Автор: Крайтерман В.С. | Год издания: 2008 | Количество страниц: 194
Этническая самоидентификация человека – отождествление себя с определенной нацией – представляет собой глубинную потребность личности. Всякое ущемление этого стремления ведет к конфликту.
Этническая принадлежность индивида вытекает из языковых, внешностных (физиологических), психологических, нравственных, эстетических, религиозных черт, характерных для данного индивида и для этноса, к которому он принадлежит. Но, если многие культурные особенности человек может «сменить» (нравственные установки, эстетические ориентации, религиозную принадлежность, даже язык повседневного обучения и страну постоянного проживания), то этническая принадлежность – врожденна, независима от воли и «выборы» ее носителя и «несменяема» в течение всей жизни.
Ряд этносов может объединиться в единую нацию ( как в США). Но насильственное объединение этносов под одной «крышей» рано или поздно приведет к их вычленению из такой общности (Османская и Австро-Венгерская империи).
Каждый этнос стремится сохранить свою духовную самобытность и культуру. Легче всего сделать это, создав собственное этническое государство. Но на практике это невозможно: в мире сейчас существует около 200 суверенных государств, еще около 200 этносов заявили свои притязания на самостоятельную государственность – но этносов на планете свыше 5000 (из них около тысячи проживают в России).
В современном мире только 267 этносов с численностью свыше 1 млн. человек. Однако и «малые народы» имеют и заявляют свои этнические требования. Современная общепринятая идея равенства и равноправия наций допускает возможность создания государств и «малыми народами». Из ныне существующих 200 суверенных государств в конце ХIХ в. существовали только 60. После первой мировой войны «родились» самостоятельные государства Финляндии и Польша (вышли из состава России), Австрия, Венгрия, Чехословакия, Югославия (образовались после распада Австро-Венгрии). После второй мировой войны рухнула колониальная система и образовалось до 100 новых независимых государств Азии, Африки и Латинской Америки.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в своем Хельсинкском Заключительном Акте (1975 г.) провозгласило нерушимость европейских границ. Но полтора десятка лет спустя все изменилось: СССР распался на 15 самостоятельных государств, «разошлись» почти все республики Югославии, мирно разъединилась Чехословакия (на Чехию и Словакию) и мирно объединилась Германия. В Африке из Эфиопии выделилась Эритрея. Однако и поныне процесс борьбы за государственность в мире не завершен: не имеющие самостоятельных государств курды и уйгуры борются за их создание, чеченцы стремятся к выходу из Российской Федерации, абхазы – из Грузии, косовские албанцы – к слиянию с Албанией.
Всплеск этнических движений и конфликтов на рубеже третьего тысячелетия («этнический парадокс» или «этнический ренессанс») может со временем «успокоиться», уступив место этнополитическому равновесию. Так, в Великобритании Шотландия и Уэльс проголосовали за создание собственных парламентов, но не заявили о намерении выйти из состава Соединенного Королевская.
К этнополитическим конфликтам относят любые конфликты, в которых противостояние проходит по линии этнической общности. Это – организованные политические действия и стихийные массовые беспорядки, сепаратистские выступления и гражданские войны. Их основные особенности таковы:
1) Комплексный, сложносоставной характер (социально-экономические, языковые, религиозные и другие показатели);
2) Высокий накал эмоций и страстей, проявление иррациональных начал;
3) Глубокие исторически корни;
4) Высокая мобилизация (массовость поддержки в своём этносе);
5) Хронический характер (вследствие отсутствия окончательного разрешения).
Этнополитические отношения сами по себе конфликты. Если же в процессе их регуляции допускаются политические ошибки, то они становятся неуправляемыми, кровавыми и разрушительными.
Основой 2/3 этнических конфликтов на постсоветском пространстве являются территориальные притязания: требования изменения границ, воссоздания утраченных национально-государственных образований, возвращения репрессированных народов на прежние места проживания. На 1992 год на территории бывшего Союза ССР было зафиксировано 200 этнотерриториальных споров. К 1996 г. сохраняли актуальность 140 территориальных притязаний.
Общепринятые принципы регуляции этнополитических конфликтов таковы:
- легитимация конфликта (официальное признание властными структурами и конфликтующими сторонами наличия проблемы, нуждающейся в разрешении);
- институциализация конфликта (выработка признаваемых всеми сторонами правил, норм, регламента цивилизованного конфликтного поведения);
- перевод конфликта в правовую плоскость;
- использование института посредничества;
- информационное обеспечение урегулирования конфликта (открытость, «прозрачность» переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан).
Целенаправленной национальной политикой государство может гораздо легче предупредить этнополитический конфликт, чем впоследствии разрешить его.