Автор: Сич О.І. | Рік видання: 2007 | Видавець: Чернівці: ЧНУ "Рута" | Кількість сторінок: 158
Светлана Ковалева
Стаття фокусує увагу на особливостях розвитку з 1917 року по теперішній час вітчизняної історіографії з історії добродійності в Російській імперії.
Ключові слова: історіографія, добродійність, меценат, періодизація
Вопросы изучения истории благотворительности в последние десятилетия не выходят из круга актуальных тем научных исследований, особенно в России. Наибольший интерес исследователей вызывает эпоха конца XIX- начала XX в, период т. н. «золотого века» благотворительности в Российской империи.
Государства постсоветского пространства заинтересованы в возрождении историко-культурных традиций благотворительной деятельности, утерянные в ходе ХХ в. Многие ответы способны дать как раз подобные тематические исследования, в том числе историографиче ские.
Однако отечественная историография ХХ в. благотворительности в России излагается специалистами достаточно кратко и фрагментарно1, обычно начиная лишь с середины 1980-х гг. Учитывая это обстоятельство, объектом нашего исследования будет литература о благотворительности в России, начиная именно с послереволюционного периода. Да, историографических материалов действительно мало. Но это не может являться существенным основанием, чтобы полностью игнорировать целую эпоху. Ведь иначе упускается сама линия развития данного историографического направления в отечественной науке.
Таким образом, целью данной работы является стремление рассмотреть в историографическом плане через призму периодизации проблему становления и развития изучения благотворительности в России после октябрьской революции 1917 г., уделив особое внимание ее состоянию в т.н. советский период.
Исходя из таких критериев как: культурно-идеологические условия развития эпохи, учитывая степень актуальности изучения вопросов благотворительности в советской и российской исторической науке, мы пришли к следующей периодизации изучения благотворительной деятельности в России конца XIX- начала ХХ вв. в отечественной историографии с 1917 г. по настоящее время, включающей в себя 3 этапа:
этап. (1917 г. - сер.1930-х гг.). Послереволюционный период. После событий 1917 г. традиционные формы и институты частной и общественной благотворительности и литература о них стали с трудом «вписывались» в новую концепцию общественного устройства2, и были фактически обречены на ликвидацию как один из «пережитков» буржуазного прошлого. Но, до того как в 1923 г. светская благотворительность была ликвидирована, а в 1928 г. - и церковная, ряд работ все же успел оставить небольшой историографический след. Главным образом это были периодические издания, посвященные труду меценатов и коллекционерам произведений искусства3. Но были и иного рода произведения, к примеру, как у французского социалиста П.Лафарга. Они активно пропагандировали и обосновывали идею, согласно которой после революции исчезнет сама необходимость в особой искусственной благотворительности, являющейся лишь откупом господствующих классов в пользу эксплуатируемых ими трудящихся масс4. этап. (сер. 1930-х г. - 1991г.). Советский период. Его условно можно разделить еще на 2 периода:
(Сер. 1930-х г. - сер. 1980 г.). Критический период для отечественной историографии, можно сказать, время забвения. За период Советской власти ни историками, ни представителями других гуманитарных наук не было создано практически ни одной работы о становлении и развитии благотворительности в России, в которой анализировалась благотворительная деятельность, как в целом, так и по отдельным направлениям. Единственным исключением могут быть немногочисленные работы по истории общества Красного Креста, образовавшегося во второй половине XIX в. Но и там его дореволюционная деятельность показана схематично и невыразительно, к тому же с преобладанием не анализа, а критики5. Иное дело меценатство. Благодаря А.В. Луначарскому еще в 1920-х гг. в советской идеологии закрепилось его уверенность в том, что культура и, прежде всего искусство начала ХХ в., не подверглись сильному влиянию открытых буржуазных тенденций6. Поэтому иногда в научных статьях и специальных памятных изданиях вскользь упоминались имена и деятельность меценатов7, главным образом в связи с юбилейными датами музеев и других учреждений (к примеру, больниц), у истоков которых они стояли. Анализ же общей библиографии показывает, что в советский период для официальной научной литературы существовал фактически запрет на освещение вопросов благотворительности в историческом аспекте, идеологически неприемлемых в условиях монополии в гуманитарной науке марксистско- ленинской доктрины. И хотя в оценке явления в 1950-1980-е годы происходил сдвиг от резкого негативизма к подчеркиванию объективно буржуазной сути благотворительности, тем не менее, авторы третьего и последнего издания БСЭ в 1970-х гг. даже не включили в содержание данное понятие, как будто такого явления совсем не существовало.
(2 пол.1980-х - 1991 гг.). Это время можно условно назвать периодом возрождения. Хотя в западной историографии проблема истории благотворительности получила широкое развитие еще с 1960-х годов, для нашей науки такого рода исследования стали возможны только на рубеже 1980-1990-х годов в период так называемой перестройки. Разумеется, столь длительное отчуждение от изучения благотворительности не могло пройти бесследно. В результате российская историческая наука столкнулась в конце 1980-х со сложностями (отчасти сохранившимися и сегодня), связанными с отставанием соответствующих исследований. Требовалось восприятие как большого массива исторической литературы, появившееся на Западе с конца 1960-х годов, так и теоретических достижений и терминологии, выработанных в сопредельных областях гуманитарной науки, прежде всего в социологии и политологии.
этап. (Начало 1990-х г. - настоящее время). Современный (Российский) период. Для него характерно уже более широкое использование разноплановых источников, применение серьезных методов исследования (прежде всего, количественных), взвешенность оценок, чем в 1980-е г.
Одним из первых и приоритетных по настоящее время среди направлений исследования российской благотворительности стало изучение роли предпринимателей в благотворительности и меценатстве, открытое монографией А.Н.Боханова «Коллекционеры и меценаты в России»8. На всплеск интереса повлияло возрождение краеведения и интерес к истории российской буржуазии9. Можно продолжать перечисление и других не менее важных направлений, но, больший интерес вызывает другое. Работы, вышедшие после 2000 г.10, свидетельствуют о преодолении основных противоречий и наступлении нового этапа в изучении благотворительности, этапа глубоких монографических исследований. Таким образом, в перспективе следующим этапом развития историографии благотворительности может стать переход к комплексным исследованиям. Это позволит воссоздать и более точно понять традиции российской благотворительной деятельности. Что без сомнения поможет решать проблемы сегодняшнего дня.
Примечания:
К примеру, Афанасьев В.Г., Соколов А.Р. Благотворительность в России: Историографические аспекты проблемы. - СПб., 1998 - С.15- 20; Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи, XIX - начало XX в. - М., 2005 - С.6-9.
Доронина О.В. Особенности советской системы социального вспомоществования в 20-40-е годы ХХ века и ее стратегические принципы // Благотворительность в России как социальный институт: история, возрождение, развитие (Сборник): Материалы «круглого стола»/ под ред. Л.В.Шведовой. - М.: КДУ 2007 - С.73-74.
Прежде всего, это журнал «Среди коллекционеров», выходивший в 1921-24 годах от одноименного московского (частного) издательства.
Лафарг П. Благотворительность и право на труд.- Пг., 1918 - С.37-39.
См.: Злагьовский Д. Развитие краснокрестного дела в СССР // Сборник СОКК и КП Союза ССР. - М , 1929; Вебер Л.Г. История краснокрестного движения. РОКК его деятельность и задачи. Краткий очерк. - М.-Л, 1930; Барсуков М.И. Красный Крест и Красный Полумесяц в СССР. Краткий исторический очерк. - М, 1946; Митерев Г.А. Общества Красного Креста и Красного Полумесяца // Сорок лет советского здравоохранения (1917-1957). - М, 1957; Товбин М. Красный Крест страны Советов. - М , 1969; Остальский Ю.П. Советский Красный Крест. - М., 1981
Луначарский А.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т.3. - М., 1964 С.148-150.
Яковлев В.Н. Коллекционеры и антиквары // Яковлев В.Н. Художники. Реставраторы. Антиквары. - Л., 1966 -С.145-176; Овсянникова
С.А. Частное коллекционирование в России в пореформенную эпоху (1861-1917 гг.)// Очерки истории музейного дела в России. - М., 1960. Вып.2 - С.66-144; Сашенков Е. От коллекции до музея - один шаг // Молодая гвардия. 1965. № 8. - С.281-290 и др.
Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России.- М.,1989.
См.: Ананьич Б.В. Банкирские дома в России, 1860-1914 гг. Очерки истории частного предпринимательства. - Л., 1991; Петров Ю.А. Династия Рябушинских.- М., 1997; Поткина И.В. Савва Морозов.- М.,1998;
Кусова И.Г. Рязанское купечество. Очерки истории XVI-XX века. - Рязань, 1996; Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX - начала ХХ в.- Барнаул, 2001 и др.
К примеру, Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России.- М., 2001