Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
До возникновения гражданского общества в большинстве стран Запада существовали режимы абсолютной монархии. Эти режимы жестко регламентировали жизнь обществ, давая верхушке феодального класса максимум прав и привилегий и лишая всех остальных членов общества элементарных социальных гарантий.
Переход от феодального абсолютизма к гражданскому обществу в большинстве стран Запада осуществлялся через острый конфликт старого государства (в лице абсолютной монархии) и нового общества (выразителем интересов которого являлся сословный парламент). В ряде случаев этот конфликт вылился в буржуазные революции. Победа буржуазных революций положила начало коренному преобразованию общества. Оно началось с конституирования, введения буржуазных конституций, принципа разделения властей, с подчинения и государства, и гражданского общества единым правовым нормам
Переход от феодального абсолютизма к гражданскому обществу в большинстве стран Запада осуществлялся через острый конфликт старого государства (в лице абсолютной монархии) и нового общества (выразителем интересов которого являлся сословный парламент). В ряде случаев этот конфликт вылился в буржуазные революции. Победа буржуазных революций положила начало коренному преобразованию общества. Оно началось с конституирования, введения буржуазных конституций, принципа разделения властей, с подчинения и государства, и гражданского общества единым правовым нормам.
Однако в разных странах соотношение государства и гражданского общества оказалось различным, приобрело конкретно-исторические формы.
Англо-американская модель конституционализма. Главной ценностью в этой модели признается свобода личности и общества, их автономность по отношению к государству (традиция Локка). Государство не имеет право вмешиваться в жизнь гражданского общества, а гражданское общество самостоятельно определяет как свои приоритеты, так и задачи государства. «Декларация независимости США» (1776 г.) фиксирует это положение следующим образом:
- все люди имеют равные прирожденные права на жизнь, свободу, независимость, собственность, на счастье и безопасность;
- народ – источник власти, и ему принадлежит суверенитет (верховенство), а правительство – слуга народа;
- все государственные власти должны действовать в интересах народа, а если они нарушают эти интересы, то народ вправе свергнуть неугодное ему правительство.
В ХХ в. в целях обеспечения стабильности и прогресса общества и в США, и в Англии использовалось государственное вмешательство в экономику и государственное регулирование (Новый курс» Ф. Рузвельта в США, послевоенные экономико-восстановительные мероприятия в Англии). Однако в целом англосаксонский мир верен своей традиционный модели конституционализма.
Евроконтинентальная модель конституционализма. В континентальной Европе традиционно существовали сильные государства. В результате здесь сохранился этатистский приоритет (приоритет государства над обществом) (традиция Гегеля). В итоге в Европе (особенно в Германии) сложилась концепция правового государства. Государство играет особую роль в жизни общества. Только сильное государство способно гарантировать свободу личности, конституционный набор прав человека и гражданина, социальную стабильность и правопорядок, безопасность и прогресс общества. Поэтому в странах континентальной Европы государственный порядок и национальное единство считается главными приоритетами, стоящими выше свободы личности.
Абсолютизм, парламентаризм и конституционализм рассматриваются как три формы правления.
Абсолютизм– это форма государства, при которой вся полнота власти принадлежит неограниченному (абсолютному) монарху. В этом смысле абсолютизм противостоит и парламентаризму и конституционализму.
Парламентаризм– это форма демократического государства, при которой верховным законодательным органам является парламент, а правительство формируется парламентом и зависит от парламентского вотума доверия.
Конституционализм – это форма правового государства, при которой сферы деятельности государства и гражданского общества разграничены конституцией, но правительство не зависит от воли парламента. Так, в конституционной (дуалистической) монархии министры назначаются монархом и несут ответственность перед ним.
В более формализованном (юридическом) толковании под конституционализмом понимается наличие в обществе основного закона (конституции), который определяет народное представительство, разделение и объемы полномочий различных ветвей власти и гарантии прав граждан, исполнение законов признается обязательным и для управляющих, и для управляемых. Верховенство права над произвольными решениями управляющих обеспечивается:
- разделением властей;
- высоким положением законодательной власти;
- зависимостью законодательной власти (через механизм выборов) от народа;
- равным и доступным для всех граждан судом.
Конституция – это форма соглашения общества и государства о разграничении сфер их деятельности: гражданское общество – сфера индивидуальных свобод и частных интересов; государство – сфера публичной власти и общих интересов.
Конституционализм может быть действительным и мнимым.
Действительный (реальный) конституционализм имел место в тех странах, где гражданское общество было достаточно сильным и сумело на практике ограничить произвол абсолютистского государства, начав с расширения прав парламента и постепенно осуществив переход к демократии.
Мнимый (фиктивный) конституционализм имел место в странах со слабо развитым гражданским обществом. В этих странах абсолютная монархия в союзе с бюрократией и верхушкой буржуазии, не требовавшей ограничения абсолютизма, сумела сохранить всю полноту власти даже после создания представительных органов. Так, российское самодержавие после создания Государственной Думы как законосовещательного органа (6 августа 1905 г.) и даже после придания Думе частичных законодательных функций (17 октября 1905 г.) полностью сохранило незыблемость монархического начала в стране. Немецкий социолог М. Вебер назвал государственный строй России 1906 года «псевдоконституционализмом», «конституционной ловушкой» и констатировал отсутствие в тогдашней России предпосылок для утверждения либеральной демократии.