Автор: Ожиганов Э.Н. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189
Коллективные представления населения Российской Федерации о характере и состоянии государственной власти складываются в контексте понимания им шансов на защиту своих социальных и экономических интересов со стороны власти.
Рассматриваются интересы следующих социальных групп:
1) финансово-промышленной олигархии;
2) бюрократии (высшего чиновничества);
3) Президента и его ближайшего окружения;
4) малого и среднего предпринимательства;
5) пенсионеров;
6) служащих государственных и частных предприятий;
7) военнослужащих;
8) рабочих государственных и частных предприятий;
9) лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью;
10) крестьян.
Коллективное мнение населения о том, что действующая государственная власть в России защищает преимущественно экономические и социальные интересы финансовой олигархии и высшей бюрократии, а также Президента и его окружения, подкрепляется еще более выраженным мнением экспертов. Данная коллективная установка не зависит от самооценки респондентами своего экономического и социального статуса, т. е. ее разделяют все социальные слои.
Отчуждение государственной власти от общества приводит к тому, что она не может опереться на прочный фундамент поддержки со стороны большинства населения и вынуждена прибегать к так называемым номинальным формам государственных институтов и функций. «Номинальность», как она трактуется в современной юридической науке, состоит в том, что действительное положение вещей не допускает интеграции конституционных норм в динамику политической жизни. Иначе говоря, основополагающие нормы государственности остаются на бумаге, в то время как на практике действуют совершенно иные принципы.
К примеру, Конституция РФ 1993 г. (ст. 7) провозглашает Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В то же самое время коллективное сознание населения РФ рассматривает это государство, как политическое формирование, защищающее преимущественно интересы финансово-промышленной олигархии и высшей бюрократии. Номинальность, в свою очередь, ведет к дальнейшему развитию противоречий между государством и обществом, которое испытывает явно выраженное недоверие к основным институциональным элементам «демократической государственности» такого типа.
Вопрос о том, чьи интересы защищает сегодня государственная власть в России, неразрывно связан с другим вопросом - в чьих руках сосредоточена эта власть.
Статусные группы и организации:
1. Президент и его ближайшее окружение.
2. Руководители преступных группировок.
3. Крупные бизнесмены.
4. Руководители регионов.
5. Бюрократия (высшие чиновники).
6. Власть рассредоточена между различными группами влияния.
7. Федеральное правительство.
8. Государственная Дума.
Как следует из распределения, общественное мнение полагает, что власть концентрируется не только в руках Президента и его ближайшего окружения. «Ключевые позиции» отводятся руководителям преступных группировок и крупным бизнесменам, за ними следуют руководители регионов и бюрократия. Институты исполнительной власти и законодательной власти занимают в этой иерархии последние места.
Коллективные представления населения о том, в чьих руках сосредоточена сегодня государственная власть в России, состоят в явном противоречии с «номинальными» основами конституционного строя Российской Федерации - «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную» (ст. 10 Конституции РФ 1993 г.).
Кластерный анализ коллективных установок дает нам возможность определить, существует ли связь между этими центрами власти, а также понять характер этой связи. Представлены отношения между статусными группами и организациями, участвующими в распределении государственной власти. Статусные группы обозначены на вертикальной оси графика, статистическая мера «расстояния» между ними - на горизонтальной оси, в то время как линии на графике указывают, как связаны между собой статусные группы.
«Группы власти» образуют следующие пары:
1. Крупные бизнесмены и руководители преступных группировок.
2. Руководство регионов и бюрократия.
3. Федеральное правительство и Государственная Дума.
Президент и его окружение не входят ни в один «кластер», но имеют наиболее плотные связи с Федеральным правительством и Государственной Думой, а затем - с бюрократией и руководством регионов.
В принципе коллективное политическое сознание населения России довольно четко улавливает характер сложившейся ситуации. Концентрация экономической и политической власти в руках нескольких финансово-промышленных групп представляет собой modus vivendi (способ существования) того государственного строя, который сформировался за годы существования режима Б. Ельцина.
С помощью кластерного анализа аналитик может определить констелляцию факторов, определяющих политические установки социально-профессиональных групп российского общества.
Первый «кластер» образуют самооценки гражданами экономического статуса своей семьи, второй - их оценки политики В. Путина в качестве защитника интересов различных социальных групп, причем оба «кластера» тесно связаны между собой, образуя, тем самым, третий «кластер». Говоря иными словами, понимание гражданами характера своей экономической ситуации определенным образом связано с их взглядами на то, защищает ли политика В. Путина их интересы.
Из такой констелляции факторов коллективного сознания вытекают политические установки социально-профессиональных групп российского общества на поддержку или отвержение принципов либеральной политической демократии.
Выбор направления, в котором следует трансформировать российскую государственность, - к основополагающим нормам и институтам либеральной политической демократии или к «умеренной авторитарной системе» - решается преимущественно в пользу последней.