Автор: Ожиганов Э.Н. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189
Как правило, в конкретном этнополитическом конфликте всегда замешано несколько сторон, преследующих свои собственные цели. Однако все стороны, несмотря на известные различия или даже непримиримую вражду между ними, делятся на два основных лагеря, в зависимости от их отношения к статус-кво формально узаконенной общественной и политической системы.
Первая сторона - защитники статус-кво, включая даже группы, которые настаивают на изменении, эволюции или модернизации формально узаконенной политической системы.
Вторая сторона - противники статус-кво, стремящиеся не к изменению господствующей политической системы, а к ее полному устранению и замене на абсолютно иную модель (например, коммунистическую на религиозную).
Приведем пример анализа развития ситуации в бывшей Чечено-Ингушской Республике РСФСР в 1991-1992 гг., который был проведен с применением одной из первых версий программы CASCON.
Отличительной чертой политического конфликта в республике была смена сторон при переходе от первой фазы конфликта ко второй:
1- я фаза: сторона статус-кво - «завгаевцы»;
против статус-кво - «дудаевцы» и «ельцинисты»;
2- я фаза: сторона статус-кво - «ельцинисты»;
против статус-кво - «дудаевцы».
Ключевыми характеристиками факторных групп конфликта были следующие признаки:
1. Историческое наследие отношений между государствами в регионе конфликта - завоевание и колонизация Кавказа Российской империей.
2. Внешнеполитические факторы в регионе конфликта - интересы Турции и США на Кавказе.
3. Военно-стратегические - низкая способность РСФСР контролировать военную ситуацию на Кавказе.
4. Этнические - характер этнической стратификации в Чечено-Ингушской Республике.
5. Экономические - экономический кризис в РСФСР.
6. Внутриполитические - формирование и акции новых политических движений и организаций, таких как Ассоциация горских народов.
7. Факторы-характеристики сторон конфликта - воинственный стиль генерала Дудаева.
8. Информационные - отсутствие полной и однозначной информации о намерениях сторон.
9. Поведенческие факторы - нарастание вооруженных инцидентов.
Согласно методике компьютерного моделирования CASCON, на первой фазе конфликта в принципе могли быть задействованы 170 факторов, на второй - 167 (при этом некоторые факторы переходят из одной фазы в другую). Период первой фазы политического конфликта в ЧИР можно обозначить с 1 января по 15 августа 1991 г., период второй - с 16 августа 1991 по 1 октября 1991 г.
В результате экспертной оценки 170 факторов первой фазы политического конфликта в ЧИР была установлена следующая картина:
1) 104 фактора в различной степени действовали в направлении интенсификации конфликта;
2) 12 факторов были нейтральны;
3) не нашлось ни одного фактора, который бы действовал в направлении снижения конфликта;
4) 52 фактора не имели отношения к данному конфликту;
5) о 2 факторах у эксперта не было информации.
Основной вывод, который можно было сделать на основе этой оценки, заключался в том, что формирование политического конфликта в ЧИР было неизбежно обусловлено определенной комбинацией факторов, которая вполне поддавалась прогнозированию. Если 104 фактора действуют в сторону интенсификации конфликта и ни одного против, можно с 95%-ной вероятностью предсказать его развитие и обострение.
Из 116 факторов, присутствовавших в первой фазе, 38 отнесены к категории объективных; 14 характеризуют сторону статус-кво (т. е. «завгаевцев», если использовать имя главы режима статус-кво ЧИР); 14 - сторону, выступавшую против статус-кво; 50 факторов лежали в пределах доступности потенциального регулирования.
Среди объективных факторов политического конфликта в ЧИР наиболее мощными являются исторические и территориальные. Способствовав свержению стороны статус - кво, эти факторы не исчезли, напротив, они эффективно использовались для дальнейшей интенсификации конфликта.
Интенсификация конфликта и его переход во вторую фазу стимулировались следующими факторами:
• общей дестабилизацией во всем регионе и граничащих территориях;
• неадекватной поддержкой статус-кво со стороны армии и сил безопасности;
• неопределенным правовым положением институтов власти;
• отсутствием системы региональной безопасности;
• затяжным экономическим кризисом и неадекватной экономической и социальной политикой в этих условиях.
Оценка второй фазы политического конфликта в Чечено-Ингушской Республике сводилась к следующему: из 167 факторов 100 в той или иной степени интенсифицировали политический конфликт, 3 действовали на его понижение, 12 присутствовали, но были нейтральными, и 50 не имели отношения к региональной специфике данной фазы.
Основной вывод - конфликт продолжает интенсифицироваться на фоне появления разрозненных попыток приостановить эту тенденцию. Группа из 28 факторов, интенсифицирующих вторую стадию политического конфликта в ЧИР, могут быть отнесены к категории «объективных»:
• экономическая и политическая заинтересованность этнополитических групп, вовлеченных в конфликт (чеченцев, ингушей, осетин, казаков), в спорных территориях возрастает;
• между сторонами возник глубокий идеологический раскол относительно типа необходимого общественного и политического устройства в регионе;
• в результате попыток применения вооруженной силы между сторонами воцарились отчуждение и подозрительность;
• проявляется повышенное внимание к региону сопредельных иностранных государств и стоящих за ними мировых центров власти;
• регион насыщается вооружением и военной амуницией;
• начался существенный отток населения из региона преимущественно славянского происхождения, появились значительные группы беженцев из прилегающих районов и т. д.;
• время возможности достижения политических решений конфликта быстро сокращается;
• нарушен стратегический и военный баланс сил в регионе.
Факторы-характеристики стороны, выступающей против статус-кво политической системы (т. е. «дудаевцев»), во второй фазе приобретают новые свойства:
• сторона приобрела структуру, опыт и материальные средства для продолжения политики враждебности;
• освоила стратегию конфликта, успешно сработавшую в других регионах бывшего Союза ССР;
• имеет уверенность в успехе своих акций;
• получила военную и материальную поддержку от других государств и формирований;
• перешла к применению религиозного типа легитимности.
Эти характеристики позволили «дудаевской» стороне снижать негативные воздействия экономического и социального кризиса и даже использовать их в своих политических целях. Поэтому экономический кризис, как бы это ни казалось парадоксальным, во многом играл на руку «дудаевской» стороне конфликта.
При таких условиях центр тяжести конфликта переместился от объективных факторов (которые по-прежнему оставались фоном ситуации) на взаимодействие сторон. Интенсификация конфликта возрастает ввиду действия следующих факторов:
• одна из сторон потерпела неудачу при попытках воздействовать на другую сторону политическими средствами;
• принятые военные и милицейские меры увеличили напряженность;
• возросла идеологическая конфронтация сторон, включающая взаимные угрозы, разоблачения и обвинения в подрывной деятельности;
• сторонники и союзники каждой из сторон прибегли к подобной же тактике, что привело к расширению вовлеченности третьих сил и возникновению региональной «дуги конфликта»;
• военный баланс в регионе изменился ввиду вооруженных приготовлений сторон;
• усилилась «этнизация» конфликта и радикализация массового политического сознания;
• адекватные каналы коммуникации между сторонами отсутствуют, получение надежной информации о намерениях сторон проблематично.
На второй фазе политического конфликта в ЧИР сработали три фактора понижения его интенсивности:
• оппозиционные группы внутри стороны статус-кво потребовали отмены принятых мер и определенных уступок требованиям стороны-противника статус-кво;
• стратегические интересы стороны статус-кво в регионе конфликта продиктовали необходимость избежать вооруженной эскалации конфликта;
• сторона статус-кво заявила о готовности разрешить конфликт путем плебисцитных мероприятий.
На первой и второй фазах наибольшее сходство (70%-ное подобие комбинации факторов) у чеченского конфликта было выявлено с конфликтами Эфиопия-Эритрея (1974-1990) и Нигерия-Биафра (1967-1970). Как известно, первый закончился развалом просоциалистического режима, второй, напротив - подавлением Республики Биафра в результате ожесточенной военной борьбы. В обеих случаях применялось оружие в полном масштабе и борьба велась на поражение. Везде за спиной борющихся сторон стояли третьи силы и их региональные союзники. Показательно, что в первом случае СССР снабжал оружием Эфиопию, а во втором его клиентом была Нигерия.
Почему результаты конфликта в Нигерии и Эфиопии были различными? Во-первых, способность режимов восстанавливать равновесие, нарушенное кризисными явлениями, оказалась неодинаковой: устойчивость квазимарксистского военного режима была ненадежной ввиду его низкой легитимности, в то время как нигерийский военный режим вовремя решил, что следует опираться на племенную (этническую) лояльность. Так что исход был предопределен прежде всего внутренними характеристиками самих режимов. Во-вторых, многое зависело от избранных режимами сторон поддержки и их региональных союзников.
Основы для прогностирующих выводов заключаются в следующем:
1) любой затяжной конфликт такого рода неизбежно ведет к нарушению равновесия политического режима статус-кво; так что, если не удалось разрешить его в относительно короткие сроки, следует приготовиться к такому нарушению;
2) все страны с подобной ситуацией рано или поздно приходят к применению вооруженных сил в полном масштабе;
3) исход борьбы напрямую зависел от избранной модели легитимности;
4) исход борьбы в большой степени зависел от третьих сторон и их региональных союзников;
5) не решив эти стратегические вопросы, не следует возлагать особые надежды на тактические приемы, которые могут дать временный выигрыш, но в более долгосрочной перспективе привести к обратному результату;
6) реактивный тип политики (когда решения принимаются по схеме «событие-реакция») в такой ситуации малоэффективен.
Сравнительный анализ факторных группировок (при 70%-ном подобии комбинаций и выше) свидетельствует об однотипности социальной основы крупномасштабных внутренних конфликтов с этнической окраской.
Анализ ситуации с применением программы CASCON позволил сформулировать следующий вывод: стороны конфликта неизбежно придут к полномасштабному применению вооруженной силы на уровне локальной войны.