Автора: Климова С.В., Бобков А.Н., Криволап И.В. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |
Многоаспектность понятия политического лидерства привела к появлению разнообразной типологии (классификации) его. Немецкий социолог Макс Вебер проводит типологию лидерства в зависимости от способа легитимации власти: а) традиционные лидеры (в обществах т. н. традиционного типа, неразвитых в социокультурном отношении): вожди племен, монархи. Их авторитет основан на обычаях, традициях; б) рационально-легальные лидеры (избранные демократическим путем, их авторитет основан на разуме); в) харизматические лидеры (от греч. «харизма» – благодать), наделенные, по мнению масс, выдающимися качествами (их авторитет основан на вере и эмоциях). Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи, народ. При этом действительные индивидуальные качества иногда играют незначительную роль по сравнению со сформировавшимся обликом (имиджем) или просто эмоциями толпы. С харизмой связано понятие культа личности, который представляет максимально завышенную оценку роли политического лидера в истории (лидер – пророк). Культ личности выступает закономерной предпосылкой и в то же время следствием тоталитарного строя. В основе классификации американского политолога Г. Лассуэлла лежат особенности психики лидеров, в соответствии с которыми последние реализуют следующие политические роли: администратора, агитатора и теоретика. В современной политологии используют также собирательные типы лидеров: а) Знаменосец (выдвигает идеал, «мечту», способную увлечь массы); б) Служитель (стремится выступать выразителем интересов своих избирателей, ориентируется на них, действует от их имени); в) Торговец (стремится привлекательно преподнести идеи и планы, заставить массы «купиться» на них); г) Пожарный (ориентируется на требование момента, руководствуется конкретной ситуацией).