Історична панорама. Вип. 5

Автор: | Рік видання: 2007 | Видавець: Чернівці: ЧНУ "Рута" | Кількість сторінок: 158

37. Вторая мировая война в отражении восточноевропейских и немецких музеев

Ольга Курило

Теме «Вторая мировая война» посвящены многочисленные публикации и выставки как в Германии, так и в странах Восточной Европы. Новым в исследовательском проекте, идея которого родилась на кафедре истории Восточной Европы Европейского Университета Виадрина, было изучение отражения событий Второй мировой войны в музеях. Идея проекта получила финансовую поддержку от фонда по изучению политического режима ГДР (Stiftung zur Aufarbeitung der SED-Diktatur)1. Проект «Вторая мировая война в отображении музеев» длился один год, с января 2007 до января 2008. Участниками проекта стали как ученые работники университетов так и музейные работники из России, Польши, Эстонии, Украины и Германии: Эльвира Юрченко (Калининград), Гжегож Врубель (Лодзь), Ене Кыресаар (Таллинн), Игорь Пиддубный (Черновцы) и Герд-Ульрих Геррманн (Зеелов)2. Успешное завершение проекта стало возможно благодаря активной работе партнеров и поддержки проекта на местах, за что моя особая благодарность работникам университетов и музеев, участвовавших в проекте.

Цель проекта была сравнить изображения Второй мировой войны в музейных экспозициях до и после политических изменений в Восточной Европе и Восточной Германии. Для исследования были избраны региональные музеи: городской музей истории и искусства в г. Калининград, краеведческий музей в Бресте, музей «Традиций независимости» в г. Лодзь, Эстонский музей истории в г. Таллинн, краеведческий музей в Черновцах и музей «Зееловские высоты» в земле Бранденбург (ФРГ).

Музей, главный объект проектного исследования, рассматривался в проекте как особое место коллективной памяти. У музея, в отличие, например, от памятников существует намного больше возможностей для «рассказа» военных событий. Музей имеет различные функции: он является не только местом культуры и искусства, но и местом обучения и местом политики. С одной стороны он интегрирован в политическую систему и его существование зависит от политического развития, с другой стороны музей играет также активную политическую роль в обществе3.

В советское время музейные ландшафты на Украине, в Эстонии и Белоруссии мало отличались друг от друга. Распад Советского Союза и образование на его месте независимых государств способствовал изменению жизни и деятельности музеев и изменению содержания музейных экспозиций.

Музеи Западной и Восточной Европе отличаются друг от друга. Политические изменения (развал Советского Союза, окончание холодной войны и объединение Германии) оказали, однако, влияние на отражение событий Второй мировой войны как в Германии так и в странах Восточной Европы. Образ войны и ее участников в музеях стал более дифференцированным.

После однотонного советского изображения военных событий и действующих лиц, в странах Восточной Европы можно наблюдать «национализацию» исторических изображений военного время. Игорь Пиддубный отмечает, что со времени перестройки и основания независимой республики Украины краеведческий музей в Черновцах особое внимание уделяет реконструкции украинской национальной истории4. Воспевание советской победы уступило место изображению истории национальных движений. Освободительная миссия Красной Армии посредством изображения движений за независимость уходит на второй план, как, например, на Украине или исчезает совсем как, например в Эстонии5. Также в музее «Зееловские высоты» образ советского солдата претерпел изменения, он «освободился» от идеологического прославления. Директор музея Герд- Ульрих Геррманн работает над тем, чтобы показать его с человеческой стороны6.

Пожалуй только в краеведческом музее Бреста образ героев войны - партизанов и коммунистов - не претерпел существенных изменений. Здесь стоит упомянуть лишь один новый экспонат: фотографию православного священника Василия Копычко, который во время войны был связным партизанов7. Упоминание участия священников как героев войны отражает общую постсоветскую тенденцию: наряду с коммунистической партией освящается также патриотическая роль Православной церкви.

Не только образ героев войны, но и образ врага претерпел в музеях изменение. Изображение врага становится дифференцированным и он приобретает человеческие черты. Враг был представлен в музее истории и искусства Калининграда в советское время анонимно посредством своих бесчеловечных деяний. Музей не располагал биографическими сведениями о последних защитниках крепости и мирном немецком населении. В настоящее время музей представляет посетителям сведения о генерале Лаше, который подписал капитуляцию немецкого гарнизона крепости и его воспоминания, написанные им в Германии после возвращения из советского плена. Калининградский музей активно работает вместе с поисковыми отрядами как, например, с отрядом «Совесть», который занимается поиском и захоронением погибших на войне солдат. Найденные предметы, принадлежащие немецким солдатам, демонстрируются в музее8.

Выставочные материалы, повествующие о жертвах войны, также пополнились в 1990-е годы и в начале XXI столетия новыми данными. Особое значение приобретает в музеях отображение Холокоста. Экспонаты, рассказывающие о истории евреев в военное время и их массовом уничтожении демонстрируются в музеях Бреста, Таллинна, Черновцы. Следует однако отметить, что при рассмотрении Холокоста антисемитизм гражданского населения и его участие в ликвидации евреев на оккупированных территориях остается как и прежде в тени. Ене Кыресаар, исследовавшая выставочный материал Эстонского музея истории в Таллинне отмечает, что при отображении военных преступлений времени Второй мировой войны, отсутствует национальное измерение истории: эстонцы не в появляются здесь в качестве преступников9.

Исследования, проведенные в рамках проекта показывают, что на вопрос «Порвали ли музейные экспозиции с советскими образами Второй мировой войны или продолжают их сохранять в постсоветское время?» нельзя ответить однозначно. Во всех без исключения музеях, в которых проводились исследования в экспозициях можно найти сохранение старых подходов и новое видение темы. Г ибридное состояние экспозиций (сочетание нового со старым) объясняется как недостаточным проведением исторических исследований так и скромными бюджетами музеев, которые не в состоянии претворить новые концепции в жизнь без дополнительного финансирования (музей «Зееловские Высоты» в Бранденбурге не является в этом случае исключением).

Проект «Вторая мировая война в отображении музеев», результаты которого представлены в одноименной выставке и публикации призван привлечь к размышлению о событиях Второй мировой войны и их отображении в музеях в различные временные периоды и в различных странах.

Выставка, которая открылась 15 ноября 2007 в Европейском Университете Виадрина во Франкфурте-на-Одере стала кульминацией проекта. На открытие выставки приехали участники проекта из России, Эстонии и Польши. Они смогли познакомиться с историческими памятниками города, осмотреть экспозицию городского музея Виадрина и поучаствовать в дискуссии по теме «Отображение Второй мировой войны в музейных экспозициях». 16 января 2008 г. выставка была открыта в университете имени Гумбольдта в Берлине. В 2008 году планируется показать ее также в Потсдаме и в Зеелове.

Формирование общей европейской культуры памяти, в которой история Второй мировой войны представляет собой центральную тему, невозможно без обмена мнениями и совместной работы представителей различных европейских культур. Результат такой работы стала выставка, которую уже посетили многие студенты, научные и музейные работники Берлина и Бранденбурга.

Примечания:

1. Der Zweite Weltkrieg im Museum: Kontinuitat und Wandel. /Hg. Olga Kurilo. - Berlin: AVINUS, 2007. - S.7.

2. Ibidem. - S. 8.

3. Cm.: Kurilo O. Der Zweite Weltkrieg im Museum: Deutsch-Osteuropaische Spiegelungen //Der Zweite Weltkrieg im Museum: Kontinuitat und Wandel. /Hg. Olga Kurilo. - Berlin: AVINUS, 2007.-S.l 1-23.

4. Piddubnyj I. Das Czemowitzer Gebiet in den Jahren des Zweiten Weltkrieges: Ereignisse und Menschen in der Darstellung der Museen ////Der Zweite Weltkrieg im Museum: Kontinuitat und Wandel. /Hg. Olga Kurilo. -Berlin: AVINUS, 2007. - S.l 11-112; 116.

5. Koresaar E. Zwei Ausstellungen iiber den Zweiten Weltkrieg im Estnischen Museum fur Geschichte (Tallinn): Notizen zur Dynamik der Erinnerung //Der Zweite Weltkrieg im Museum: Kontinuitat und Wandel. /Hg. Olga Kurilo. - Berlin: AVINUS, 2007. - S.87-93.

6. Herrmann G.-U. Kontinuitat und Brucht in der Darstellung von sowjetischer Verganggenheit in der gedenkstatte Seelower Hohen //Der Zweite Weltkrieg im Museum: Kontinuitat und Wandel. /Hg. Olga Kurilo. - Berlin: AVINUS, 2007. - S.63-81.

7. Ganzer Ch. „Revolution44 im Brester Heimatmuseum //Der Zweite Weltkrieg im Museum: Kontinuitat und Wandel. /Hg. Olga Kurilo. - Berlin: AVINUS, 2007. - S.150.

8. Jurcenko E. Kontinuitat und Wandel der Auffassungen iiber der Zweiten Weltkrieg im Kaliningrader museum //Der Zweite Weltkrieg im Museum: Kontinuitat und Wandel. /Hg. Olga Kurilo. - Berlin: AVINUS, 2007. - S.25-38.

9. Koresaar E. Zwei Ausstellungen iiber den Zweiten Weltkrieg im Estnischen Museum fur Geschichte (Tallinn): Notizen zur Dynamik der Erinnerung //Der Zweite Weltkrieg im Museum: Kontinuitat und Wandel. /Hg. Olga Kurilo. - Berlin: AVINUS, 2007. - S.95-97