Автора: Климова С.В., Бобков А.Н., Криволап И.В. | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |
В настоящее время зависимость политики от СМИ достигла такой степени, которая позволила говорить о последних как о «четвертой ветви власти». Являясь непосредственным носителем и распространителем политически важной информации, современные СМИ обладают огромной силой политического воздействия. В силу этого они способны решать различные политические задачи и выполнять специфические функции. А) Одной из основных функций СМИ является информационная. Она состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Речь идет о политической информации, к которой относятся сведения, включая комментарий и оценку, имеющие общественную значимость. Б) От того, как (последовательный или фрагментарный способ) и какую (какого качества) информацию получают агенты политики во многом, зависит политическая квалификация их последующих действий. Речь идет об образовательных возможностях СМИ. Несомненно, что СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений. И все же информационная деятельность СМИ в значительной мере влияет на формирование политических позиций человека, расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической и культурной жизни общества. В) Политический вес СМИ в значительной мере определяется выполнением функции критики и контроля. Современное государство в состоянии монополизировать СМИ или поставить их под жесткий идеологический контроль. В странах с развитыми демократическими традициями, напротив, СМИ широко используют свои особые возможности контроля и критики. В демократическом государстве прямой контроль над деятельностью и продукцией СМИ устанавливается лишь в чрезвычайных ситуациях (например, во время войны). В отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, критика СМИ отличается неограниченностью своего объекта, а контроль более эффективен, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным лицам и событиям. При этом СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Нередко благодаря журналистским расследованиям создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения. Контрольная функция СМИ особенно необходима при слабой оппозиции и несовершенстве государственных институтов контроля.
Наиболее полно различные политические функции СМИ проявляются в демократическом государстве. Масс-медия являются неотъемлемой составной частью механизма функционирования демократии. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы. СМИ – это своего рода корни, с помощью которых получает жизненные силы любая политическая организация.