Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
В ХХ в. «линия противостояния» государств мира проходила по «водоразделу» социалистической и капиталистической систем (НАТО-ОВД). В конфликт двух систем были вовлечены и многие развивающиеся государства.
С распадом мировой социалистической системы выявилась новая «линия противостояния» государств – конфликт между западной («современной») и «не западной» («традиционной») цивилизациями. Первым в политологии эту проблему выдвинул американский политолог С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка» (1996). Он писал, что современная глобальная политика осуществляется на уровне цивилизаций. Соперничество сверхдержав уступает место столкновению цивилизаций. В ХХ в. «за спиной» двух держав – США и СССР – сумели нарастить свою военную, политическую и экономическую мощь многие страны Ближнего Востока, Восточной Азии и других регионов. ХХI век будет веком столкновения не классов и не супердержав, а народов, принадлежащих к разным культурам.
Действительно, конец ХХ в.–начало ХХI в. подтверждают этот вывод. Так, объединение «монокультурных» ГДР и ФРГ произошло безболезненно. Те же факторы подталкивают к воссоединению КНДР и Южной Кореи, Китая и Тайваня. Зато в Югославии Россия уверенно помогала сербам, а Саудовская Аравия, Турция, Ливия – боснийцам и албанцам.
Кросскультурные общества(включающие в себя разнотипные культуры) оказываются непрочными: СССР и СФРЮ распались; Индия, Нигерия, Судан испытывают большое внутреннее напряжение; даже «бикультурные» Канада и Бельгия страдают от внутренних неурядиц.
Но особенно острым оказывается противостояние «Запад-Восток». «Центральная ось мировой политики после окончания «холодной войны» проходит там, – пишет С. Хантингтон, – где могущество и культура Запада соприкасаются с могуществом и культурой не западных цивилизаций». Чудовищная террористическая атака на США 11 сентября 2001 г. и война США в Ираке – это несомненный конфликт цивилизаций, исповедующих принципиально различные системы ценностей (политических, социальных, правовых, религиозных, семейных и др.)
Однако конфликты цивилизаций порождаются не религиозно-политическими амбициями сторон и не различиями в системах ценностей, а стремлением объявить ту или иную систему ценностей универсальной и распространить её на весь мир с использованием экономических, политических, военных и иных средств.