Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
По глубине и адекватности постижения политической реальности выделяют уровни политического сознания: теоретический и обыденный, идеологический и психологический.
Политическая теория – это воспроизведение существенных и закономерных сторон политической жизни общества в форме абстрактнологических понятий, гипотез, концепций и т. д.
Политические теории способствуют выработке систематизированного знания о политике, позволяющего объяснять её возникновение развитие.
Обыденное политическое сознание – это стихийно формирующие представления социальных групп о политике, деятельности её институтов и их представителей.
Обыденное политическое сознание опирается на здравый смысл и житейский опыт. Оно поверхностно, стереотипно, противоречиво, воспринимает политику персонифицированно (в» лицах»). Обыденное политическое сознание ориентировано на сиюминутные жизненные интересы его носителя, лишено стратегической перспективы. В то же время оно более изменчиво и гибко, чем специализированное политическое сознание с его четкими идейными установками.
Политическая идеология – это система теоретических взглядов, идей и представлений, выражающих цели и интересы определенных социальных групп и направленных на сохранение либо изменение существующих общественных отношений.
Таким образом, политическая идеология представляет собой теоретическое осмысление политической реальности с позиций известной социальной группы.
Политическая идеология шире политической теории: в состав политической идеологии входят представления не только о политической реальности (о «сущем»), но и о политических ценностях (о «должном»).
Политическая психология – это совокупность политических чувств, мнений, настроений, симпатий и антипатий, возникающих у различных социальных групп на основе общности политических потребностей и интересов.
Политическая психология шире обыденного политического сознания: в состав политической психологии, наряду с рациональными элементами обыденного политического сознания (здравый смысл, житейский опыт), входят также неосознаваемые (иррациональные) элементы – мотивы, предпочтения, установки и др.
В состав политического сознания входят также мифы и утопии.
Миф - это мистифицированный способ объяснения природной и социальной реальности. Это ассоциативно-образный, чувственный тип мировоззрения, основанный на метафорах и символах. Он алогичен, нечувствителен к противоречиям, строится на культе богов и героев.
К числу политических мифов относятся: идеи расового и национального превосходства и исключительности, вера в существование «мировых заговоров» (масонского, сионистского) и в принципиальную непогрешимость политических вождей, в «вечно живое и всепобеждающее» учение (К. Маркса, Мао Цзэдуна и др.) и т. д.
Утопия – это своеобразная рационализированная форма мира, произвольно сконструированный идеальный образ (модель) желаемого общественного устройства. Утопия неосуществима, но она может вдохновить и направить людей на борьбу за изменение существующей реальности. Отличить утопические социальные проекты от реалистических и реализуемых непросто. Порой концепции, которые представляются самоочевидными, на деле оборачиваются разочаровывающей утопией (например, идея всемирно-исторической миссии рабочего класса и др.) Между тем на «реализацию» таких утопий бессмысленно затрачивается колоссальный потенциал социальной энергии.
Политические мифы и утопии – это «периферийные», «пограничные» элементы политического сознания.