Автор: Ожиганов Э.Н. | Год издания: 2009 | Издатель: Москва: РУДН | Количество страниц: 189
Развитие политической культуры либеральной политической демократии возможно лишь при достижении определенного уровня жизненных стандартов общества.
Речь идет прежде всего о безопасности жизненных стандартов общества от экономических потрясений кратко - и долгосрочного характера (доля населения, отнесенного к находящемуся за чертой бедности, уровень инфляции, темп
роста цен на основные группы товаров широкого потребления, уровень занятости трудовых ресурсов и др.).
Корреляционный анализ показывает, что демографические признаки - возраст, пол, образование - в качестве самостоятельных «переменных» статистически не значимы, т. е. не оказывают существенного влияния на формирование политических установок населения.
Социально-профессиональная принадлежность и отрасль занятости также не играют существенной роли, что обусловлено общим низким уровнем семейных бюджетов большинства опрошенных, независимо от их профессии и вида занятости.
В действительности ключевыми «переменными» являются представления респондентов об уровне защищенности их и их семей от экономических потрясений, проявлений преступности и административного произвола местных властей. Эти «переменные» тесно связаны между собой и образуют относительно устойчивый кластер - «синдром» коллективного сознания, который в настоящее время определяет политические установки и ориентации населения Российской Федерации.
Политическая культура обладает как минимум тремя взаимосвязанными сторонами, единство которых придает ей некоторую устойчивую определенность, или, говоря иначе, уникальность. К ним относятся:
• характер понимания политических действий;
• характер поведения в политической сфере;
• характер приверженности определенным политическим идеалам.
В периоды проведения крупномасштабных реформ для демократических режимов необходимо, чтобы население понимало цели и смысл экономической политики государства, - так достигается общественное согласие. В этом смысле от коллективного сознания требуется некоторый уровень рационализма.
Для авторитарных режимов это требование необязательно, поскольку вся экономическая политика зависит от воли «фюрера» и опирается на угрозу применения насилия. Здесь необходимым элементом коллективных представлений является иррационализм.
В плутократических режимах акцент делается на манипуляции общественным сознанием, поэтому коллективное сознание характеризует, употребляя терминологию кибернетики, фактор неведения (ignorance factor).
Анализ результатов исследования политической культуры населения Российской Федерации показывает, что цели и смысл экономической политики государства в течение последних двух лет для большинства населения (85% респондентов) были в той или иной мере непонятны. В конкретных профессиональных группах населения данная характеристика может несколько менять свое значение.
Такие профессиональные группы, как работники банков и предприниматели, в сравнительном плане характеризуются несколько более высоким уровнем представлений о том, что они полностью понимают эти цели и смысл (хотя и здесь дело обстоит не лучшим образом). Менее всего понятны цели и смысл экономической политики государства рабочим промышленности, пенсионерам и временно не работающим гражданам.
Аналогичные характеристики присущи пониманию населением Российской Федерации целей и смысла социальной политики государства, связанной с условиями и уровнем жизни населения.
Непонимание цели и смысла экономической политики государства большинством населения может быть обусловлено различными причинами - общеобразовательными, информационными и т. п., но в качестве устойчивой характеристики массового сознания оно представляет собой элемент отчуждения между основными социальными группами и государственной властью. Иначе говоря, привычные реакции
граждан на действия власти и непонимание ими политики государства связаны между собой и образуют подобие замкнутого круга.
Как показывает опрос, большинство населения (70%), которое со всей очевидностью не поддерживает эту политику, обычно вынуждено либо приспосабливаться к ее последствиям, либо старается держаться в стороне. Вынужденный конформизм и уклонение - наиболее распространенные типы отношения населения Российской Федерации к действиям властей. Такие альтернативы, как безусловная поддержка, или, напротив, противодействие, сегодня не находят большого числа сторонников. На вопрос «Как вы реагируете в повседневной жизни на действия властей?» были получены следующие ответы:
Ответы | Частоты | Проценты |
Обычно одобряю, поддерживаю | 214 | 10,7 |
Обычно вынужден приспосабливаться | 820 | 41,0 |
Стараюсь держаться от властей в стороне | 578 | 28,9 |
С неприязнью, когда возможно, противо | ||
действую им | 130 | 6,5 |
Затрудняюсь ответить | 258 | 12,9 |
Всего | 2000 | 100,0 |
С внешней стороны такое состояние может быть воспринято как согласие, хотя бы и молчаливое, но это ошибочное представление. Между уклонением и фактором «непонимания» существует сильная корреляция. Другими словами, те, кто обычно вынужден приспосабливаться или держаться от властей в стороне, в большинстве своем считают, что цели и смысл экономической и социальной политики государства им непонятны. В то же время группа «одобрения и поддержки», представляющая меньшинство респондентов (10,7%), демонстрирует высокую уверенность в том, что им такие цели и смысл понятны.
С другой стороны, преобладающие типы реакции населения на действия властей тесно увязаны с оценкой населением своих реальных возможностей (или, точнее, невозможностей) влиять на положение дел и поведение властей через узаконенные демократические институты и процедуры, например, через участие в выборах различных органов власти. Если большинство граждан, которым непонятны цели и смысл экономической и социальной политики и которые вынуждены приспосабливаться или уклоняться от действий властей, полагают, что такое участие не предоставляет им существенной возможности влиять на власти, то отчуждение приобретает системные черты.
Обобщая, можно сказать, что кластер отчуждения складывается из следующих факторов:
• непонимание экономической и социальной политики властей;
• невозможность влиять на политику властей через узаконенные демократические процессы;
• «вынужденное приспособление» и «уклонение» как доминирующие типы политической активности.
Проще говоря, оценка населением Российской Федерации курса экономических реформ зависит, прежде всего, от уровня отчуждения основных социальных групп от власти, в то время как все другие характеристики играют здесь второстепенную роль.
Естественным будет предположение о том, что высокий уровень отчуждения определяет низкий уровень регулярного участия в законных формах политической активности - партиях, организациях и т. д. На вопрос о том, как респонденты участвуют в деятельности политических партий, были получены следующие ответы:
Участие в деятельности политической партии | Частоты | Проценты |
Регулярно участвую | 29 | 1,5 |
Эпизодически участвую | 89 | 4,5 |
Не участвую | 1882 | 94,1 |
Всего | 2000 | 100,0 |
Как следует из распределения ответов, регулярное участие граждан Российской Федерации в деятельности политических партий находится на крайне низком уровне, что характеризует и другие виды узаконенной политической деятельности.
Идеологические ориентации населения в сравнительной перспективе довольно противоречивы. Социализм в сравнении с капитализмом по-прежнему более привлекателен, а интернационализм доминирует над национализмом. При этом демократия вызывает гораздо больше положительных ассоциаций по сравнению с диктатурой.
Однако под этой одномерной картиной кроются более глубокие и устойчивые характеристики или группировки коллективного политического сознания. Парадоксальным образом в этом коллективном сознании капитализм ассоциируется с диктатурой и национализмом, а социализм - с демократией, что демонстрирует диаграмма кластерного анализа идеологических ориентаций населения РФ.
В то же самое время коллективное политическое сознание респондентов фрагментировано, т. е. характеризуется несимметричным расколом одновременно по всем наиболее важным идеологическим ориентирам, что отражает диаграмма кластерного анализа.
На основании этих данных можно нарисовать политический портрет преобладающего типа «Homo politicus». Это человек, которому непонятна экономическая и социальная политика властей, и который в своей повседневной жизни вынужден либо приспосабливаться, либо уклоняться от действий этих властей. К тому же он убежден, что участие в политической деятельности не дает реальной возможности влиять на власти и положение дел. Наконец, он не принимает никакого регулярного участия в каких-либо узаконенных формах политической активности (партии, организации и т. п.). В общей массе населения этот доминирующий тип составляет примерно 70%. Противоположный тип - «актор», которому понятна экономическая и социальная политика власти, который одобряет и поддерживают действия этой власти, при этом убежден, что участие в политической деятельности дает реальную возможность влиять на положение дел, и принимает регулярное участие в узаконенных формах политической активности, статистически незначим.
[1] Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. / Предисл. А. К. Соколова. - М.: Весь Мир, 1997. - С. 498).
[2] Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft.-Tübingen, 1921.-S.28.
[3] Дюркгейм Э. Метод социологии // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М.: Канон, 1995. - С. 36.
[4] Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии II Вебер М. Исследования по методологии науки. Ч. II. - М.: ИНИОН, 1980. - С. 191.
[5] Weber М. Wirtschaft und Gesellschaft. - Tübingen, 1921.-S. 12.
[6] См.: Дарендорф P. Тропы из утопии. - M.: Праксис, 2002. - C. 430.
[7] Саати Т. Принятие решений: метод анализа иерархий. - С. 13.
[8] Замятина Н. Ю. Модели политического пространства // Полис, 1999. - №4.-С. 31.
[9] http: // www. icbnet. org
[10] http://eugenesoftware. org/
[11] Lincoln P Bloomfield and Allen Moulton, Managing International Conflict: From Theory to Policy. - N. Y.: St. Martin’s Press, 1997.