Рік видання: 2009 | Кількість сторінок: 200
Е.С. Бочарова
«Европейская идея» прошла долгий путь становления и развития. Представления об идее Европы, об европейской общности, равно как и способы ее реализации, менялись на различных этапах истории: видение Европы, ее прошлого и будущего постоянно варьировалось и наполнялось новым содержанием. Кроме того, «европеизм» как течение общественно-политической мысли и как объективная реальность многолик и разнообразен и включает в себя самые различные факторы - географические, экономические, политические и культурно-исторические. Такая комплексность ставит вопрос о вычленении различных компонентов европейской идеи, о ее разном понимании в тот или иной исторический период.
Становление и развитие идеи европейского единства в рамках средневековой христианской идеологии- тема чрезвычайно интересная, но, к сожалению, малоизученная как в советской, так и отечественной историографии. Некоторые аспекты изучаемого вопроса нашли свое отражение в работах таких авторов как И.А.Андреева, М.А.Барг,А.Копика, А.Чебурьян, но же эту проблему нельзя считать досконально изученной и полноценно описанной в историческом плане, поскольку представленный в работах вышеназванных исследователей материал не дает целостного представления об европейских проектах мыслителей эпохи Средневековья [1]. Между тем они внесли существенный вклад в развитие «идеи Европы», которая характеризуется рядом особенностей, а именно практицизмом, вниманием к религиозно-культурной составляющей европейского единства.
Целью данной статьи является рассмотрение и анализ проектов европейского единения видных мыслителей эпохи Средневековья на фоне исторических реалий того времени.
Христианское мировоззрение основывалось на разделении на «мир земной» и «мир небесный», причем считалось, что подлинный мир на земле труднодостижим, поскольку в земной жизни мир - это упорядоченное состояние, его можно обрести, если соблюдать заповеди, поддерживать порядок. При этом считалось, что установление стабильных, бесконфликтных отношений между народами возможно только в пределах христианских государств, т.е. в пределах христианской Европы [2]. Подобная убежденность послужила фундаментом для разработки проектов европейского единства, в основе которых лежала теологическая концепция построения универсального христианского государства, предусматривающего установление высшей справедливости и обеспечения всеобщего мира в рамках "града Божьего на земле" под эгидой либо церковной, либо светской власти.
Одним из первых авторов, занимавшихся разработкой данной проблемы был Данте Алигьери. В 1313 гг. великий итальянский мыслитель написал трактат «Монархия», центральная тема которого - это тема обоснования единства всего мира, воплощенного в мировом государстве, которое в условиях средневековья рассматривалась в пределах Европы. Автор утверждал, что только человечество в целом может обеспечить всеобщий мир, поскольку именно «действие свойственное человечеству в целом .упорядочивает великое множество людей во всей своей совокупности». Для обеспечения подобного единства всех людей, княжеств и королевств Данте предлагал создать единое государство в форме монархии, которая основывается на идее справедливости: «Всякое согласие зависит от единства, человеческий род в своем наилучшем состоянии есть некое согласие. Следовательно, наилучшее состояние рода человеческого зависит от единства воли. Эта воля не может быть единой, если нет единого правителя. И если это так, то для наилучшего состояния человеческого необходимо, чтобы в мире был монарх, а следовательно, ради благосостояния мира должна существовать монархия». Именно при такой наилучшей организации обществ возможно «наилучшее устройство мира», а справедливость имеет высшую силу. Таким образом, Данте развивал идею мирового государства, главной задачей которого являются нравственные интересы. По мнению мыслителя, так как вселенский монарх уже достиг господства над всеми народами, у него не было больше оснований для ведения захватнических войн, а его главным устремлением является установление высшей справедливости и поддержание всеобщего мира [3].
Этот подход представлен и в ряде проектов, предложенных королевским прокурором Пьером Дюбуа в XIV в., который являлся одним из самых крупных публицистов своего времени. Представитель передовых кругов французского общества начала XIV в., Дюбуа обладал широким политическим кругозором. В своих произведениях он отзывался почти на все события современной ему политической жизни, отстаивая прогрессивные идеи сильной королевской власти и централизации французского государства. В своем трактате «О прекращении войн и споров в королевстве Франции» (1300) П. Дюбуа подчеркивал необходимость установления мира в Европе и призывал прекратить междоусобие французских феодалов. В работе «О возвращении святой земли» (1307) мыслитель сосредоточил свое внимание на проблеме установления прочного мира в Европе с целью организации нового крестового похода. Этот трактат представляет собой наиболее значительное и зрелое произведение П.Дюбуа. В нем мыслитель выступил с широкой внешнеполитической программой и проектом реформ. Королевский прокурор утверждал, что обеспечение мира среди католических властителей является необходимым условием для успеха похода. С целью установления мира он предлагал созвать европейский собор с участием как светских, так и церковных князей. Собор, в котором ведущая роль отводилась Франции, должен был исполнять функции арбитражного суда и наделялся полномочиями карать нарушителей мира крупным штрафом или конфискацией владений. Значение этого проекта состоит в том, что в нем содержались конкретные методы достижения мира и безопасности. Его появление было обусловлено конкретно-исторической условиями того времени - прежде всего необходимостью обеспечения единства европейских государств в период крестовых подходов. В дальнейшем идея поддержания мира путем коллективных действий и создания наднациональных органов управления была развита и дополнена [4].
В эпоху Возрождения проблема мира и его достижения приобрела новое звучание. Возрождение способствовало выработке секуляризованного взгляда на социальные явления и на международные отношения. Один из первых гуманистических трактатов, в котором содержался призыв к европейскому единству, - «Жалоба мира» Эразма Роттердамского. Именно с этой работы в истории европейской политической мысли получили распространение идеи вечного мира, начала складываться широкая европейская традиция, основанная на убеждении в возможности его достижения. Война для Эразма - это «первопричина всех бед и зол» в Европе. Именно война для Эразма является причиной разобщенности европейских христианских народов, именно из-за нее «все цветущее загнивает, все здоровое гибнет, все прочное рушится, все прекрасное и полезное уничтожается». Автор обращает внимание на непомерные расходы, связанные с войной, которые, по его мнению, необходимо направить на нужды людей. Мыслитель критически оценивал возможности различных союзов для поддержания мира в Европе, к созданию которых, например, призывал Пьер Дюбуа. Для Эразма «совершенный мир зиждется не на лигах и конференциях, из которых часто и рождаются войны», а на нравственно-этических нормах и ценностях. Автор подробно перечислял способы по улучшению человеческой натуры, которые могли бы проложить дорогу к единению. Помимо этого Эразм предлагал и конкретные меры на пути к его достижению. Так, он считал, что между государствами необходимо установить постоянные границы, т. к. их изменения «ведут к смутам, а смуты - к войнам». В трактате также высказывалась идея мирного сосуществования между соседними государствами. В отличие от трактатов своих предшественников гуманист не призвал к захватам чужих территорий, к новым крестовым похода, а лишь подчеркивал необходимость объединения усилий против Османской Турции. Таким образом, трактат Эразма Роттердамского закладывал основы общегуманистической традиции в подходе к вопросам европейского единства, которая становится «общим местом» в рассуждениях мыслителей Нового времени [5].
Другой интересный средневековый проект принадлежал перу Иржи Подебрада, который в 1458 г. был избран чешским королем. Проект носил название «Соглашение
о союзе и федерации между королем Людовиком XI, королем Чехии Иржи и Большим Советом Венеции». Появление проекта Подебрада и его идеи связаны с гуситским движением — одним из самых мощных религиозных движений средневековой Европы, сочетавшимся с борьбой чешского народа за национальную самостоятельность против засилья немецких князей и деспотизма пап. События 50—60-х годов XV в. сплелись в Европе в сложный конгломерат с множеством противоречий: отказ папы Пия II утвердить соглашение между гуситскими вождями и Базельским собором и вызванный этим конфликт между папой и королем Иржи Подебрадом; не прекращавшиеся нашествия Турции, захватившей и угнетавшей Болгарию, Сербию, Грецию, Константинополь. В 1462 г. турки вторглись в Валахию Опасность вторжения нависла и над другими европейскими странами. Это требовало их объединения, стержнем которого могла стать сильная Богемия. Но папа, призывавший к крестовому походу против турок, не только не хотел допустить в этой борьбе руководящей роли Иржи Подебрада, названного впоследствии «гуситским королем», а всячески старался объединить против него католический мир, подстрекая против «крамольной» Чехии, в частности королей Венгрии и Польши. В этих условиях появился проект объединения государей для борьбы против турецкой опасности, чрезмерных притязаний и влияния папы и поддерживавших его немецких князей. Но главная цель трактата Подебрада — достижение европейского единства через установление и поддержания прочного мира. Именно так определена она в преамбуле, где говорится о настоятельной необходимости потрудиться над тем, чтобы «воцарился подлинный чистый и длительный мир» среди христианских государей Европы.
Для этого все государи Европы должны были заключить своеобразный союз и дать обещание не применять друг против друга оружие, а также взаимно защищать друг друга от тех, кто нападет на одного из участников этого союза. В проекте содержалась идея коллективной взаимопомощи[6]. Так, детально прописывались необходимые меры, которые следовало предпринимать для борьбы с агрессией со стороны государства - не члена союза. Например, «если князь, который не входит в союз, будет готовиться к войне против члена союза или эту войну уже начал», то специально созванное союзное собрание должно создать третейский суд, чтобы уладить конфликт. Если подобные действия будут неэффективными, Иржи Подебрад предлагал «прийти на помощь пострадавшему» и предоставить в его распоряжение десятины государств-участников союза.
В проекте также определялась структура союза. В рамках союза создавался наднациональный орган - «общее союзное собрание», действующее в течении пяти лет. Союзное собрание должно было формировать союзный совет, в состав которого должны были входить правители христианских государств. Собрание избирало также президента, канцлера, казначея, штат служащих, герб и библиотеку. Была высказана идея создания общего бюджета союза. Для этого чешский король предлагал все десятины государств - членов союза передавать в общую казну [7].
Подобно проекту Пьера Дюбуа, трактат чешского короля ставил своей целью объединение европейских властителей для организации нового крестового похода против неверных. Но вместе с тем он существенно отличается от предложений французского прокурора. Во-первых, в проекте Иржи Подебрада четко обосновывается необходимость установления прочного мира в Европе, рассматриваются выгоды от мирного сосуществования христианских государств. Во- вторых, идея установления мира в Европе увязывалась с определенным типом объединения европейских народов. Фактически предлагаемый Подебрадом союз представлял собой определенный тип организации жизни в Европе на федеративных началах. При этом чешский король не предполагал установления гегемонии какого- либо государства или нации в Европе.
Значение проекта Иржи Подебрада определяется актуальностью его основных принципов. Прежде всего, это относится к содержащемуся в проекте настоятельному призыву «не прибегать к оружию» ни при каких «несогласия, жалобах или спорах» и разрешать все споры мирным путем. Проект Подебрада, содержащий понятие «незаконной» войны, требовал безусловного осуждения агрессора — того, «кто отважится любым способом нарушить наш нынешний мир» (ст. 6), предусматривал также ответственность за укрывательство и помощь виновным в нарушении мира (ст. 7—8). Предлагая систему коллективной безопасности, проект предусматривал, что порядок действий и вопросы финансирования объединенных вооруженных сил, создаваемых для освобождения земель, захваченных агрессором, должны определяться общим решением в строгом соответствии с установленной процедурой [8]. Эти, как и некоторые другие идеи проекта, созвучны многим положениям Устава ООН, Образующие основу проекта Иржи Подебрада идеи выдержали испытание временем, они внутренне близки основным принципам современных международных отношений и сегодня еще звучат актуально.
Хотя труды мыслителей эпохи Средневековья не оказали в тот период времени серьезного воздействия на политику и дипломатию, которые основывались лишь на праве сильного, и государства не спешили отказываться от войн и переходить от двухсторонних отношений к многосторонним, именно в это время впервые были сформулированы идеи установления вечного и справедливого мира на гуманистических началах, необходимости коллективных действий для его поддержания, а также о создании организации по поддержанию мира, которые нашли отражение в трудах Пьера Дюбуа, Иржи Подебрада, Эразма Роттердамского и получили широкое распространение в европейской политической мысли последующих столетий.
ПОСИЛАННЯ ТА ПРИМІТКИ:
1. Андреева И.А. Проблема мира в западноевропейской философии. - М., 1975; Барг М.А. Эпохи и идеи. - М., 1987; Копійка О. Європейський Союз. - К, 2001., Чубарьян А.О. Европейская идея в истории. - М., 1987.
2. Андреева И.С. Проблема мира...- М.,1975. - С.3., Arnold T., Ruland H. The “Prehistory” of Peacekeeping // Soldiers for Peace. Fifty Years of United Nation’s Peacekeeping. - N.Y. 1996. - P. 10.
3. Данте Алигьери. Монархия - Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/dante/contents.htm
4. Н. А.Денисова. Трактаты легиста Дюбуа об уничтожении Ордена тамплиеров. Из истории политической борьбы во Франции в начале XIV в. //Средние века, вып.ХХ.
- Режим доступа: http://monsalvat.globalfolio.net/frglorios/glory.htm7/frglorios/ ricarstvo1/tampl_duybua.htm
5. Эразм Роттердамский. Жалоба миру//Трактаты о вечном мире. - М., 1975. - С.39-65.
6. Arnold T., Ruland H. The “Prehistory” of Peacekeeping // Soldiers for Peace. Fifty Years of United Nation’s Peacekeeping. - N.Y. 1996. P. 13.
7. Podebrad J. The Universal peace Organisation of King of Bohemia. Translated from the original Latin by members of the Czechoslovak Academy. With a new introd. for the Garland ed. by F. G. Heymann. - N-Y, 1972. - P. 4-5
8. Ibid.