Автора: Климова С.В., Бобков А.Н., Криволап И.В. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |
Политическая жизнь общества – это пространство, в котором действуют многообразные интересы различных классов и социальных групп. Это обстоятельство определяет и многообразие политических течений, каждое из которых идеологически выражает интересы различных социальных субъектов. Идеологические воззрения этих течений определяют их идеалы и ценности. Они должны показать широким массам, как и в чьих интересах будет использоваться государственная власть в случае, если данная идеология станет господствующей в обществе. Среди множества течений политической мысли выделим наиболее распространенные: либеральное, консервативное, социалистические течения.
Либерализм (от лат. – свободный) представляет собой совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, основанных на идеях частной собственности, свободной конкуренции, предпринимательства и ставящих своей целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного или общественного принуждения индивида. Либерализм не только мировоззрение, но и способ мышления. Основные мировоззренческие установки таковы: свобода от групповых, классовых и национальных предрассудков, космополитизм, индивидуализм, самоценность личности. Основные политические идеи: политическая свобода личности. Это означает: а) Уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека (ограничением свободы одного человека признается лишь свобода другого человека), признание личности первичным и главным источником власти, приоритет прав индивида над установлениями государства; б) Полное равенство граждан перед законом. В государстве должны властвовать не отдельные лица, а закон. Задача государства – регулировать отношения между свободными гражданами на основе строгого соблюдения законов, которые гарантируют свободу личности, неприкосновенность собственности и другие права человека; в) Ограничение деятельности государства, которое играет роль «ночного сторожа»: оно наделено комплексом самых необходимых функций по охране общественного порядка, защите страны от внешней опасности, защите безопасности граждан и социального мира внутри страны. Во всем остальном государство осуществляет полное невмешательство в дела граждан и общества; г) Развитие правового государства, основанного на разделении властей (законодательную, исполнительную и судебную), что обеспечивает ограничение злоупотреблений властью, установлению тоталитарных политических режимов.
Экономические идеи либерализма основываются на признании незыблемости частной собственности, отмене всяческих ограничений со стороны государства для частной инициативы, конкуренции, предпринимательства.
В настоящее время существуют неолиберальные (нео – лат. новый) доктрины, сохраняющие верность основным принципам либерализма, но считающие их недостаточными, потому что в современных условиях они не могут быть реализованы без постоянного вмешательства государства в дела экономики, а также без усиления социальных функций государства. Эти теории усиления регулирующей роли государства получили широкое распространение после так называемой «великой депрессии» начала 30-х годов XX века и второй мировой войны под влиянием кейнсианства (частичное регулирование экономики со стороны государства путем гибкой политики налогов и кредита). Признавая в настоящее время необходимость и даже неизбежность государственного вмешательства, либералы вместе с тем стремятся ограничить пределы этого вмешательства. За последние годы на Западе широкую популярность приобрел лозунг «меньше это лучше», под которым подразумевается ослабление функций государства, сокращение не оправдавших себя социальных программ, поощрение свободной рыночной конкуренции. В сфере политики неолиберализм считает недостаточным определение принципа демократии по большинству голосов. Он отстаивает принцип так называемого консенсуса (от лат. – единомыслие), т. е. принцип национального согласия между властью и всеми социальными группами общества, пропагандирует формы плюралистической демократии и настаивает на более широком участии масс в принятии политических решений.