Политология: учебно-практическое пособие

Автора: , , | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |

Сущность тоталитаризма. Его основные черты

Тоталитаризм (totalitas – от латинского – целостность, полнота) – это определенный тип политической системы (политический режим), а также способ организации общества в целом, создающий особую экономическую и социальную структуру, особый тип политической культуры. Сущностью тоталитаризма является стремление власти к полному контролю над личностью, всеми формами ее жизнедеятельности. Это достигается посредством преобразования общественно-политической системы на основе социальной утопии, идеологии, не оставляющей места для индивидуальной свободы.

Теория тоталитаризма складывается в 40-50 г. г. XX века. Важнейшее значение для ее развития имели работы Ф. Хайека, Х. Аренд, К. Фридриха, З. Бжезинского, А. П. Бутенко, А. А. Галкина. Большинство исследователей считают тоталитаризм явлением XX века, т. к. в его становлении и развитии решающую роль играет монополия власти на современные средства массовой информации (в том числе – электронные), посредством которых в общественное сознание внедряется государственная идеология – единственная и безраздельно господствующая в обществе. В соответствии с ее установками конструируется модель общества, определяется цель его развития, реализуется «заданность» исторического процесса («Коммунизм», «Тысячелетний Рейх» и т. п.), общество «сознательно строится» на основе идеологии (государственное планирование). Идеология имеет мессианский характер (Мессия – имя Христа, который спасет человечество во время своего второго пришествия на землю). Идеологизация всей общественной жизни связана с монополией власти, вождей на социальную истину, которые «знают» ее и истолковывают народу. Эта идеология обязательна для всех. Таким образом создается мощная система «обработки мозгов», манипулирования массовым сознанием. Это обусловливает крайнюю нетерпимость к всякого рода инакомыслию («диссиденству»), оппозиции, для чего культивируется т. н. «образ врага». Несогласные («враги») уничтожаются любыми средствами вплоть до государственного террора. В результате общественное мнение полностью заменяется государственными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие нормы морали, которая подчинена политической целесообразности («нравственно все то, что служит делу строительства коммунизма»). Подавляется индивидуальность, оригинальность мышления и поведения. Поощряются стадные чувства, стремление не выделяться, быть «как все». Делается ставка на низменные инстинкты, конфронтацию между различными социальными группами, на классовую и национальную ненависть, зависть, подозрительность, доносительство. Роль арбитра в разрешении социальной напряженности государство всегда берет на себя. Для этого оно обладает мощным аппаратом контроля и принуждения (служба безопасности, армия, милиция и т. д.). Основной мотивацией (причиной) подчинения общества тоталитарной власти является слепая вера («харизма» вождя, культ личности) и страх. Таким образом, тоталитарный режим не оставляет поля деятельности для гражданского общества. Гражданское общество практически поглощается государством.

Учитывая все сказанное, попытаемся сформулировать основные характерные черты тоталитаризма:

а) концентрация всей власти в лице лидера харизматического типа – вождя, которому приписываются сверхъестественные способности («культ личности»);

б) опора вождя на возглавляемую им единую и единственную массовую политическую партию, которая срастается с государственным аппаратом;

в) единая официальная обязательная для всех идеология утопического типа (т. е. ставящая перед обществом невыполнимые мифические задачи);

г) монополия власти на средства массовой информации, что создает возможность тотального манипулирования общественным сознанием на основе официальной идеологии. Отсюда – борьба со всякого рода инакомыслием, культивирование «образа врага»;

д) милитаризация государства, его монополия на все средства вооруженной борьбы, которая является главным способом разрешения противоречий как во внутренней (террор, концентрационные лагеря), так и во внешней политике (войны);

е) система полицейского контроля и управления экономикой (жесткое государственное планирование, госконтроль, командно-административная система по принципу: приказ – выполнение);

ж) страх и слепая вера масс как главный ресурс тоталитарного управления. Всякое общественное движение, возникшее первоначально как самодеятельность масс, ангажируется (т. е. ставится в прямую зависимость) государством («огосударствление» профсоюзов, комсомола и т. п.). Слепая вера и страх перед всесилием государства дает возможность этому последнему опираться на общественно-политическое движение (ОПД), находить в нем весьма прочную социальную основу на более или менее длительное время.