Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
Французский политолог Ж.-Л. Кермонн к числу элементов политического режима относил следующее:
1) принцип легитимности;
2) структуру институтов;
3) систему политических партий;
4) форму и роль государства;
5) избирательную систему.
Принцип легитимности как элемент политического режима, по определению американского политолога Х. Линца, означает способность власти создавать у населения убеждение в том, что действующие политические институты лучше иных, альтернативно возможных в данном обществе.
Вертикальный уровеньлегитимности политического режима предполагает соответствие характера и действий власти ценностям широких слоёв общества, их представлениям о демократии и справедливости. В этом случае власть опирается на поддержку масс.
Горизонтальный уровень легитимности политического режима свидетельствует о том, что власть выражает лишь интересы правящей элиты.
Бoльшей легитимностью пользуется политический режим, основанный на согласии (консенсусе) различных групп (правящих и управляемых) относительно базовых ценностей, на которых осуществляется функционирование власти. В этом случае политический режим обладает одновременно горизонтальной и вертикальной легитимностью.
Политические институты преобразуют волю отдельных индивидов в политическую волю, политические решения и действия, влияющие на ход социальных изменений. Эти преобразования осуществляются через государство, политические партии, группы давления, неполитические структуры, обладающие значительным влиянием на общество (церковь, СМИ и др.). Эффективность политического режима зависит от способов взаимодействия государственной власти с другими политическими институтами и неполитическими структурами в обществе. Взаимонаправленность воздействия государства и иных участников политического процесса, его конституционно-правовая обоснованность и мирный, конструктивный характер определяют позитивную картину здорового и полноценного развития общества.
Государство играет центральную и основную роль в системе политических институтов. Принципы взаимодействия трех ветвей власти и конкретных полномочий её органов определяют действенность всего государственного механизма. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры – господствующими в обществе представлениями, ценностями и идеалами.
Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации её институтов и их взаимоотношения с гражданами называются формой правления. По форме правления все государства делятся на монархии (институт высшей власти формируется на принципе престолонаследия) и республики (институты высшей власти формируются путем выборов – прямого или косвенного волеизъявления народа).
Монархии бывают абсолютными (вся власть сосредоточена в руках монарха и не ограничена конституцией и представительными учреждениями) и конституционными (власть монарха ограничена конституцией и представительными учреждениями). Конституционные монархии делятся на парламентские монархии (монарх остается символом государства, но страной фактически правит парламент) и дуалистические монархии (власть разделена между монархом и парламентом).
Республика может быть парламентской (власть принадлежит парламенту, правительство зависит от парламентского вотума доверия), президентской (парламент принимает законы, президент управляет, возглавляя систему исполнительной власти) и президентско-парламентской (смешанная форма правления) (правительство зависит и от президента, и от парламента, но президент вправе досрочно распустить парламент).
Избирательная система – это совокупность правил формирования органов власти. Она также является важным элементом легитимности политического режима.
При мажоритарнойизбирательной системе, основанной на принципе большинства (major), от каждого избирательного округа избирается один депутат (кандидат, набравший большинство голосов).
При системе пропорционального представительства места в парламенте распределяются в строго пропорциональном соответствии с количеством полученных на выборах голосов по партийным спискам.
В пропорционально-мажоритарной (смешанной) системе половина парламентариев избирается по мажоритарной системе, а вторая половина – на основе пропорциональной системы, по партийным спискам.
Политические партии играют важнейшую роль в современных политических режимах. Партии, обладающие большинством депутатских мандатов и контролирующие парламентское большинство и правительство, определяют политический курс и способы его реализации.
В парламентских республиках правительство формируется из представителей одной или нескольких партий. Парламентские выборы здесь превращаются в соперничество партий. Победившая партия (или коалиция партий) формирует правительство; без её одобрения член партии не может войти в состав кабинета министров.
В президентских республиках институты законодательной и исполнительной власти формируются на основе прямых выборов. Парламентские выборы представляют собой состязание ярких личностей. Поэтому влияние партий на предвыборную борьбу невелико.