Автор: Ожиганов Э.Н. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189
Особенность молдавско-приднестровского, абхазо-грузинского и осетино-грузинского конфликтов в контексте динамической модели Блумфильда-Лейсса состоит в том, что они последовательно прошли все возможные фазы, но не получили окончательного разрешения. Напротив, после устранения режимов М. Снегура и Э. Шеварнадзе, ситуация не была урегулирована и в любой момент может обостриться под влиянием внешних факторов, так что все непризнанные территории с повышенной энергией проявляют интерес к проблеме независимости.
CASCON не содержит профилей политических конфликтов в республиках бывшего СССР, но остается открытым для инкорпорации моделей этих конфликтов, поэтому разработка их «профиля» представляется интересной и значимой задачей для политической науки.
Масштабы и интенсивность молдавско-приднестровского, абхазо-грузинского, так же, как и осетино-грузинского, политических конфликтов позволяют отнести их к категории локальных войн. Сторонами в этих полномасштабных локальных войнах являются этнонационалистические режимы, возникшие на месте бывших союзных республик Молдавии и Грузии, и сецессионистские власти бывших республиканских автономий и районов. Непосредственной причиной вооруженных столкновений являются расхождения сторон во взглядах на их политический и административный статус. Например, в то время как власти Абхазии провозгласили независимое национальное государство, Грузия рассматривала бывшую автономию как свою провинцию, где абхазам могут быть предоставлены права культурной автономии, и лишь в 2004 г. им был предложен вариант «асимметричной федерации». Политические конфликты отягощались участием в них вооруженных представителей этнически родственных групп из соседних республик, а также дислокацией в зонах боевых действий воинских частей и объектов бывшей Советской армии (затем перешедших в статус Вооруженных сил СНГ и, наконец, Российской Федерации).
Молдавско-приднестровский и грузино-абхазский конфликты, по сравнению с грузино-осетинским или осетино-ингушским, привлекли к себе гораздо большее внимание международных государственных и общественных организаций, таких как ООН, СБСЕ, НАТО или Организация непредставленных народов. По этой причине события в Приднестровье и Абхазии более детально освещены и документированы. В настоящее время в зонах конфликтов различными организациями предпринимаются усиленные миротворческие акции и осуществляются переговоры с участием вовлеченных сторон. Однако по-прежнему наиболее острым является проблема согласования политического статуса Приднестровья, Абхазии и Южной Осетии.
Разработка «профиля» конкретного политического конфликта, несомненно, является элементом стратегического анализа, причем не только с точки зрения классификации факторов, но и прогноза действий сторон конфликта в однотипных ситуациях. Программный пакет CASCON содержит обширную номенклатуру факторов, которые должны быть оценены и соответствующим образом кодированы экспертом. Работа с данной номенклатурой применительно к конкретным политическим конфликтам и локальным войнам покажет, насколько концептуальная и политическая позиции аналитика и владение им информацией, доступной, как правило, далеко не полностью, могут повлиять на конечные результаты профилирования. Как говорилось выше, создание профиля конкретного политического конфликта, как одного из аспектов стратегического анализа, ставит своей целью прежде всего прогноз действий сторон конфликта в однотипных ситуациях и вероятные исходы. Несколько граней «профилизации» на основе сравнительного анализа политических конфликтов в Приднестровье и Абхазии позволяют сделать следующие заключения.
Основными причинами политических конфликтов в Абхазии и Приднестровье стали попытки построения моноэтнического государства в полиэтническом обществе и власть этнического национализма. Можно защищать или выступать против принципа этнического национализма исходя из самых различных идеологических установок, однако, несмотря на вескость каждого из таких доводов, очевидно следующее - рост этнического национализма рано или поздно создает ситуацию, когда применение вооруженного насилия в масштабе локальной войны становится неизбежным. Этнический национализм может иметь много измерений: например, политический конфликт в Приднестровье осложнялся тем, что этнический национализм здесь имеет две идеологические и организационные разновидности - румынскую и молдавскую. Противоречия между теми националистами, кто считает себя «румынами», и теми, кто относит себя к «молдаванам», отягощают конфликтную ситуацию, внося новое измерение раскола в общество. С другой стороны, русское и украинское меньшинства этнически родственны большинству населения соседних с Молдовой крупных государств - Российской Федерации и Республики Украины, что автоматически усиливает напряжение в регионе конфликта.
Прежде всего необходима соотнесенная оценка (сравнительный анализ) действий сторон конфликта на каждой из его стадий, не ограниченная только изучением законодательства и официальных заявлений. Практика показывает, что правительства новых государств на территории бывшего СССР, стремясь к международному признанию, подписывают почти весь набор международных документов, касающихся демократизации, прав национальных меньшинств и прав человека, но это не останавливает исполнительную власть в этих государствах использовать многочисленные возможности для рутинного нарушения таких прав. Фактическое неравенство положения этнических групп или явная угроза создания основ такого неравенства, какими бы справедливыми историческими или социальными доводами это не мотивировалось, неизбежно ведут к росту конфликтности в многоэтническом обществе.
Локальные войны в Абхазии и Приднестровье стали возможными из-за того, что господствующие слои Грузии и Молдавии воспользовалось сомнительной теорией, будто отдельно взятая этническая группа может быть единственным источником легитимной государственной власти в обществе, которое, по крайней мере последнее столетие, имело полиэтническую структуру. Сопротивление практической реализации этой теории, оказанное другими этническими группами, было оценено этими слоями как «нарушение порядка». Поскольку этот «новый порядок» попытались восстановить с помощью этнически однородных вооруженных формирований, они были восприняты не как силы поддержания законности, а как вооруженные отряды этнических националистов, и политические конфликты неизбежно приняли форму локальных войн с этнической окраской.
Особенностью политических конфликтов в Приднестровье и Абхазии является неопределенная длительность их стабилизационной фазы. Аналитики дифференцируют четыре стадии конфликта: латентный период, проявление, активное течение и завершение. Однако для этнополитических конфликтов в республиках бывшего СССР характерным явлением стала незавершенность конфликтов, которая может быть определена как статус-кво «ни мира, ни войны».
Эти факты свидетельствуют о том, что действительные причины таких конфликтов имеют более глубокие корни, чем это может показаться с формальной или юридической точки зрения. Соответственно, адекватные критерии их оценки, а также коллективные меры по их разрешению не могут быть разработаны только на основе системного «профилирующего» подхода.