Автор: Ожиганов Э.Н. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189
Поведение любой крупномасштабной политической системы в принципе невозможно понять и прогнозировать на основе изолированного исследования фактов или «переменных», поскольку их взаимодействие создает иное измерение - сеть системных отношений. Все группы «переменных» связаны в относительно замкнутую «сеть» с помощью каналов «обмена» информацией и ресурсами. Когда «потоковые» функции системы по каким-либо причинам не могут быть нормально реализованы, возникает нарушение ее баланса, называемое сетевым конфликтом. Последний является одной из системных функций, которая при определенных обстоятельствах может привести к необратимому кризису, причем имеются пороговые значения, за которыми восстановление баланса системы маловероятно. Появление таких пороговых значений можно назвать кризисом системы, а их прогноз - кризисным планированием.
Предлагаемая модель имитирует сеть отношений обмена между пятью ключевыми элементами социально-политической системы: 1) группой господства; 2) административными аппаратами; 3) социальным порядком; 4) социальными массами и 5) доминантами поведения. Практика применения этой модели для прогнозирования политических кризисов 1991, 1993 и 1998 гт. показала, что в деле политической диагностики есть определенные шансы, которые дают возможность рассчитывать события с приемлемой точностью.
Каждый из элементов системы имеет свои сектора и может быть оценен с помощью системных характеристик, описывающих состояние этих секторов и взаимодействие между ними.
Структура социально-политической системы
♦ Группа господства
■ Сектора:
• политический;
• экономический;
• военный;
• идеологический;
• сектор организованных интересов.
■ Системные характеристики:
• согласованность стратегических действий;
• сплоченность;
• легитимность;
• компетентность в принятии стратегических решений;
• эффективность реализации решений.
♦ Административные аппараты (бюрократия)
■ Сектора:
• аппараты высших органов государственной власти;
• экономический;
• правоохранительный;
• военный;
• идеологический.
■ Системные характеристики административных аппаратов:
• компетентность (эффективность);
• контролируемость управления;
• коррумпированность;
• бюрократизация;
• фракциональность аппаратов (раскол на враждующие группы).
♦ Социальный порядок
■ Сектора:
• политический;
• экономический;
• правовой;
• ценностный;
• идеологический.
■ Системные характеристики:
• целостность;
• политические риски;
• экономические риски;
• социальная аномия;
• криминогенность.
♦ Социальные массы
■ Сектора:
• материальный уровень;
• политический статус;
• административный статус;
• социетальное сознание;
• социальная активность.
■ Системные характеристики:
• обеспеченность безопасности жизненных стандартов общества от экономических потрясений кратко - и долгосрочного характера;
• совместимость жизненных стандартов народа с поддержанием физических и духовных сил и здоровья;
• совместимость жизненных стандартов общества с защитой гражданских свобод человека (защита от политического и административного произвола и коррупции);
• уровень активации (вовлеченность масс в законные политические и социальные организованные акции);
• характер коллективного сознания (уровень авторитарности, этноцентризма, конфликтности).
♦ Доминанты социального поведения
■ Сектора:
• политика;
• экономика;
• социальные группы;
• социетальные ценности;
• идеологии.
■ Системные характеристики:
• производительные (творческие);
• потребительские (паразитические);
• конформизм;
• ритуализм;
• ретретизм.
Классификация системных характеристик осуществляется в рамках тех концепций (интерпретаций), которые составляют исследовательскую «парадигму». К примеру, мы можем дать следующие определения системных характеристик групп господства:
• Согласованность - способность господствующих групп успешно использовать каналы внутренней коммуникации между отдельными секторами при подготовке и принятии решений по ключевым проблемам экономической и политической жизни, осуществлении стратегических действий во внутренней и внешней политике.
• Сплоченность - наличие/отсутствие враждующих фракций внутри групп господства.
• Легитимность - уровень массовой поддержки политических действий (под легитимностью мы понимаем способность групп господства формировать в управляемых социальных массах представление о том, что именно данный политический режим является наилучшим из всех возможных).
• Компетентность — достаточный уровень рационального понимания центральных проблем политической жизни
• Эффективность — инструментальная эффективность решений по центральным проблемам политической жизни.
Группа господства - первый элемент системы. Состояние отношений между различными секторами господствующих групп является критически важным фактором, определяющим равновесие всей системы. К примеру, в начальном периоде горбачевской «перестройки» внутри господствующей номенклатуры национальных республик еще не существовали открыто враждующие фракции и не было открытой конфронтации с «центром» по стратегическим вопросам хозяйственной и политической жизни. Противоречия между различными группировками национальных политических элит развивались латентно и сводились к интригам «внутренних клик». Поэтому общая картина системных характеристик отношений господствующей номенклатуры национальных республик этого периода классифицируется как «согласованность» и «сплоченность».
Легитимность тесно связана с этими характеристиками. В бывшем СССР «сплоченные» национальные элиты апеллировали одновременно ко всем социальным группам с «социалистической» моделью легитимности. Проблемы с этой моделью возникли одновременно с провалом программ горбачевской «перестройки» в промышленности и сельском хозяйстве. Несмотря на сильные различия в конкретных условиях политической и хозяйственной жизни, этот «сценарий» раскола господствующей номенклатуры и почти автоматически последовавших за ним этнических столкновений повторились в различных регионах бывшего СССР. Как только господствующие группы почувствовали реальную угрозу своим жизненным интересам, они повсюду - от Прибалтики до Средней Азии — прибегли к реализации этого сценария.
Административные аппараты (бюрократия) - второй элемент системы. Уровень контроля над административными аппаратами зависит от способности господствующей группы осуществлять свое влияние в сфере принятия решений и действий локальных «элит» и бюрократических институтов. Низкий уровень контроля ставит под сомнение эффективность макроэкономического регулирования и компетентность господствующей группы при принятии макроэкономических решений. С одной стороны, она нуждается в огромном административном аппарате для проведения в жизнь своих интересов, с другой - рост самостоятельности и значения бюрократии ведут к потере управляемости, угрожающей стабильности или даже существованию всей системы. Имейся целый ряд прямых и косвенных показателей, по которым можно судить о состоянии этого баланса: например, удельный вес аппарата органов государственного управления (юридических, судебных, правоохранительных, военных органов) в общей численности работников, занятых в народном хозяйстве, уровень расходов на содержание аппаратов государственного управления, эффективность управления юридическими, судебными, правоохранительными, военными сферами и т. п.
Бюрократизация аппаратов государственного управления проявляется в таких признаках, как уровень коррупции, характер протекционизма в формировании состава органов управления (например, доля лиц определенной национальности, этнорегионального или кланового происхождения), фракциональности аппаратов (раскол на враждующие группы, межотраслевые конфликты), авторитарности управленческих отношений.
«Энергетические» отношения между господствующей группой и административными аппаратами (бюрократией) являются двусторонними, действующими по типу «импульс - возврат импульса». «Энергией» здесь является процесс обмена ресурсами, среди которых выделяются информационные, властные и материальные виды ресурсов. Группы господства создают и стимулируют аппараты, имея в виду реализацию своих интересов, в то время как бюрократия стремится извлечь из существующей ситуации свои собственные выгоды, превращаясь в самоориентированный институт. Типичный пример - феномен так называемого ведомственного правотворчества, характерный как для бывшего СССР, так и для его преемника - Российской Федерации: каждый закон, принятый высшей законодательной властью, обрастает множеством подзаконных актов, закрытых инструкций и распоряжений исполнительной власти, которые частично или полностью изменяют не только содержание, но и смысл закона. В некоторых случаях законы попросту могут быть игнорированы бюрократией в зависимости от расклада политических сил.
Следующий, третий элемент в цепи отношений определяется как сфера «социального порядка», охватывающая взаимосвязанные процессы социальной дезорганизации и потребления. Уровень социальной дезорганизации может быть зафиксирован с помощью таких показателей, как дезорганизация производства (забастовки и экономический саботаж), коммуникаций (транспортная и информационная блокада), снабжения населения продуктами первой необходимости, государственного управления и правоохранительной системы. Необходимо также оценить уровень риска применения насилия на основе таких показателей, как криминологическая обстановка (активность организованной преступности), активность незаконных вооруженных формирований различных политических движений и групп, массовые беспорядки (групповые нарушения общественного порядка, сопровождающиеся актами насилия), террористические акции, затяжные вооруженные конфликты.
Показателями уровня потребления могут быть потребительские расходы средней городской семьи, тип жилищной системы, развитость системы общественных коммуникаций (системы общественного транспорта и связи), инфраструктура обслуживания. Неравномерность потребления лежит в основе системы стратификации любого общества.
Уровень дифференциации личных доходов и богатств в обществе может быть зафиксирован с помощью таких показателей, как «коэфициент Джинни» - степень неравномерности в распределении личных доходов, социально-профессиональная стратификация по национальным и клановым признакам, дефицитность товаров широкого потребления, стратификация типа жилищ и типа питания.
Поскольку ответственность за создание и поддержание социального порядка в системе несет бюрократия (административные аппараты), между этими двумя элементами существуют отношения «стимуляция - обратный импульс». В ною очередь, политическая элита оказывает на социальный порядок депрессивное (или сдерживающее) воздействие, так что между этими тремя элементами системы устанавливается определенная конфигурация отношений.
Социальные массы - четвертый элемент системы, также могут быть охарактеризованы с помощью целого набора показателей, отражающих активность этого элемента. Среди них отмечаются политические индикаторы: уровень защиты личности от дискриминации по этническим признакам, обеспечение безопасности личности от социально-политических потрясений, защита личности от административного произвола и коррупции, обеспечение политических прав и свобод личности, партийного деления масс, уровень авторитарности и этноцентризма массового политического сознания, уровень активации (вовлеченность масс в открытые ненасильственные политические организованные акции).
Экономическое положение социальных масс является важнейшим моментом для поддержания стабильности системы в целом. Первая группа показателей отражает обеспеченность безопасности жизненных стандартов общества от экономических потрясений кратко- и долгосрочного характеpa: динамика денежных расходов на покупку продуктов питания и непродовольственных товаров (в сопоставимых ценах), динамика цен розничной торговли (темп роста цен на основные группы товаров широкого потребления), коэффициент опережения роста цен по отношению к росту денежных доходов населения, доля населения, отнесенного к находящемуся за чертой бедности, уровень безработицы (уровень занятости трудовых ресурсов). Вторая группа показателей отражает совместимость жизненных стандартов народа с поддержанием его физических и духовных сил: уровень производственного травматизма, уровень преступности по основным категориям преступлений, продолжительность жизни, уровень самоубийств, загрязнение окружающей среды.
Наконец, пятый элемент в системе - социальное поведение - включает показатели, описывающие доминирующие в данном обществе типы политического и хозяйственного поведения. К первой категории относятся такие индикаторы, как вождизм, национализм, иррациональность политического сознания, рейтинг главы политического режима, зависимость легитимности режима от внешних центров власти. Ко второй группе относятся: аритмия основных отраслей промышленности, тип экспорта (соотношение продукции/ресурсов), уровень государственного протекционизма, мощь теневой экономики, уровень хозяйственного регионализма.
Субъективная оценка качественных значений всех показателей или факторов, выбранных для характеристики элементов, входящих в систему, является делом экспертов, суждения которых могут быть фиксированы в пределах определенной шкалы. Качество измеряется с точки зрения целей каждой из подсистемы. Для этого, например, можно использовать инструмент измерения качества, включающий такие критерии оценки, посредством которых фактическое значение фактора сравнивается с желательным. При этом каждый фактор, предварительно оцененный экспертом на его качественное значение, может быть кодирован с целью индикации его влияния на системный конфликт.
Суть периода политической нестабильности можно определить как системный кризис власти, т. е. необратимое нарушение баланса между основными элементами политической системы. Во-первых, это раскол в политическом сознании элит (например, одна из фракций избрала «политику катастрофы» в отношении зарождающихся институтов псевдопарламентарной демократии, другая - политику создания эрзац-демократических институтов, которые только по форме напоминают демократию, но не являются таковыми по своей сути). Во-вторых, нарушен баланс отношений между поли - I и ческой элитой и административными структурами: неспособность элит наладить правильное соотношение между политическим руководством и административными структурами. В-третьих, наблюдается нарушение баланса между бюрократией и социальным порядком: самоориентированные административные аппараты не обеспечивают важнейшие функции государственного управления. В-четвертых, патологическая политическая активность масс ведет к падению показателей хозяйственной активности и как результат - падению показателей экономического благосостояния
При прохождении определенного порога в развитии небаланса системы усилия политической элиты, направленные на восстановление функций системы, становятся не только бесполезными, но и парадоксальным образом ведут к противоположному результату, т. е. способствуют их разрушению. Деятельность элиты приобретает деструктивные формы: чем выше уровень ее активности (независимо от намерений и программ), тем сильнее системный кризис. Такое состояние социально-политической системы определяется как «смута».
Кратко говоря, системные характеристики не являются статическими и под воздействием целого комплекса материальных и психологических факторов обнаруживают динамику различной интенсивности и направления, причем в определенных случаях эта динамика ведет к патологическому нарушению баланса между всеми элементами. Раскол в политическом сознании господствующей группы может нарушить баланс ее отношений с административными структурами, т. е. неспособность наладить правильное соотношение между политическим руководством и бюрократией. Как следствие, происходят патологические изменения в характеристиках социального порядка, воздействующие на поведение социальных масс, что в свою очередь неизбежно провоцирует изменения в доминантах социального поведения.
Относительная устойчивость социально-политических систем связана с их способностью вырабатывать специальные компенсаторные механизмы, блокирующие изменения в случае достижения ими патологических уровней. Контрастными примерами институционализации этих механизмов могут служить социально-политические системы Российской Федерации и США.