Моделирование и анализ политических процессов: Учеб. по­собие.

Автор: | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189

Анализ и прогноз динамики избирательной кампании на основе метода анализа системной дингамики

Избирательный процесс - это динамически изменяю­щаяся в определенном интервале времени система политиче­ских отношений. Модель избирательного процесса конст­руируется с целью достижения конкретной цели - победы определенного кандидата на выборах, а ее адекватность и обоснованность оцениваются прежде всего с позиций этой цели. Верховным же «судьей» здесь всегда выступает конеч­ный результат - финал избирательной кампании.

Задача моделирования - определить условия и доста­точный уровень применения ресурсов, при которых обеспе­чивается количество голосов, необходимое для победы опре­деленного кандидата на предстоящих выборах, например, главы района, мэра города или губернатора области. Выбор в пользу того или иного претендента - величина непостоянная и колеблется в зависимости от самых разных факторов на протяжении всего периода избирательной кампании.

Сконструированная модель должна обладать характе­ристиками, близкими к характеристикам исследуемых реа­лий. Оценить качество такой модели - значит оценить уро­вень уверенности в том, что выводы, полученные с ее помо­щью, применимы к реальной избирательной ситуации.

Плодотворные управленческие решения в сфере изби­рательной активности связаны прежде всего с эффективным использованием разнообразных ресурсов, среди которых вы­деляем три основные группы - финансовые, организацион­ные и административные. Для того чтобы представить кар­тину динамики взаимоотношений между основными показа­телями модели, следует придерживаться допущения, что по­ведение избирательного процесса может быть описано в тер­минах перемещаемых ресурсов, т. е. анализ его поведения может быть сведен к анализу применения кандидатами своих финансовых, организационных и административных ресур­сов.

Модель, построенная по этой схеме, должна отражать стремление кандидата и руководителей его избирательной кампании оказывать управляющие воздействия по поддер­жанию правильного баланса между «притоками и оттоками» содержимого операционных ресурсов.

Например, по предварительной оценке электоральной ситуации в одном из районов Московской области, основной сценарий избирательного процесса предполагает вариант, когда наряду с очевидным лидером в избирательной гонке появляется один сильный кандидат, по ряду параметров вплотную примыкающий к основному претенденту (сравни­мые ресурсы, узнаваемость, политический вес и т. д.). «На­чальная» мобилизованность электората, т. е. количество «твердых» сторонников кандидата, как правило, ниже доста­точного уровня. Поэтому основная борьба будет идти за го­лоса не определившихся избирателей. По предварительным оценкам, полученным в результате серии социологических опросов, уровень «начальной» мобилизованности электората основного кандидата и его наиболее вероятного соперника колебался от 10 до 15%.

Стратегическая задача руководителей избирательной кампании состоит в обеспечении такого уровня преоблада­ния притока избирателей над их оттоком, когда значение фонда «Электорат кандидата» к моменту голосования будет достаточным для достижения преимущества над основным конкурентом.

Решение этой задачи зависит от эффективности исполь­зования финансовых и административных ресурсов, причем следует учитывать и соответствующие показатели вероятно­го конкурента, который также «не дремлет». Иначе говоря, ресурсы конкурирующих сторон находятся в динамическом взаимодействии, что в принципе исключает какие-либо ста­тические значения ресурсов.

Модель разработана с применением пакета программ моделирования POWERSIM. Подчеркнем еще раз, что наиболее эффективные результаты от такого подхода ожидаются при решении слабоструктурированных проблем политического процесса, когда характерно возникновение неопределенностей, делающих практически невозможным применение других известных методов анализа.

В соответствии с предварительными данными социоло­гических исследований вводим значение «константы» моби­лизованности сторонников основного кандидата - 0,12 (т. е. 12% от всего электората). Используя доступные на текущий период оценки, в модель вводятся определенные значения, учитывая при этом фактор интенсивности работы команд кандидатов.

В сеансах управления моделью эти значения, а также экспертные оценки эффективности могут изменяться, чтобы проследить реакцию поведения модели на любое из измене­ний. Также могут быть введены новые показатели, которые считаются достаточно важными для анализа. Тем самым ру­ководители избирательной кампании получают возможность оценить реальные шансы избирательной кампании на кон­кретном отрезке времени всего периода избирательной кам­пании и контролировать ее ход с целью принятия решений.

Для каждого из обозначенных ресурсов вводятся кон­кретные значения, данные которых могут быть получены из самых различных источников. Поиск и отбор такой инфор­мации являются неотъемлемой частью избирательных стра­тегий. Кроме того, требуется постоянная коррекция инфор­мации, поскольку конкретные значения могут быстро ме­няться. Например, конкурент может увеличивать объем фи­нансирования, привлекать новые штаты специалистов для решения тех или иных задач, добиваться перехода на свою сторону «ключевых» фигур и т. п.

В программной среде POWERSIMможно построить сколь угодно сложные иерархические модели, развивая их как вширь (подсистемы), так и в глубину (подуровни) без каких-либо ограничений. На определенном этапе количество вводимых факторов и связей может возрасти настолько, что аналитик должен будет решать, не превышает ли сложность построенной им системной модели возможности контроля за ее поведением.

В этой модели все виды ресурсов и тактики их приме­нения соперничающими группами связаны в единую дина­мическую модель. Количественные значения этих ресурсов и тактик вводятся аналитиком по мере поступления соответст­вующей информации и оцениваются с точки зрения страте­гической задачи - достижения победы над противником.

Результаты представлены на графике, где отображается «экспонента» притока и оттока голосов «за» политического лидера, колебания которой зависят от эффек­тивности применения имеющихся в его распоряжении ресур­сов.

За три месяца до дня выборов были определены усло­вия и уровень применения ресурсов, при которых обеспечи­валось необходимое для победы количество голосов. В даль­нейшем судьбу кампании решали фактор политической воли и обстоятельства, вытекающие из природы стратегии.