Автор: Ожиганов Э.Н. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189
Понятие «модель» имеет многозначный характер, подобно понятиям «политика», «система», «установка» или «ценности». Такая многозначность ведет к ряду негативных последствий для политического анализа, поэтому с самого начала следует определиться, о чем, собственно, идет речь, когда мы говорим о моделировании политических процессов.
Модели в современной науке можно разделить на представительные и теоретические. Это разграничение обусловлено тем, имеют ли определенные научные термины и концепции какую-либо непосредственную связь с сенсорным (чувственным) восприятием объектов.
Наблюдениями принято считать понятия об элементах или процессах, которые имеют прямую связь с сенсорным восприятием, т. е. могут быть восприняты органами чувств непосредственно или с помощью каких-либо научных инструментов и приборов, например, определенные вирусы и т. п.
Характеристиками мы будем считать понятия о свойствах, которые не всегда доступны для наблюдения. Например, утверждение о том, что растворимость сахара составляет 203,9 г в 100 г воды при 20 °С. Это утверждение верно, независимо от того, наблюдаем мы растворимость или нет. Растворимость, таким образом, одна из характеристик сахара. Другие примеры характеристик: патогенность, удельная проводимость, проницаемость и т. п.
Представительная модель - определенное физическое устройство, которое представляет интересующий науку объект. Исследуя модель, можно узнать некоторые факты об объекте, например, факты об устройстве Солнечной системы.
Теоретическая модель не строится физически, но она обсуждается на концептуальном уровне. Такая модель описывает объект или систему, используя характеристики элементов, поведение которых объясняет различные связи, присущие объекту или системе.
Представительные модели могут быть дифференцированы как истинные, адекватные, смещенные и аналоговые модели.
Истинная модель (также известна как масштабная модель) - модель объекта, выполненная точно в соответствии с известным масштабом, например, модель танкера, в котором длина, ширина и толщина каждой части в модели являются точно 1/100 соответствующего измерения в танкере
Адекватная модель — модель объекта, в которой только некоторые из размеров или характеристик выполнены точно в соответствии с известным масштабом, что делается ради понимания функционирования модели.
Смещенная модель - модель объекта, которая использует разные масштабы для различных характеристик или размеров. Например, модель Солнечной системы, в которой интервалы между планетами находятся в одном масштабе, а сферы, представляющие планеты, - в различных масштабах, поскольку иначе они были бы слишком малы для обозрения.
Аналоговая модель представляет аналогию с исследуемым объектом. Например, есть аналогия между диффузией молекул в газе и движением роя пчел (движение роя пчел — модель, а диффузия газовых молекул - объект).
Теоретическая модель также использует аналогию объекта или системы. Например: кинетическая теория газов применяет модель бильярдных шаров с целью описать структуру и свойства газа; проход электрического тока через металлы объясняется с помощью модели свободного электрона металлов и т. п. Теоретическую модель следует отличать от аналоговой представительной модели, которая не предназначена для описания каких-либо характеристик или свойств объекта.
Предсказывать или прогнозировать с использованием теоретической модели - значит давать описание будущих событий при тех обстоятельствах функционирования модели объекта или системы, при которых некоторые принципы и условия принимаются в качестве валидных или имеющих силу. Если такие принципы и условия имеют место (например, условия, которые относятся к упругим твердым телам под напряжением), тогда можно прогнозировать наступление соответствующего события или случая. К примеру, используя закон Гука, можно предсказать эффект напряжения на упругом теле.
Теоретическая концепция - концепция, которая не имеет какой-либо непосредственной связи с сенсорным восприятием, например теоретическая концепция молекулы. Примеры теоретических концепций: фотон, ген и т. п.
Термин - слово или группа слов, представляющих концепцию. Например, теоретический термин «молекула» связывает концепцию с объектом восприятия, что позволяет членам определенного научного сообщества обсуждать те или иные концепции в условиях общего для них научного языка. В науке используются термины наблюдений, характеристик и теорий
Моделирование всегда предполагает использование определенной терминологии, признаваемой теми или иными группами специалистов в соответствующих отраслях науки. По словам историка науки Томаса Куна, модели являются компонентами, входящими в так называемую дисциплинарную матрицу. Понятие «дисциплинарная матрица» отражает два различных, но взаимосвязанных аспекта исследовательской деятельности в рамках организованной науки: с одной стороны, речь идет об образцах конкретных решений научных проблем, которые используются в качестве моделей, служащих основаниями для решения вновь возникающих задач, с другой - об определенной совокупности убеждений и ценностей, которые разделяются членами данного научного сообщества.
Т. Кун выделяет четыре вида компонентов, составляющих дисциплинарную матрицу. Первый из них он назвал символическими обобщениями - это «выражения, используемые членами научной группы без сомнений и разногласий, которые могут быть без особых усилий облечены в логическую форму. Они представляют собой компоненты дисциплинарной матрицы, которые имеют формальный характер или легко формализуются. Иногда они получают символическую форму в готовом виде с самого начала, с момента их открытия. В других случаях они обычно выражаются словами, например: «элементы соединяются в постоянных весовых пропорциях» или «действие равно противодействию». Только благодаря общему признанию выражений, подобных этим, члены научной группы могут применять мощный аппарат логических и математических формул в своих усилиях по решению головоломок нормальной науки».
Второй тип компонентов, составляющих дисциплинарную матрицу, определяется как общепризнанные для данного научного сообщества предписания, например: теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело. Такие предписания можно рассматривать как убеждения в специфических категориальных моделях. Как говорит Т. Кун, «...хотя сила предписаний научной группы меняется вдоль спектра концептуальных моделей, начиная от эвристических и кончая онтологическими моделями, - а отсюда, между прочим, вытекает ряд нетривиальных следствий, - все модели имеют тем не менее сходные функции. Помимо всего прочего, они снабжают научную группу предпочтительными и допустимыми аналогиями и метафорами. Таким образом, они помогают определить, что должно быть принято в качестве решения головоломки и в качестве объяснения. И, наоборот, они позволяют уточнить перечень нерешенных головоломок и способствуют в оценке значимости каждой из них».
Третий вид компонентов - так называемые ценности, которые обеспечивают для научных сообществ чувство единства и сплоченности и тем самым являются важными детерминантами их поведения. «Хотя они функционируют постоянно, их особенная важность обнаруживается тогда, когда члены того или иного научного сообщества должны выявить кризис или позднее выбрать один из несовместимых путей исследования в их области науки. Вероятно, наиболее глубоко укоренившиеся ценности касаются предсказаний: они должны быть точными; количественные предсказания должны быть предпочтительнее по сравнению с качественными; в любом случае следует постоянно заботиться в пределах данной области науки о соблюдении допустимого предела ошибки и т. д. Однако существуют и такие ценности, которые используются для вынесения решения в отношении целых теорий: прежде всего, и это самое существенное, они должны позволять формулировать и решать головоломки. Причем по возможности эти ценности должны быть простыми, не самопротиворечивыми и правдоподобными, то есть совместимыми с другими, параллельно и независимо развитыми теориями».
Наконец, четвертый компонент - общепринятые «образцы» конкретных решений научных проблем, которые предписываются в процессе научной подготовки специалистов-исследователей.
Большинство сторонников позитивистского подхода в политических науках вообще не стремятся достигнуть ясности в отношении специфической природы тех или иных объектов моделирования. Они просто предлагают соблюдать определенные технические правила моделирования, заимствованные из других областей, считая это достаточным основанием для своих схем, не требующим предварительного анализа, в то время как подобное основание содержит ряд скрытых гносеологических предпосылок и допущений, существенным образом определяющих видение объекта, отбор «фактов» и интерпретацию результатов. На практике часто приходится сталкиваться с технократическими иллюзиями о построении моделей социальных или политических объектов на основе их «объективных» характеристик, стоит их только формализовать надлежащим образом и подключить необходимый математический аппарат. Однако научная модель включает в себя ряд составляющих, одни из которых выражены в формализованном языке научных теорий, а другие содержатся в ней как неявные допущения и представления, в том числе и ценностного характера.
В этом плане не меняет дела и различение между «моделью» и «теорией» по функциям управления и объяснения. Ю. М. Плотинский, например, пишет, что «в современной научной литературе понятия «модель» и «теория» трактуются неоднозначно, граница между ними размыта. В методологии науки признана в настоящее время следующая трактовка этих понятий:
• Модель - это концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. При этом функция предсказания, прогнозирования служит целям управления.
• Теория - более абстрактное, чем модель, концептуальное средство, основной целью которого является объяснение данных процессов, явлений. Функция предсказания в теории ориентирована на цели объяснения явлений».
В действительности «функция предсказания» как в моделях, так и в теориях зависит от множества гносеологических, ценностных, организационных и прочих составляющих. В силу этого факта не существует какого либо универсального или оптимального набора правил построения моделей. Как говорит Р. Шэннон, «...искусством моделирования могут овладеть те, кто обладает оригинальным мышлением, изобретательностью и находчивостью, равно как и глубокими знаниями... Не существует магических формул для выбора переменных, параметров, отношений, описывающих поведение системы, ограничений, а также критериев эффективности модели».
Довольно часто в учебниках и лекционных курсах по моделированию приходится сталкиваться с утверждением о том, что модель представляет собой упрощенную схему реальности. Иначе говоря, «упрощение» рассматривается как одна из характеристик процедуры моделирования, которая в известном смысле приносит свои положительные результаты. Однако стоит только ознакомиться с процедурой моделирования поближе, как грань между «простотой» и «сложностью» быстро исчезает. Как пишет Ф. Шродт, «...памятуя афоризм Найвена: «Нет такого благородного дела, к которому не пристали бы дураки», - к использованию математических моделей следует подходить с определенной осторожностью. Первая и самая общая предосторожность вытекает из поговорки «Что посеешь - то и пожнешь»: модель не может быть лучше заложенных в нее исходных допущений. В частности, и рассуждение, которое, будучи выражено на естественном языке, не имеет смысла, не станет более осмысленным, если его перевести в математическую форму. Всегда важно помнить, что математика эффективна только как средство получения логических выводов из исходных допущений, а отсюда и валидность модели зависит не от математического аппарата, а от этих самых допущений. Бывают случаи, когда для успешного применения той или иной мощной методики необходимо упростить исходные допущения, но даже подобное упрощение должно проходить проверку практикой и здравым смыслом. Если модель основана на ложных исходных допущениях, то это не значит, что и выводы ее будут ложными, но значит, что валидность этих выводов никоим образом не может быть отнесена на счет исходных допущений.
Самый частый недостаток, с которым приходится сталкиваться в моделях, - это сверхупрошенные исходные допущения. Эйнштейну приписывается утверждение: «Модели должны быть простыми, насколько это возможно.., но не более того». Конечно, упрощение является целью любой математической модели, но только до тех пор, покуда модель как целое продолжает отражать основные процессы, составляющие ее объект. Почти во всех случаях бывают такие ситуации, когда модель в силу своей упрощенности дает сбой».
Моделированию действительности предшествуют ее интерпретации. С этой точки зрения, «модель» политического процесса есть ничто иное, как формализованное выражение интерпретации политической действительности.
Под «интерпретацией» в современной психофизиологии понимается «координация ощущений с предшествующим опытом». Применительно к политической науке и социологии роль «ощущений» выполняют «данные политических исследований», а место «предшествующего опыта» занимают «политические концепции».
С необходимостью «интерпретировать» исследователь сталкивается, когда перед ним возникают задачи: а) довести результаты эмпирических исследований до понятных рассуждений о состоянии объекта исследований; б) создать теоретическую «модель» объекта с целью объяснить основные связи между его структурными элементами; в) сконструировать формализованную компьютерную модель объекта или процесса.
К примеру, в первом случае политолог объясняет электоральные предпочтения определенных категорий населения, интерпретируя отношение избирателей к тем или иным кандидатам на пост Президента РФ. Во втором случае - оценивает состояние политической элиты страны, применяя такие понятия, как легитимность, сплоченность или согласованность ее основных сегментов (политического, экономического, военного и идеологического). В третьем - конструирует компьютерную модель выборов, используя, например, метод анализа иерархий.
В действительности все эти задачи неразрывно связаны между собой, хотя в конкретных случаях степень проявления этой связи может быть различной. Например, при формулировке вопросов анкеты или интервью политолог так или иначе будет обращаться к теоретическим конструкциям для введения так называемых индикаторов, с помощью которых он намерен фиксировать те или иные характеристики интересующих его процессов. Наоборот, подобные индикаторы служат ему эмпирической базой для концептуальных представлений о «факторах», определяющих направленность этих процессов.
Интерпретирующие объяснения используются аналитиком в качестве гипотез для причинного сведения факторов, которые в принципе должны допускать возможность верификации. Поэтому здесь неизбежно возникает методологическая проблема, постановка которой ведет к различным или даже несовместимым представлениям об условиях и причинах поведения объектов исследования. Речь идет о том, какие именно характеристики человеческой деятельности подлежат понятному интерпретирующему толкованию, претендующему на значимость в качестве «научного объяснения», как «существенные» для политической науки и социологии.
Здесь будет уместным привести мнение Г. Риккерта: «Науки, если только их методы не произвольны, нуждаются в «априори» или в «предпосылке», на которой они смогли бы основываться при превращении разнородной непрерывности, или в принципе выбора, пользуясь которым они могли бы в данном им материале отделять существенное от несущественного». Г. Риккерт, между прочим, обратил внимание на одно обстоятельство, которое позднее наложило свой отпечаток на так называемую «эмпирическую науку» в ее марксистском и технократическом вариантах, - это упорно воспроизводящиеся попытки представить социальное познание как «отображение действительности». Относительно такой «предпосылки» он заметил: «Конечно, кто-нибудь мог бы сказать, что посредством познания он ничего иного и не хочет достигнуть, как только отображения вещей: наука имеет целью «описывать» мир, как он есть на самом деле, и все то, что не является вполне соответствующим действительности описанием ее, не имеет вообще научной ценности. Против такого произвольного заявления нельзя, конечно, ничего возразить, но можно поставить все-таки вопрос, возможно ли осуществление подобного желания. Стоит только попробовать как-нибудь точно «описать» действительность и воспринять ее со всеми ее подробностями, «какой она есть на деле», чтобы скоро убедиться в бессмысленности подобного предприятия».
Перефразируя Г. Риккерта, можно утверждать, что политическое познание является не отражением, но преобразованием и оформлением многофакторной и непрерывной социально-политической действительности на основе интерпретации «существенных» для политической науки и социологии фактов.
Интерпретирующие объяснения используются в качестве гипотез для причинного сведения к теории факторов, которые в принципе должны допускать возможность верификации, т. е. опытного подтверждения либо опровержения. Поэтому здесь неизбежно возникает методологическая проблема, постановка которой ведет к различным или, что будет более точным, несовместимым представлениям об условиях и причинах поведения объектов политического исследования. Речь идет о том, какие именно характеристики поведения подлежат понятному интерпретирующему толкованию, претендующему на значимость в качестве научного объяснения, как «существенные» для науки.
Приемы формализации и математический аппарат, сколь сложными они не были, не помогут аналитику, если он не обладает соответствующей подготовкой в предметных областях науки и не ощущает своей принадлежности к определенной научной традиции.