Политология: учебно-практическое пособие

Автора: , , | Год издания: 2007 | Издатель: Москва: МГУТиУ |

СМИ как механизм политического манипулирования

Средства массовой информации выполняют не только позитивную роль в политическом процессе, но и могут служить механизмом политического манипулирования. Политическое манипулирование есть процесс формирования ложного политического сознания, на основе которого широкие слои населения принуждаются действовать (или бездействовать) вопреки собственным интересам. Манипулирование может стать главной функцией СМИ и свести на нет официально провозглашаемые государством демократические принципы. Современная теория и практика политического манипулирования обычно основывается на систематическом внедрении в массовое сознание социально-политических мифов – иллюзорных идей, воспринимаемых преимущественно на веру, без критического, рационального осмысления. Американский профессор-либерал Г. Шиллер утверждает, что господство правящей элиты в США обеспечивается за счет успешной реализации пяти социальных мифов: а) об индивидуальной свободе и личном выборе граждан; б) о нейтралитете важнейших политических институтов: конгресса, суда, президентской власти и СМИ; в) о неизменной эгоистической природе человека, его агрессивности, склонности к накопительству и потребительству; г) об отсутствии в обществе социальных конфликтов, эксплуатации и угнетения; д) плюрализме СМИ, которые в действительности, несмотря на их обилие, контролируются крупными рекламодателями и правительством и представляет собой единую индустрию иллюзорного сознания.

Для внедрения социальных мифов технология манипулирования обладает большим арсеналом конкретных методов воздействия на сознание людей: подтасовка фактов, распространение лжи, клеветы, использование метода полуправды (освещаются малозначительные детали и умалчиваются важные факты), наклеивание ярлыков, ссылки на сфабрикованные опросы общественного мнения и многие другие. В странах Запада, а в последние годы и в России, успешно развивается целое направление рекламного бизнеса – имидж-мейкинг, т. е. создание привлекательных для избирателей образов политических деятелей. Имиждмейкеры нередко диктуют претендентам не только форму одежды, но и содержание выступлений с заманчивыми обещаниями, обычно забываемых сразу же после победы на выборах.

Возможности манипулятивного использования СМИ велики, но не безграничны. Контролируемые СМИ уже не могут служить каналом обратной связи между режимом и настроениями широких слоев населения. Правящие слои вместо реального представления о положении в обществе получают желательную им приукрашенную информацию о состоянии страны, что фактически разоружает их при обострении социальных противоречий и назревании кризиса.

Негативные последствия деятельности СМИ могут быть эффективно ограничены их общественной организацией. Важнейшим принципом демократической организации масс-медиа являются плюрализм властей в обществе и плюрализм самих СМИ. Под плюрализмом властей здесь имеется ввиду разделение в обществе экономической, социальной, политической и духовно-информационных властей, влияние на СМИ различных властных элит, групп давления. Плюрализм самих СМИ предполагает существование трех главных форм современной их организации: частной, государственной и общественно-правовой (самоуправление).

Ни один из этих способов общественной организации СМИ не является универсальным, лишенным недостатков. Наилучшей гарантией независимости СМИ от узковедомственных влияний и срастания их с экономической или государственной властью является сочетание всех трех форм их организации на основе учета конкретно-исторических особенностей страны.