Автора: Климова С.В., Бобков А.Н., Криволап И.В. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |
Политическая социализация представляет собой социально-политический процесс, главной целью которого является приобщение человека к политической жизни общества. В процессе политической социализации человек знакомится с политическими ценностями, нормами, принципами, основными элементами социально-политической структуры, политическими институтами, элементами социально-политической идеологии общества, в котором он родился и живет. Человек усваивает образцы и эталоны политического поведения, формирует собственную политическую позицию, апробирует их в процессе личной политической практики, осуществляет политическую самооценку и самоидентификацию, т. е. соотносит свои политические интересы, ценности и позиции с позицией различных социально-политических групп, причисляя себя к одной или нескольким группам, осуществляет выбор и апробацию социально-политических ролей.
Политическая социализация каждой личности осуществляется в конкретных формах в зависимости от многих факторов и обстоятельств, воздействующих на личность. Каждая личность проходит также свои этапы политической социализации, которые начинаются и заканчиваются значимыми для политического развития личности событиями (знакомство с каким-либо политическим лидером, вступление в политическую партию, знакомство с какими-либо политическими идеями, занятие политического поста и т. д.).
В целом условно можно выделить типичные для всех людей (а) детский и (б) взрослый этапы политической социализации.
В детстве личность является по-преимуществу «ведомой» обществом и социально-политической микросредой (особенно – семьей). Политический кругозор ребенка в основном складывается на базе того, что он слышит от родителей, воспитателей, соседей, друзей и через средства массовой информации. Вместе с тем, уже в раннем детском возрасте (приблизительно около 5 лет) ребенок в простейших формах апробирует себя в политическом творчестве и политической деятельности (рассказывает и сочиняет политические анекдоты; играет, исполняя роли политических лидеров; учится властвовать и подчиняться власти; участвует в праздновании социально-политических событий, признаваемых значимыми в обществе или окружающей его социальной группе и т. п.). В подростковом и юношеском возрасте формы политической социализации становятся все более значимыми и все большее значение при этом начинают приобретать формирующиеся личные политические взгляды и интересы. Во многих обществах для более активного вовлечения молодежи в политику, а также в целях отбора и подготовки будущей политической элиты создаются специальные (иногда – массовые) детские, юношеские и молодежные политические организации (пионерская организация, октябрятские группы, гитлер-югенд, бойскаутские сообщества и т. д.). Иногда целенаправленная политическая подготовка осуществляется в параллель с религиозным, школьным, профессиональным и гражданским обучением.
Взрослый этап политической социализации начинается с обретением личностью социальной, гражданской, политической самостоятельности и также осуществляется в различных формах. На этом этапе политической социализации личность практически самостоятельна в выборе направлений политической ориентации и форм политической деятельности, вследствие чего часто имеет место переоценка политических ценностей и их переориентация. Именно на это обстоятельство обращают внимание, когда называют этот этап вторичной политической социализацией.
Различают несколько типов политической социализации. С точки зрения характера взаимодействия личности и доминирующих социально-политических институтов различают (а) гармонический и (б) конфликтный типы политической социализации. При гармоническом типе личность бесконфликтно включается в политическую жизнь общества, разделяя политические ценности, политические ориентации, предлагаемые обществом, принимает существующий в обществе тип властных отношений и испытывает доверие к существующим государственно-политическим и правовым нормативным системам (конституции, законодательству, политическим традициям, эталонам и стандартам, нормам политического поведения).
Конфликтный тип политической социализации возникает тогда, когда политические потребности, интересы, ценности личности формируются на основе неприятия (или в противовес) государственным. Как правило, политическая социализация по конфликтному типу связана с пребыванием личности в оппозиционных или маргинальных политических группах. В этом случае личность в своем развитии и политических действиях (деятельности) прежде всего ориентируется на групповые политические ценности.
Помимо указанных типов политической социализации различают:
- гегемонистский тип, для которого характерно признание в качестве имеющего права на существование или в качестве лучшего такого типа социально-политического устройства и таких социально-политических представлений, которые импонируют именно ему, и отрицательное отношение к другим взглядам и системам;
- плюралистический тип, который формируется на основе признания равновозможности и равноправия различных политических взглядов, систем, ценностей;
- индифферентный тип политической социализации, при котором личность всячески старается скрывать свои политические интересы и избегает активного участия в политической жизни общества.
Успешная политическая социализация, как правило, проявляется в адекватных социальному статусу личности формах социально-политической активности. Но, поскольку политическая социализация продолжается на протяжении всей жизни человека, то оценивать меру ее успешности можно лишь условно, применительно к каждому конкретному этапу.
В некоторых случаях неуспешные этапы политической социализации личности удается пройти заново, повторить и при этом получить позитивный результат. Эту форму политической социализации называют политической ресоциализацией.
В любом обществе политическая социализация граждан является важнейшей функцией государства и институтов власти. Государство, которое не заботится об эффективном выполнении этой функции, обречено на гибель. Для того, чтобы эффективно управлять политической социализацией граждан, создаются специальные государственные структуры, негосударственные объединения и организации, а также осуществляется система мер по обеспечению выполнения этой функции через систему образования и воспитания, через деятельность религиозных, культурно-просветительских и иных учреждений и организаций.
Конечной целью государственного управления процессами политической социализации является обеспечение социально-политической адаптации новых членов общества, а также обеспечение адекватных социально-политической системе общества форм участия граждан в политической сфере его жизни, что обеспечивает стабильность общества, государства.
Степень политического участия может быть различной. Лишь небольшая часть общества принимает активное регулярное участие в выработке и реализации политических решений (это, прежде всего, профессиональные политики). Наиболее массовыми формами политического участия являются участие в политических выборах, референдумах, плебисцитах, то есть эпизодическое действие в политической жизни общества. Третья, промежуточная по сравнению с двумя предыдущими форма политического участия – постоянное участие в деятельности политических групп среднего звена и первичных политических организациях.
Формы, структура, направление и характер политического участия являются важным критерием оценки политической социализации и политической культуры личности.