Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
Уже в 1960-1970-х годах в западной политологии сложилось два научных подхода к интерпретации феномена политической культуры – объективистский и субъективистский.
Субъективистский подход (Г. Алмонд, Л. Пай, С. Верба, Дж. Пауэлл) видит в политической культуре «субъективный поток политики», её историко-психологический фон, «дух эпохи». По мнению Г. Алмонда, политическая культура общества состоит из системы практических убеждений, символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой развертывается политическое действие. Политическая культура формирует субъективную ориентацию личности в политике. У каждого человека есть определенная предрасположенность к тем или иным типам политического поведения в рамках существующей политической системы. Политические ориентации личности включают три компонента: 1) когнитивный (политические знания); 2) эффективный (политические эмоции); 3) оценочный (ценности, верования, идеалы, идеологические установки). В зависимости от конкретного преобладания одного из трех этих элементов можно выявить тип политической культуры личности – рациональный, эмоциональный, идеальный.
Объективистский подход (Т. Парсонс, Д. Истон) видит в политической культуре систему ценностей, воплощенных в объективных материальных образованиях – политических институтах, массовых формах политического поведения, применении силы и др. Воплотившись в эти формы, политические ценности обретают вполне самостоятельную, независимую «жизнь». В целом политическая культура базирует политическую систему.
При сопоставлении двух современных научных подходов к интерпретации политической культуры следует учитывать, что:
а) в обоих подходах политическая культура понимается как определенная система политических ценностей;
б) каждый из подходов акцентирует внимание на одной из реальных сторон политической культуры;
в) в современной западной политологии преобладает субъективистский подход;
г) со временем политологи неизбежно придут к обобщенному подходу, синтезирующему частичную правоту как объективистской, так и субъективистской позиций.