Автор: Ожиганов Э.Н. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189
Здесь мы будем следовать классической методологической традиции в политической социологии (Э. Дюркгейм, М. Вебер, В. Парето, К. Юнг), которая устанавливает в качестве основных объектов научной интерпретации понятие «господства» и соотнесенные с ним понятия - власть, порядок, союз, институт и другие, конструируя ряд идентификационных признаков, обладающих «существенным» для научной социологии характером. Термин «существенный», помимо прочего, означает, что научный анализ может охватывать и другие фактические данные, например, психофизиологические, демографические или экономические, принимаемые просто в качестве условий, на которые могут быть ориентированы социальные действия. Однако в методологическом отношении это ровным счетом ничего не меняет.
М. Вебер определял господство как «возможность обеспечения послушания данной социальной группы приказам определенного содержания»[2]. Основным признаком господства он называл способность аппарата управления гарантировать «порядок» на данной территории путем угрозы или применения физического или психического насилия. Иначе говоря, господство является одной из форм власти, которая означает возможность осуществления воли внутри определенного социального порядка, даже вопреки сопротивлению, при этом безразлично, откуда такая возможность проистекает.
Поскольку понятие «господства» признается наиболее обобщенной отправной точкой политической социологии (еще шире - социологии), то это имеет самое непосредственное значение для выбора того, что является «существенным» (ля научной интерпретации.
Как утверждал Э. Дюркгейм в своей программной методологической работе, мы можем точно представить себе область социологии: «Она охватывает лишь определенную группу явлений. Социальный факт узнается лишь по той принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами. А присутствие этой власти узнается, в свою очередь, или по существованию какой-нибудь определенной санкции, или по сопротивлению, оказываемому этим фактом каждой попытке индивида выступить против него»[3]. По мнению Дюркгейма, эту специфическую категорию фактов «составляют способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделенные принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются... Они составляют, следовательно, новый вид, и им-то и должно быть присвоено название социальных. Они составляют, следовательно, собственную область социологии».
Методологическое кредо М. Вебера сводится к тому, что «принуждение», физическое или психическое по своему характеру (или угроза «принуждения»), в той или иной степени лежит в основе всех видов социального поведения[4]. По мнению Вебера, основной предпосылкой существования различных форм социального взаимодействия (целевых союзов и институтов) служит принцип, согласно которому отдельные индивиды оказываются их участниками благодаря тому, что они фактически считаются «обязанными» участвовать в конститутивных для данного сообщества обобществленных действиях и, если они не захотят этого, их заставит повиноваться «аппарат принуждения». Иначе говоря, на них автоматически распространяются ожидания, что их поведение будет ориентировано на определенный социальный порядок.
Э. Дюркгейм говорит о том же самом, но в контексте своего знаменитого учения о «коллективных представлениях»: «В сущности, это самое существенное в понятии социального принуждения. Все, что оно в себе заключает - это то, что коллективные способы действия или мышления существуют реально вне индивидов, которые постоянно к ним приспосабливаются. Это вещи, обладающие своим собственным существованием».
Научная интерпретация должна учитывать тот факт, что «мотивы», которые приводятся авторами в качестве осмысленных оснований своих ориентаций, в действительности могут маскировать подлинные причины тех или иных действий (часто даже в сознании самих действующих лиц). «Мотивом» мы будем называть смысловое выражение, которое представляется авторам достаточной причиной для их действий в рамках определенного социального порядка. В этом плане «мотив» может быть «рационализированием» представлений в отношении социальных или политических порядков, о содержании которых сами авторы зачастую имеют весьма смутное представление или не имеют его вовсе. Инструменты для социологической интерпретации социальных «мотивов» предоставляет методология В. Парето, изложенная им в знаменитом труде «Трактат по общей социологии». Верификация результатов подобной процедуры точно так же, как и для других методов социологического анализа, содержится в фактических результатах социальных изменений.
Инвариантность господства - базовый методологический тезис «понимающей социологии» М. Вебера, который делает возможной формулировку содержательных проблем социальных и политических изменений. «Социология, - подчеркивал он, - создает типы-понятия и исследует универсальные правила событий»[5]. Социальное поведение обладает универсальными (инвариантными) формами, которые при ближайшем рассмотрении их эмпирических вариаций оказываются ничем иным, как отношениями господства. Исходя из этого тезиса, М. Вебер проводил разграничение познавательных задач генерализирующей и индивидуализирующей науки о социальном поведении - социологии и истории. Первая должна заниматься конструированием типов и исследованиями «универсальных правил», вторая - причинным анализом и объяснением индивидуальных «социально значимых» действий.
Социология предоставляет нам серию типологических конструкций, позволяющих объяснять инвариантные феномены социальных действий и структур. Последствия этой методологической установки имеют радикальный характер, поскольку она делает невозможным даже гипотетическое допущение о действии в истории каких-либо «объективных» закономерностей, определяющих ее ход и направленность или, формулируя иначе, «стадии» ее развития. Тем самым преграждается путь эволюционным, стадийным и «формационным» теориям в их множественных вариациях. Одновременно гарантируется уничтожение социальных «утопий», какие бы формы они не принимали, в частности, марксистской и буржуазно-либеральной утопий со всеми их подвидами.
Как проницательно заметил Р. Дарендорф, политические последствия тезиса об инвариантности господства заключаются в обосновании бессмысленности всех утопических стараний, поскольку одним из «центральных конструктивных элементов» всех известных нам утопий является отрицание господства в представляемых ими обществах[6].
Стиль теоретического мышления, свойственный классической традиции, скептически относится к любым попыткам создания «всеобъемлющих» социологических и политических «систем». Согласно М. Веберу, политическая социология не претендует на формулирование подобного рода схем, но она задает исследователю определенный масштаб путем обнаружения в историческом процессе постоянно воспроизводящихся структур и типов социальных действий. Методология, считал М. Вебер, «всегда является лишь осознанием средств, оправдавших себя на практике». Его убеждение в том, что политические события есть «подлинный стержень истории», распространяясь на область общественных наук, политизировало их методологию и содержание. В этом смысле контрапунктом подхода М Вебера является следующий фундаментальный тезис: «Лишь одно не подлежит сомнению: оценивая любые человеческие отношения, независимо от их характера и структуры, их следует рассматривать с той точки зрения, какому типу людей они дают в процессе внешнего или внутреннего отбора оптимальные шансы на господство».
В известном смысле классическая традиция в политической науке и социологии предполагает комплексный междисциплинарный подход, поскольку, с одной стороны, она использует в своих целях эмпирический материал из ряда специальных областей исследования, с другой - изучает как раз те социальные силы, которые определяют динамику политического развития. Так, в области религиозных отношений - это исследование взаимодействия религиозных систем н систем социальной стратификации в контексте борьбы за господство (здесь наиболее интересными аспектами являются установление характера религиозных верований различных социальных классов и групп в качестве дифференцирующего фактора легитимности); в области государственных отношений - изучение государства как ключевого института в системе господства и его связи с другими элементами этой системы, освещение средств и способов контроля политической элиты над бюрократическим аппаратом и динамики их взаимоотношений; в области правовых отношений - анализ правовой системы как вида легитимного порядка, типология юридической деятельности и техники.
По выражению М. Вебера, методологическая перспектива предоставляет исследователю средства и технику для «научной обработки» действительности, но не более того. Объясняя предпосылки возникновения и функционирования устойчивых форм социального взаимодействия или типов «социального порядка», Вебер концептуально сводил эти формы к отношениям «господства». Структуре социального действия приписывались имманентные характеристики господства: действие - порядок - господство, а затем с этой исходной позиции совершался переход к сравнительному анализу социальных институтов: действие — союз - институт. Любая социально-политическая система есть прежде всего система господства.
Формулируя кратко, доминирующие социальные нормы и институты являются материализацией «шансов на господство» доминирующего типа индивидов. Здесь встречаются концептуальные линии «понимающей социологии» М. Вебера и «аналитической психологии» К. Юнга. В своей практической форме основной вопрос здесь ставится о том, какой именно тип индивидов совершает свое открытое или «ползучее» восхождение к господству, выражает свои претензии на него или пытается навязать обществу свои притязания на «законность» господства.
Свои редукционистские типологические концепции К. Юнг, так и М. Вебер компенсировали системным энергетическим подходом (западный вариант теории сохранения энергии с сильной примесью восточных идей), хотя взгляд первого обращен от индивида к коллективной психике, а взгляд второго - от индивида к социально-политическим системам. Обе теории предполагают, что эти объекты определенным образом взаимосвязаны через обмен энергии между собой и между своими основными элементами, и что эта связь носит динамический характер. Согласно К. Юнгу, «психологическая теория, которая должна быть чем-то большим, чем только техническое средство, должна базироваться на принципе противоположности; ибо без этого принципа она могла бы реконструировать лишь некоторую невротически несбалансированную психику. Без противоположности не существует ни равновесия, ни саморегулирующейся системы. Психика, однако, есть саморегулирующаяся система». Главная идея Юнга, которую он неоднократно варьировал в своих работах, сводится к тому, что в этой саморегулирующейся системе «коллективно-бессознательные содержания» обладают автономией, благодаря которой их динамическая энергия не контролируется индивидом. Коллективные бессознательные процессы находятся в компенсаторной связи с сознанием, т. е. бессознательные процессы, компенсирующие сферу сознательного, содержат в себе все те элементы, которые необходимы для саморегулирования психики индивида. Согласно теории Юнга, нарушение (патология) баланса компенсаторной связи наступает в случаях так называемой психической инфляции.
По словам К. Юнга, «возможно, это покажется странным, что коллективное бессознательное выражается в политической форме. Но форма - фактор весьма иррациональный, и наше рациональное сознание не может указывать ему, каким должно быть его проявление. Конечно, предоставив коллективное бессознательное самому себе, следует ожидать, что его активация может оказаться весьма разрушительной; она может обернуться массовым психозом. Поэтому связь человека с коллективным бессознательным всегда регулируется; существует определенная форма, в которой выражаются архитипические образы. Так как коллективное бессознательное - функция, действующая беспрерывно, то человек должен постоянно держать с ней контакт».
Такой же саморегулирующейся системой является и общество, динамика которого зависит от обмена энергией между его основными элементами и которая точно так же недоступна рациональному контролю со стороны отдельных индивидов. Эта динамика определяется внешними и внутренними факторами борьбы за господство. Реконструированная веберовская модель общества объясняет поведение социально-политической системы, реагирующей на изменения в сети отношений между основными элементами, составляющими ее структуру:
• господствующей группой;
• бюрократией;
• социальным порядком;
• социальными массами;
• доминирующей культурой.
В частности, уровень контроля господствующей группы над административными аппаратами зависит от способности осуществлять свое влияние в сфере принятия решений и действий локальных элит и бюрократических институтов. С одной стороны, господствующая группа и ее политическая элита нуждаются в огромном административном аппарате для проведения в жизнь своих интересов, с другой - рост самостоятельности и значения бюрократии ведут к потере управляемости, угрожающей стабильности или даже существованию всей политической системы.
Вебера особенно интересовали отношения между «харизматическим» лидером и его «свитой», способами передачи лидерства и процессом его рутинизации. Соответственно он уделял много внимания анализу взаимодействия типов политического лидерства с группами последователей, бюрократическими аппаратами и социальными массами.
К. Юнга в свою очередь интересовал психологический механизм формирования вождя, основанный на отграничении отмеченного особыми свойствами индивидуума от коллективной психики. По мнению К. Юнга, «испытывая потребность в магически действующей фигуре, сообщество в целом пользуется этой потребностью в воле к власти одного и воле к подчинению многих как средством и тем самым содействует осуществлению личного престижа. Этот последний - феномен такого рода, который, как показывает история политического становления, имеет наибольшее значение для общественной жизни народов». Согласно концепции К. Юнга, динамика «престижа господства» и связанного с ним социального порядка обусловлена действием компенсаторных психологических механизмов в коллективной психике группы.
Значение идей М. Вебера и К. Юнга для понимания современной политической ситуации является решающим. Политическая наука и социология разрабатывают концепции политических процессов и систем, которые, в случае их подтверждения эмпирическими данными, выполняют функции научного объяснения. Такое объяснение не выводится из общих понятий нормативной теории политики. Оно является результатом исследований в рамках определенной методологической перспективы, которая определяет, какие именно признаки следует выделить для достаточно полного и адекватного описания политического поведения и какие теоретические принципы избрать для интерпретации связей, создающих направленность данного вида социальных действий. На этой основе возникает возможность моделирования политических процессов. Говоря другими словами, прежде чем приступать к моделированию, необходимо определиться с пониманием политики и политического поведения.