Автор: Ожиганов Э.Н. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189
Устойчивая особенность российского политического процесса 1991-1999 гг. заключалась в том, что «кривая кризисной цикличности» имела волнообразный характер с длиной волны в два года. Шкала интенсивности политического кризиса имеет диапазон от ноля (абсолютное равновесие политической системы) до 100% (полное разрушение определенной политической системы). Кривая кризисной цикличности достигает пика дважды - в 1991 ив 1993 гг. и стремится к своему пиковому значению в 1999 г. Большинство аналитических публикаций, пытавшихся оценить траекторию политического процесса в России опирались на идеологическую метафору «переходного состояния» или «транзита». Данный подход предполагал, что затяжной кризис посткоммунистического общества в экономической, политической и социальной областях вызван особенностями его «перехода» от авторитарного социального порядка к демократии. Эти публикации могли выражать оптимистические или пессимистические оценки, но главное различие между ними состояло в допускаемом уровне цены «транзита»: одни в принципе оправдывали любые экономические, политические и человеческие затраты, в то время как другие считали такую цену неприемлемой. По прошествии десяти лет стало очевидным, что социально-политическая система Российской Федерации на самом деле никуда не «переходила», а закономерно деградировала, причем на рубеже 1998-1999 гг. наблюдалось очередное нарастание кризисных тенденций, что и привело Б. Ельцина к решению об уходе с президентского поста и о «назначении» преемника.
В современной науке и публицистике существуют различные объяснения причин и источников кризиса социально - политической системы Российской Федерации. С той или иной степенью доступной формализации они используют свои «правила» диагностики состояния социально-политической системы, выделяя разнородные факторы, которые, с их точки зрения, являются причинами возникновения кризисов. Хаотический характер таксономии этих факторов свидетельствует, что представления о том, как работают законы политического процесса, не сложились в какую-либо устойчивую форму знаний.
Период 1991-1999 гг. — это время крупномасштабного политического «эксперимента», сущность которого состояла в перегруппировке господствующего класса российского общества - номенклатуры. Первыми видимыми результатами попыток перегруппировки стал распад политической «элиты» господствующего класса на теневые «клики» и замена узаконенного процесса согласования политики между сегментами «элиты» на закулисный сговор между теневыми «кликами».
С внешней стороны «клика» может быть определена с помощью социометрических методов: в социометрическую «клику» попадут индивиды, фиксирующие участие в процессах принятия ключевых решений для данного вида политической деятельности или одновременно для нескольких перекрещивающихся видов. Теневая «политическая клика» - это неформальная группа, психологическим основанием которой является опыт применения власти при достижении целей, выходящих за рамки формальных политических структур и норм. Групповое сознание «политической клики» формируется в процессе борьбы за распределение власти в пространстве, занимаемом формальными политическими «институтами».
В отличие от «клана», который формируется на родовой, племенной либо территориальной основе, «клика» - это, прежде всего, негласная групповая принадлежность. Например, на родоплеменной основе формируются господствующие группы в ряде национальных республик Российской Федерации. На федеральном уровне в различные периоды имели значение свердловский, петербургский, нижегородский территориальные кланы и т. д. «Клики» же возникают на почве дефективности формальных политических структур в качестве негласных (теневых) организаций господствующего класса, борющихся за неформальное распределение власти. Теневыми субъектами, действующими на российской политической сцене, выступают финансовые, промышленные, придворные и партийные «клики».
На протяжении всего периода 1991-1999 гг. конфигурация «клик» изменялась, что сопровождалось серией правительственных кризисов и перераспределением власти между «кликами». Траектория политического процесса определялась неустойчивой констелляцией политических «клик» вокруг «доминантного лидера». Решающим фактором политического процесса становится маневрирование «доминантного лидера» в условиях, когда уровень сплоченности «клик» крайне низок, они находятся в состоянии крайней подозрительности и враждебности по отношению друг к другу, а их временные коалиции ненадежны и зависят от конъюнктурных колебаний социально-экономической ситуации.
В 1991-1993 гг. сложился политический режим, где стержневая роль персонально принадлежит фигуре президента, источником легитимности которого является плебисцит, т. е. всенародное голосование по формуле «да» или «нет». Предполагается, что на «переходный период» такой лидер может обеспечить общенациональную политическую интеграцию, верховный контроль над административной машиной государства и осуществление преобразований в самой системе. Для этого он наделяется возможностью единолично (на практике - под влиянием «свиты»), вне представительных демократических институтов и норм, принимать важнейшие решения, апеллируя к некой плебисцитарно выраженной «воле народа».
Стремление «доминантного лидера» играть роль «вождя» приводит к тому, что его «свита» и административный штат формируются на принципах личной преданности, а их профессиональные качества в принципе не имеют значения. Во многих аналитических публикациях этот modus vivendi «свиты» ошибочно воспринимался как проявление персональной «харизмы», а Президенту РФ Б. Н. Ельцину необоснованно приписывались свойства «харизматического лидера».
В свое время известный немецкий социолог М. Вебер ввел этот термин для объяснения динамики политической истории, которая была представлена им в виде взаимодействия различных типов социального порядка, где фактору «харизмы» отводилась роль активной трансформирующей силы. Имелись в виду качества личности, благодаря которым она рассматривалась окружающими как наделенная сверхъестественными свойствами и в силу такой веры оценивалась как «вождь» социальной группы. Действительные или проецированные источники этих свойств могли иметь различное происхождение, но они обеспечивали притязания «харизматически квалифицированных» (выражение М. Вебера) личностей на политическое господство.
Феномен Б. Н. Ельцина не подходит под эти определения, поскольку социальные группы, которые оказали ему поддержку, руководствовались исключительно статусными соображениями. Сравнение группировок массового политического сознания в 1996 и 1998 гг. показало, что основной «переменной», определившей отношение к Б. Н. Ельцину, является самооценка респондентами своего материального положения. В серии из трех общероссийских опросов, осуществленных последовательно в апреле, мае и июне 1996 г. в 25 субъектах РФ Российской академией государственной службы при Президенте РФ, было установлено, что социальные группы, добившиеся относительной материальной обеспеченности, поддерживали лозунги избирательной кампании Б. Ельцина, в то время как те, кто «не сводил концы с концами», занимали прямо противоположную позицию. Такой тип «статусной» кластеризации отражает структуру явно выраженных и устойчивых группировок массового политического сознания.
Через два года стали наблюдаться резкие отличия в конфигурации и характере «статусных» кластерных группировок, свидетельствовавшие о том, что в политическом сознании населения произошли определенные изменения. Во - первых, все кластеры сместились в сторону оси отрицательных значений, что указывало на растущее недовольство режимом Б. Н. Ельцина во всех слоях общества, в том числе и в относительно обеспеченных. Во-вторых, расстояние между кластерами сократилось до минимума, указывая тем самым, что Б. Н. Ельцин утерял поддержку даже в тех слоях, которые ранее составляли его социальную базу.
То, что ошибочно принималось политологами за проявление «харизматических» свойств Президента РФ, на самом деле представляло собой продукт констелляции теневых политических «клик», испытывающих потребность в такого рода отношениях и структурах. Господство «клик» возникает на фоне потерявшей чувство общности нации, когда она лишается своей формы и продолжает существовать как «население».
Соответственно меняются и экспертные оценки произошедших в этот период изменений в российском обществе, когда термин «либеральный» применительно к экономическим и политическим реформам постепенно уступил место термину «криминальный». Д. Саттер, сотрудник Гудзоновского института, полагает, что основные проблемы России имеют не экономический, а преимущественно моральный характер, и полное игнорирование этого факта объединяет установки «большевиков» и «реформаторов». «Переходный» период он описывает как «транзит» от «криминального коммунизма» к «криминальному капитализму», где выделяет три стадии: 1) гиперинфляция, стимулированная правительством Н. Гайдара в начале 1992 г.; 2) «дикая» приватизация, организованная группировкой А. Чубайса в начале 1994 г.; 3) криминализация как финальная стадия «транзита». Как считает Саттер, на этой финальной стадии единственным законом экономической и политической жизни российского общества становится «закон силы».
Отсутствие подлинных «харизматических» свойств заставляет «доминантного лидера» прибегать к использованию определенных суррогатов, однако в любом случае отношение населения к Б. Н. Ельцину как политическому лидеру определялось на основе «статусных» установок, а не веры в его выдающиеся способности. Это утверждение справедливо и в отношении «свиты» президента и лидеров теневых политических «клик», статусные и властные интересы которых определяют динамику данного политического режима. Эти интересы наиболее активно начинают проявляться в связи с проблемой ухода со сцены «доминантного лидера» и возникновением вопроса о преемственности. Более того, замена «доминантного лидера» становится основной интригой политического процесса, поскольку распад неустойчивой констелляции теневых «клик» неизбежно провоцирует обострение соперничества между ними.
Принципиально возможны следующие способы решения данной проблемы:
1) поиск нового «харизматического» лидера на основе критерия качеств, которые позволяют ему занимать позиции власти (по типу выборов нового далай ламы);
2) выбор на основе определенной религиозной техники отбора лидера, когда легитимность новой фигуры зависит от легитимности самой техники его отбора (подобно культу священных вождей в племенных сообществах Тропической Африке);
3) превращение «харизмы» в объективный, передаваемый объект, когда свойства лидера могут быть переданы с помощью ритуальных средств его «свите» (по типу «старой партийной гвардии»);
4) назначение преемника самим лидером и признание подлинности этого назначения со стороны всех его последователей (по типу «каганата» или «ханства»);
5) назначение преемника «административным штатом» и его признание сообществом, когда речь идет не о свободном выборе, а о процессе, жестко связанном с «объективным долгом» (по типу выборов католического Папы);
6) наследственная передача роли лидера на основе веры в то, что харизма является свойством личности, передающимся по наследству; т. е. что она каким-то образом разделяется близкими родственниками носителя таких свойств (по типу кровнородственного клана).
Варианты поведения политических «клик» в связи с проблемой «доминантного лидера» во многом определяются особенностями их психологии. М. Вебер указал на первостепенное значение психических основ того особого «престижа», который возникает ввиду притязаний политических авторов на господство: «Современное положение политических объединений основывается на престиже, создаваемом специфической верой их членов в особое предназначение данных объединений. Регулируемые ими социальные действия приобретают «законность» постольку, поскольку они соединяют физическое насилие с властью над жизнью и смертью своих членов».
Политические «клики» в современной Российской Федерации имеют номенклатурное происхождение и на две трети состоят из представителей старой партийно-хозяйственной коммунистической номенклатуры, включая и самого «доминантного лидера». Психология групп относительно устойчива и изменяется гораздо медленнее, чем физические и социальные условия их существования. Новая номенклатура воспроизвела основные фрагменты психологии старой номенклатуры, но в специфической психопатологической форме, что вызвано резкой сменой идеологических установок господствующего класса. В основе этого беспрецедентного коллективного феномена лежит конфликт двух «базовых» психологических комплексов, которые можно условно назвать «прото-коммунистическим» и «прото-либеральным». Оба комплекса получили свое воплощение в организации религиозно-политических «сообществ-сект». Историческая наука свидетельствует о существовании подобных сообществ у многих народов древности. Эти комплексы проявляют себя в форме типичных ментальных состояний, актуализирующих подсознательные представления о социальном «порядке» и условиях применения политического «насилия» для достижения господства.
«Прото-коммунистические» секты обладали строгой организационной структурой и соответствующими моральной и идеологической доктринами. «Прото-либеральные» секты представляли собой зеркальную противоположность по всем основным характеристикам организации социального, политического и морального порядка. Подразумеваемыми целями «прото-либеральных» сект были неограниченная материальная нажива, достижение высокого социального статуса и политического влияния. Ее члены являлись сторонниками «экономической свободы» и «космополитами», однако в реальной политической жизни поддерживали автократические системы власти.
Содержанием обоих комплексов служат взаимоисключающие образы социального «порядка», которые проявляются как в поведенческих реакциях политических «клик», так и в изменениях личности, вызванных идентификацией с тем или иным комплексом. «Клики», как ни одна другая человеческая группа, испытывают острую потребность в чувстве идентификации. Групповая функция комплекса состоит в том, что на его основе обеспечивается психологическая сплоченность «клики». В то же время идентификация на основе комплекса является источником психологического напряжения и коллективных неврозов.
Когда под воздействием определенного сочетания факторов конфликт комплексов достиг определенной интенсивности, наступает психическая дезинтеграция номенклатуры как на групповом, так и личностном уровне. Открытая манифестация этого конфликта вызвала перегруппировку внутри номенклатуры и переход к «либеральному» типу социального порядка. Однако это вовсе не означает, что коллективная психология господствующего класса избавилась от своего «базового» комплекса. В маргинальных формах он продолжает действовать на периферии нового социального порядка, однако более важно то, что его структуры сохраняют свое ключевое значение в самом ядре групповой психологии политических «клик». Ожесточенная борьба внутри господствующего класса, по существу, является открытой манифестацией конфликта его подсознательных психических комплексов.
Сговор «клик» как основная модель политического процесса препятствует институционализации власти, что объясняет многие парадоксы политической системы Российской Федерации. Анти-институциональная направленность «переходного периода» была замечена многими исследователями. Как пишет П. Ставракис, зам. директора Кеннановского института развитых исследований России, «...по контрасту с «нормальными» обществами, в которых политическая власть ограничена институциональной структурой и верховенством права, вакуум переходного периода предоставил российским элитам редкую возможность осуществлять свою власть без таких ограничений. В результате возникло «слабое» государство, институциональное развитие которого зависит исключительно от прихотей политической элиты».
С одной стороны, выбор той или иной формы институционализации не является нейтральным действием, поскольку отражает весь набор предпочтений тех или иных групп господствующего класса. С другой - это во многом иррациональный процесс, связанный с воплощением определенных жизненных ценностей и подсознательных установок.
Динамика социально-политической системы Российской Федерации, ее характеристики и задаваемый ими диапазон событий тесно связаны между собой. К таким закономерностям относятся: 1) соперничество между президентом и законодательным собранием; 2) патриархальный стиль президентства; 3) неэффективность экономической политики правительства; 4) неадекватность функционирования основных демократических институтов политического контроля; 5) поляризация политических сил в борьбе за новый срок президентских полномочий и 6) рост дезинтеграционных процессов в государстве. Соответственно обусловлены следующие характеристики: 1) политика «обещаний» и «перекладывания ответственности»; 2) разыгрывание роли «отца нации»; 3) принятие экономических «программ» в соответствии с указаниями международных финансовых центров;
4) тотальная коррупция государственного управления; 5) система отношений по принципу «ноль - сумма»; 6) слабость «центра» по отношению к периферии и неэффективность правительства.
Борьба теневых «клик» за выживание определяет спектр возможных сценариев динамики социально-политической системы Российской Федерации, который может варьироваться от сохранения статус-кво политической системы до установления политической диктатуры какого-либо типа. При этом принимается допущение, что физическое состояние Президента Российской Федерации позволит ему осуществлять номинальные функции главы государства. Какой именно из возможных сценариев имеет наибольшие шансы на реализацию - зависит, в соответствии с применяемой концепцией, от: 1) соотношения сил между основными действующими силами политической сцены (авторами); 2) ресурсов, которые могут быть ими использованы и 3) тактики, применяемой ими в политической борьбе.
К примеру, прогрессировавший коллапс дееспособности института президентства к концу 1999 г. стал прямой угрозой теневым кликам. Наибольшие потери от этого несла финансово-политическая клика Березовского-Гусинского, которая всеми силами пыталась удержать свое влияние. Ее действия укладывались в понятие, которое применяли в Германии в 20-30-е гг. XX в. для обозначения политики одной из фракций финансово-промышленной буржуазии - «katastro-phenpolitik». Аналитические структуры финансово-политической клики Березовского-Гусинского рассчитывали, что очередной виток кризиса позволит восстановить поколебленные позиции и откроет «своему человеку» путь к посту премьер - министра. Практически речь шла о необъявленной войне с правительством Е. Примакова, сменившим «дефолтное» правительство С. Кириенко.
В свою очередь, в запасе у кабинета Е. Примакова имелся ряд экономических и политических мер, к которым он мог прибегнуть по мере обострения кризиса. В области экономики - это национализация нефтяных компаний, предприятий цветной металлургии, ряда банков, в области государственного управления - реформа аппарата государственного управления и расширение властных полномочий парламента и правительства.
Концентрация экономической и политической власти в руках нескольких финансово-промышленных групп представляла собой modus vivendi (способ существования) той общественно-политической системы, которая была выстроена за годы существования ельцинского режима. Формирование этих групп было искусственным процессом и осуществлялось не на основе так называемых либеральных рыночных отношений, а посредством их особых отношений с ключевыми институтами государственной власти. Вопреки исповедуемой лидерами этих групп идеологии либерализма, их господство напрямую зависит от доступа к механизмам «государственного регулирования» хозяйственной и финансовой систем.
Мотивация, механизмы и способы передачи собственности и ресурсов в руки новой плутократии (богатейшей группы общества) на все 100% обусловлены интересами верхушки «политического класса» Российской Федерации.
На политической сцене финансово-промышленные группы были персонализированы так называемыми олигархами, борющимися за неформальное обладание властью за кулисами президентского режима. Поскольку коллапс дееспособности этого режима в 1999 г. обозначил прямую угрозу их господству, замена ключевой фигуры режима стала основной интригой политического процесса. Передача власти была организована «семьей» под Новый 2000 г., при этом важнейшее значение имел способ передачи, конституционный по форме, но по содержанию представляющий собой назначение «наследника». В. Путин назначался главным хранителем ельцинского режима и наделялся рядом характеристик, ключевыми среди которых назывались «волевые» качества.
Итоги парламентских и президентских выборов планировались и обеспечивались финансово-промышленными группами в расчете на сохранение своих господствующих позиций. На период выборов между конкурирующими финансово-промышленными группами был достигнут, хотя и с большими издержками, некоторый «добровольно-принудительный консенсус», однако неустойчивость констелляции групповых интересов вокруг фигуры президента неизбежно провоцировало обострение вражды в среде плутократии.
Поскольку кандидатура В. Путина в качестве Президента РФ стала временным компромиссом в войне политических клик, вопрос о характере взаимоотношений между наследником Б. Ельцина и этими кликами отражал как минимум четыре серьезных обстоятельства, которые рассматривались как препятствия на пути успешного осуществления В. Путиным его президентских полномочий.
Во-первых, политика В. Путина неизбежно натолкнулась на интересы множественных центров власти, возникших за годы правления Б. Ельцина. К ним относят теневые группировки так называемых плутократов или олигархов, а также так называемых региональных баронов, контроль над которыми со стороны центральной власти весьма проблематичен и создал В. Путину немало болезненных проблем. Ресурсы
В. Путина для преодоления этих проблем были ограничены, и в лучшем случае он мог использовать противоречия между данными группировками для поддержания собственной власти.
Во-вторых, ближайшее окружение В. Путина не обладало достаточными экономическими и организационными ресурсами для восстановления так называемого сильного государства и подъема хозяйственной и социальной систем общества, которые находились в глубоком кризисе.
В-третьих, у В. Путина не было достаточных кадровых ресурсов для поддержания действительной лояльности среди высшего эшелона государственного управления приблизительно на 500 ключевых позициях в правительстве и президентской администрации. Как известно, его ближайшее окружение составили люди так называемого петербугского клана и ФСБ, что недостаточно для решения проблемы политической лояльности.
В-четвертых, политический опыт и особенно политическая ментальность как самого В. Путина, так и его ближайшего окружения вызывают определенные сомнения в их способности осуществлять политическое лидерство национального масштаба. С точки зрения В. Путина, выраженной в ряде документов, причина коллапса экономики заключается не в системных свойствах режима, а в недостатке волевого фактора при реализации намеченных им целей. По его словам, «наша первая и самая главная проблема - ослабление воли». Ельцин поддерживал шаткую стабильность своего режима, сохраняя определенный «баланс» между олигархическими группировками. Данную модель с определенными поправками пытается воспроизвести В. Путин. Это прежде всего попытки «укрепления дисциплины», «борьбы с коррупцией» и «усиления властной вертикали», которые могут нанести ущерб отдельным персоналиям среди так называемой плутократии и региональных лидеров, но ни в коей мере не поколеблют основы и структуру самой общественно-политической системы.