Автора: Климова С.В., Бобков А.Н., Криволап И.В. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |
Понятие «гражданское общество» уходит своими корнями к античности – к идеям Аристотеля («государство-полис»), Цицерона («естественное право» граждан). Разработка этого понятия связана уже с новым временем, с XVIII веком, когда пришедшая на мировую арену молодая буржуазия начинает осознавать свои социальные интересы (концепции Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка, И. Канта, Г. Гегеля). В XX веке развиваются многочисленные теории гражданского общества. Большинство из них связывает его возникновение с появлением гражданина как социально и политически активной личности, обладающей определёнными правами и наделённой обязанностями. Становление и развитие гражданского общества рассматривается в тесной связи со становлением и развитием правового государства, высоко развитой цивилизации.
Советское обществоведение игнорировало теорию и практику гражданского общества, следуя положению марксизма о том, что в результате победы пролетариата над буржуазией общество сольётся с социалистическим государством, будет полностью подчинено и поглощено им, поскольку социалистическое государство является гарантом и выразителем всеобщего (и общественного и государственного) интереса. Сегодня остро осознаётся необходимость не только теоретической разработки концепции гражданского общества, но и путей его формирования в реальной исторической практике. Всё большее число теоретиков и политиков приходит к выводу, что неразвитость гражданского общества в России является основным тормозом на пути демократизации. В связи с этим остро ощущается необходимость выявления основных черт и качеств самого понятия «гражданское общество».
Назовем такие элементы и ценности гражданского общества, которые являются также представлениями о нормах индивидуального существования в обществе:
а) требование личной безопасности;
б) свобода от доминации с чьей-либо стороны, т. е. самостоятельный выбор индивидом веры, образа жизни, стиля поведения и т. д., но в рамках «писаных и неписаных законов»;
в) принцип равенства всех перед законом;
г) право каждого на частную собственность;
д) институт контрактных отношений между индивидами, между индивидами и группой;
е) признание индивидуальных различий, уважение и терпимость (толерантность) к другому человеку.
Несущие структурообразующие элементы в этом наборе: личность и собственность.
Гражданское общество – это система частных лиц, групп, институтов, не зависящих от политической власти государства. Институты гражданского общества: семья, церковь, образование, добровольные союзы и организации во всех сферах жизни общества. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между индивидами, не опосредованными государством. По-другому можно сказать, что гражданское общество есть совокупность неполитических отношений, существующих вне рамок политической структуры государства, вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства вообще. Жить в государстве и быть вне его невозможно. Речь идёт о том, что государство создаёт рамочные законы, общие «правила игры» для самодеятельности, самоорганизации, для организующихся «снизу» объединений граждан во всех сферах его жизнедеятельности. Эти «рамочные законы» одинаково значимы как для личности, так и для самого государства. С одной стороны, они вводят в правовое пространство многообразную деятельность личности в обществе, а с другой, - являются законодательным ограждением личности от прямого вмешательства в её дела со стороны государственной власти. Гражданское общество – это «амортизатор» между человеком и государством, не позволяющий последнему превратить свою власть в прямой диктат. Тем самым создаётся система для саморазвития социальной, социокультурной и духовной сфер, их самовоспроизводства от поколения к поколению.
В результате получается прямо независимая от государства система общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации как отдельных индивидов, так и коллективов, их коллективных и индивидуальных интересов. В гражданском обществе, таким образом, свободно развивается ассоциативная жизнь (т. е. самодеятельные объединения) или так называемая публичная (общественная) сфера.
Для гражданского общества типичными являются горизонтальные связи: властная государственная вертикаль не его среда воздействия. Фундамент горизонтальных связей гражданского общества – это экономические отношения, основанные на частной собственности. Основанные на частной собственности эти отношения обеспечивают значительную экономическую самостоятельность человека, производителей. Второй слой горизонтальных связей гражданского общества – социокультурные отношения, куда включаются семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие связи. Наконец, третий, верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными предпочтениями, ориентациями (группы интересов, политические движения, клубы, политические партии). Основная сущностная черта таких отношений - их самоорганизация, самодеятельность. Они возникают «снизу», из глубины интересов человеческих общностей. Их существование связано одним общим стремлением к совместной жизни.
Итак, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей, тогда как управление по вертикали обеспечивает государство («вертикаль власти»).