Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
В странахзападных цивилизаций (Древняя Греция, Древний Рим, средневековые европейские государства, буржуазные государства Европы и Северной Америки) государства зародились и позже развивались на основе общественного разделения труда, вызвавшего резкую поляризацию имущественного положения и социальных интересов различных общественных групп. На Западе рано развились и постоянно укреплялись частная экономическая инициатива, индивидуальная предпринимательская деятельность. Государственная власть и политика в странах Запада должны были выполнять функции социального арбитража, примирения и согласования классово-социальных, сословных, профессиональных, этнических и конфессиональных интересов. В этих странах рано возникла потребность в особой политической науке и компетентных профессионалах, специально подготовленных для интеграции общественных интересов, для поиска социальных компромиссов, для руководства и управления общественными делами. Политика здесь приобретала черты утонченного и изощренного влияния на массы, основанного на сложных механизмах принуждениях, поощрения и компромисса.
В странах Востока (Древний Восток, средневековые и позднейшие государства Востока) государственная власть должна была выполнять важнейшие социально-экономические функции (обеспечение населения продовольствием и предметами первой необходимости, организация строительства и эксплуатации мощных ирригационных систем, организация аграрно-земледельческого комплекса экономики и всей экономической системы страны, завоевание и освоение новых земель и эксплуатация их ресурсов, защита территориальной целостности страны и её населения от нападений чужеземцев и др.). В странах Востока (и рабовладельческих, и феодальных) государство являлось верховным собственником земель и других ключевых ресурсов экономики, главным распределителем благ, возможностей и социальных статусов. При такой исключительной и всепоглощающей роли государства политические режимы Востока приобретали форму автократической деспотии (нередко обожествленной), а сама политика носила характер безграничного господства верховной власти над миллионами людей, соединенных в необычайно прочную, освященную веками и традициями консервативную патриархальную общину.