2941. - Л. 3.

19 Там же. - Д. 2788. -Л. 104-105.

20 ГААРК. - Ф. Р-3776. - On. 1,- Д. 2509. -Л. 47.

21 Попов А.Д. Деятельность в Крыму Всесоюзного добровольного общества пролетарского туризма и экскурсий (1930-1936 гг.) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер.: История. - 2003. - Т. 16, №2. -С. 60.

22 ГААРК. - Ф. Р-3776. - Оп. 1,- Д. 2386. -Л. 14.

23 ОВА ФНПС Крыма. - Ф. Р-3776. - Оп. 4. - Д. 2867. - Л. 18.

24 ГААРК. - Ф. Р-3776. - Оп. 1,- Д. 2385. -Л. 93.

25 Там же.-Д. 1230.-Л. 143.

26 ОВА ФНПС Крыма. - Ф. Р-3776. - Оп. 4. - Д. 2941. - Л. 146.

27 Там же. - Д. 2867. - Л. 25.

28 ГААРК. - Ф. Р-3776. - On. 1. - Д. 1421. - Л. 4.

29 Там же.-Д. 1230.-Л. 22.

30 Там же. - Д. 2386. - Л. 8.

31 Там же.-Д. 2385.-Л. 133.

32 Там же. - Д. 1421. - Л. 11.

33 Там же.-Д. 1120.-Л. 32.

34 Там же.-Д. 1230.-Л. 55.