Автора: Климова С.В., Бобков А.Н., Криволап И.В. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |
Интеграционный характер политологии обуславливает необходимость многостороннего исследования политических явлений, предполагает применение разнообразных методов, подходов и парадигм в исследовании. Это помогает углубить и сделать разносторонними знания о политике, а значит увеличить ее практическую пользу для развития государства, общества.
При изучении политической сферы очень важен социологический подход. Он предполагает выяснение социальной обусловленности явлений, влияние на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. Антропологический и психоаналитический подходы учитывают непременное влияние биологического фактора на политику (инстинктивные, подсознательные психологические процессы и их мотивации, как личностные, так и коллективные).
Исследование политических явлений требует также применения совокупности методов (способов познания). Перечислим важнейшие.
Структурно-функциональный анализ. Предполагает рассмотрение политики как целостности, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет свое назначение и выполняет функции, направленные на удовлетворение потребностей системы.
Бихевиористский метод (о нем уже говорилось в связи с практической политологией). Суть его заключается в изучении особенностей политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей (особенно лидеров) и групп. Этот метод очень широко распространен в западной особенно прикладной политологии.
Институциональный метод. Ориентирует на изучение институтов, посредством действия которых осуществляется политика (государство, партии и т. п.).
Сравнительный метод. Основан на сопоставлении однотипных политических явлений в разных странах. При его применении необходимо помнить, что аналогия всегда означает не только сходство, но и различие между сходными явлениями, никогда не бывает полной.
Исторический метод. Предполагает изучение политических явлений в их последовательном развитии во времени, в их причинно-следственной связи. При этом надо иметь в виду, что более ранние по времени события совсем не всегда бывают причиной развития последующих политических событий.
Большое значение для политологии как науки о власти и искусстве политического руководства имеют так называемые эмпирические науки (статистика, социологические опросы, наблюдения участников событий и т. п.).
Изучение закономерностей развития мирового политического пространства диктует, с одной стороны, необходимость единого подхода, анализа с точки зрения глобальных общечеловеческих политических проблем. Однако, с другой стороны, пестрота, многоликость и многомерность этого пространства обуславливает необходимость дифференцированного подхода в изучении по регионам (например, Запад – Восток) и государствам. Поэтому в настоящее время в целях более глубокого и всестороннего исследования политических процессов и их прогнозирования ученые выдвигают новые подходы, способы исследования или так называемые парадигмы.
Это прежде всего три общесоциологические глобальные парадигмы, которые широко используются также в политологии: формационная, цивилизационно-культурная и мир-системная парадигмы. а) Формационная парадигма (К. Маркс) делит историю человечества, в том числе политическую историю, на пять общественных формаций (первобытнообщинная, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). Эта «пятичленка» разработана в основном на европейском материале и истории развитых государств, почему может иметь лишь ограниченное применение в исследовании мирового политического процесса. б) Цивилизационно-культурная парадигма (Н. Я. Данилевский, П. Сорокин, О. Шпенглер, А. Тойнби, Д. Икэда) представляет историю человечества как совокупность относительно замкнутых цивилизаций, каждая из которых проходит стадии возникновения, роста, надлома и упадка. Эта теория является альтернативой евроцентризму, открывает перспективу сближения Запада и Востока на путях духовного обогащения. Ядром каждой цивилизации выступает духовная культура во всей ее неповторимости (в том числе – политическая культура). в) Мир – системная парадигма (Ф. Бродель, И. Валлерстайн) представляет историю человечества как мировую систему, где государства в силу меняющихся исторических обстоятельств влекутся к единому центру, к некоторому единообразию (так например мир – империя колониального типа с центром в Великобритании и мир – экономика XX в. индустриального и постиндустриального типа с центром в США). Эта последняя парадигма дает возможность приблизиться к изучению закономерностей, в том числе политических, всего мира как единого целого.
Научное исследование мирового политического пространства в его единстве и многообразии требует комплексного применения всех трех парадигм политологии.
Важно подчеркнуть, что только совокупное использование всех методов, подходов и парадигм, учет всех факторов влияния на политику дают возможность превратить политологию в науку о взаимодействии власти, человека и общества.