Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
Политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия её с обществом. Характер этого взаимодействия обусловлен соотношением экономических, политических и других интересов личности, общества и государства. Различные варианты комбинации интересов обусловливают конкретные типы (модели) политической социализации личности.
Модель (тип) политической социализации личности – это совокупность устоявшихся ценностных образцов взаимодействия личности и политических институтов общества.
На тип политической социализации личности влияет совокупность ряда объективных факторов: уровень исторического развития общества, экономические условия, социальная структура общества, политическая культура, доминирующие агенты политической социализации и др.
В целом тип политической социализации личности определяется темп стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенной способ политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества.
В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности: гармонический, плюралистический, гегемонистский и конфликтный.
1. Гармонический тип политической социализации личности.
Развитие этого типа требует:
- однородной социально-культурной среды;
- зрелого гражданского общества;
- сформированного правового государства.
При таком типе политической социализации личность не только принимает существующий политический порядок и власть, но и с большим уважением относится к государству, политической системе в целом.
Сама личность рассматривается как добровольный и сознательный участник политической жизни, активный субъект политики.
Наблюдается гармония взаимоотношений между властью и личностью, развивается взаимоуважительный диалог между ними на основе взаимного ответственного выполнения правил норм и обязанностей. Поскольку власть и личность привержены одним и тем же общепринятым идеалам, нормам и ценностям, новые поколения безболезненно входят в мир политики.
В США эта проблема решается достаточно просто и эффективно. Общепринятые ценности – свобода, права личности, личная неприкосновенность и суверенитет, индивидуализм, личный успех, прагматизм, стремление к богатству, опора на науку, законопослушание, политическое участие – выработаны давно, признаны всеми и прочно усвоены. На базе этих общих ценностей сформирована однородная социально-культурная среда.
В Великобритании проблема создания гармонического типа социализации личности решается сложнее. Традиционные ценности прошлого соседствуют с современными ценностями. Однако эти ценности органично уживаются друг с другом, поскольку британские традиции искусно вплетены в ткань современного индустриального общества действующей системой институтов, норм и обычаев.
Ценностями современного британского общества являются:
- сохранение конституционной (парламентской) монархии (за это выступает 2/3 населения страны);
- индивидуализм (воплощенный в девизе: «Мой дом – моя крепость»); личный успех, карьера, торжество личного интереса над общественным;
- библейские заповеди (лежащие в основе индивидуальной и социальной культуры);
- уверенность в моральном превосходстве британской нации над всеми другими нациями;
- почтительно-лояльное отношение к власти и безусловное законопослушание;
- традиционализм и консерватизм;
- политический активизм (активное и деятельное участие во всех сферах жизни общества через широкую сеть добровольных негосударственных организаций, ассоциаций, клубов – органов политической социализации личности).
Вместе с тем, в современной британской политической культуре находится место и для политического протеста, и для абсентеизма, которые, однако, не подрывают единства и стабильности британского общества.
В целом гармонический тип – это идеальный тип политической социализации личности, обеспечивающий бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.