Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
Власть является одним из центральных понятий политической науки. «Фундаментальным понятием в общественных науках, - писал Б. Рассел, - есть власть в том же значении, в каком энергия является фундаментальным понятием в физике». Не случайно феномен власти изучается не одно тысячелетие, но актуальность этого изучения не становится менее значимой.
Власть относится к числу сложных и противоречивых понятий. В повседневной жизни мы говорим о власти родителей над детьми, пророка над последователями его учения, сил природы над человеком, государства над гражданином. Эти далеко неоднозначные понятия о власти имеют и много общего. Аристотель считал, что элемент господства и элемент подчинения проявляются во всем. Это объективный закон природы, и ему подчиняются живые существа. К тому же человек по своей природе - существо политическое. Великий философ античности различал власть деспотическую (власть господина над рабом) и политическую (власть государственного мужа над гражданином). В наше время политологи рассматривают политическую власть как одну из разновидностей власти вообще (наряду с экономической, духовной, семейной и др.), начиная с определения общей сути власти.
Власть - этоспособностьивозможностьосуществлятьсвоюволю (классом, группой, личностьюилипартией, государствоми. т. д.), оказывать определенное влияние на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, силы и других способов.
Власть существует в любом обществе. Она является порождением множества разнообразных интересов, несоответствия уровней развития различных социальных подструктур, наличия того или иного характера социального отчуждения. Поэтому власть преобразуется в особый вид социальных отношений - отношений власти. Им присуще целенаправленное влияние обладателя власти или исполнителя властных функций на объект власти, причем властным это влияние выступает только тогда, когда объект и субъект власти находятся в состоянии господства и подчинения.
Первоисточником любой власти является господство одной части явления над другим. Основой подчинения одного индивида другому является неравенство, причем не только социальное (экономическое, имущественное, статусное, образовательное и т. д.), но и естественное (физическое, интеллектуальное; неравенство, порожденное половыми различиями).
Необходимость власти детерминирована сущностью человеческого общения, предполагающего подчинение всех участников общения единой воле с целью поддержания целостности и стабильности общества. Она необходима для организации общественного производства, согласования интересов и действий различных социальных групп, для поддержания жизнедеятельности и сохранения целостности общества.
Как возникла власть? В каких исторических формах власти шел процесс ее становления и развития? Согласно утверждениям ряда западных ученых власть возникла одновременно с обществом и развивается параллельно с ним от элементарных неполитических форм до зрелых политических. Первая власть - анонимная, присуща примитивным обществам. Она распределяется среди всей массы индивидов и проявляется в совокупности верований и обычаев. Со временем, когда динамизируется ритм социальной жизни, усложняется процесс разделения труда, появляются новые виды деятельности, возникает необходимость в оперативном принятии решений, образуется индивидуализированная власть в лице вождя или небольшой группы лиц. Однако у этой власти нет легитимности: со смертью вождя начинается борьба за власть. Индивидуализированную власть сменяет институционализированная, которая существует в форме государства, когда государство - официальная политическая власть, а разные центры политической власти, как-то: экономические группы, профсоюзы, тоже являются носителями власти. Здесь власть опирается на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные функции.
В настоящее время можно говорить о четвертой исторической форме власти, - системе «надгосударственной» власти, которую представляют Европарламент (законодательный институт) и Комиссии Европейских Сообществ (исполнительные институты). Их властные полномочия распространяются на территорию и население более десятка европейских стран.
Первые две исторические формы власти (анонимная и индивидуализированная) являются догосударственными и носят неполитический характер. Третья форма (институционализированная), называемая иногда государственно-публичной, и четвертая (над-государственная) являются собственно политической властью. Отметим, что историческое понятие «власть» (от греч. Сratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».
В обществоведческой литературе существует ряд подходов к трактовке власти. Их можно условно разделить на два больших класса: 1) трактовка власти как имманентного некоему субъекту атрибута и 2) понимание власти как социального отношения. Внутри этих классов представлены самые разные и весьма многочисленные концепции.
Прежде всего следует отметить так называемые волевые теории, в которых власть трактуется как способность (возможность) одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам. Несмотря на то, что в разных теориях субстанции власти совершенно различны (Вебер, Гегель, Даль, Маркс), общим качеством для них выступает властная воля, которая может быть «продиктована» субъектом власти. Так, Р. Даль трактует власть как способность одного человека принудить другого делать то, что сам по себе этот другой делать бы не стал. М. Вебер рассматривал власть как «любую возможность проводить внутри данных общественных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана». Дефиниция М. Вебера считается классической и широко используется в современных теориях власти.
Рядом с волевыми стоят инструменталистские теории, выдвигающие на первое место средства, способы, методы властвования. Эта точка зрения разрабатывалась уже в трудах Т. Гоббса и Н. Макиавелли, а в современных теориях представлена прежде всего Чикагской школой политической науки (Д. Кэтлин, И. Мэрридж и др.).
Очень широкое распространение получили структурно-функциональные теории, в соответствии с которыми власть представляет собой имманентное социальной системе интегративное качество, функцией которого является обеспечение целостности системы, рационального взаимодействия всех ее элементов. Власть представлена как атрибут макросистемы, способный учитывать интересы микросистем и посредством особых властных ресурсов обеспечивать стабильность социума. Эта концепция развита более всего в работах Г. Алмонда, Д. Истона, П. Парсонса.
Понимание власти как социального отношения представлено в первую очередь в бихевиористских теориях, которые на первый план выдвигают поведенческий аспект (Д. Трумэн), причем воздействие властвующей подсистемы на поведение подвластных может быть основано на самых различных факторах. Так, Х. Ортега-и-Гассет важнейшим из таких факторов называл общественное мнение. Б. Рассел полагал, что власть как особый вид деятельности достигает своих целей в значительной мере путем воздействия на сознание и эмоции людей.
Очень интересна и своеобразна позиция М. Дюверже, который анализирует социокультурный аспект власти: «Власть не просто материальный факт, «вещь», как сказал бы Дюркгейм, она глубоко проникнута идеями, верованиями, коллективными представлениями. То, что люди думают о власти, является одной из ее фундаментальных основ».
Достаточно авторитетна в научных кругах модель О. Тоффлера, которая выводит три важнейших фактора власти: силу, богатство и знание, причем доминирование каждого из этих факторов связано с различными историческими эпохами и различными социальными системами. По Тоффлеру, развитие цивилизации ведет к тому, что важнейшим основанием властвования станет не сила принуждения, а сила знания.
Рассмотрение различных трактовок власти позволяет сделать следующий вывод: власть - один из важнейших видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого, в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и интересы.
Для того, чтобы иметь более конкретное представление о власти необходимо рассмотреть ее структуру. В структуру власти в качестве ее компонентов входят: источники власти, субъекты и объекты, функции, основания и ресурсы власти. Ниже приводится схема структуры власти.
Источники власти - это собственно властное первоначало. Без раскрытия первоисточников власти нельзя ответить на сакраментальный вопрос: почему одни управляют, властвуют, а другие вынуждены им подчиняться? В качестве источников власти могут выступать авторитет, сила, престиж, закон, богатство, харизма, тайна, интерес, социальный и политический статус и т. д.
В числе названных источников власти важное место занимает авторитет субъекта власти. В основании авторитета лежат качества, которые признаны в обществе в качестве необходимых и желательных для эффективного течения властных отношений. При этом очень важно, когда возникают властные отношения, основанные на идентификации подчиненного (объекта власти) с руководителем (субъектом власти).
Авторитет может быть статусный, научный, деловой, моральный, религиозный и др. Основанные на идентификации (отождествлении), властные отношения отличаются особой устойчивостью. Здесь руководитель воспринимается как проводник интересов и представитель объекта власти в различных сферах общественной жизни, прежде всего политической. Другое дело, когда источником власти является сила или угроза ее применения. Сила может быть экономической, социально-политической, военной и т. д. Это принуждающая власть. Она, по мнению О. Тоффлера, лишена гибкости, функционально ограничена и является властью низшего качества. Применение силовых методов приводит к снижению легитимности власти, росту влияния оппозиции.
Наиболее эффективной в демократическом обществе в условиях НТР является власть, источником которой служат знания, компетентность, информация. Она позволяет достичь целей, минимально расходуя свои ресурсы; убедить граждан в их личной заинтересованности в этих целях, превратить противников в союзников. Ресурсы такой власти неисчерпаемы и общедоступны.
Важными компонентами власти выступают субъект и объект власти. Под субъектом понимается источник активной, целенаправленной, предметно-практической деятельности, направленной на объект. Именно в субъекте власти заключено ее активное начало. В качестве субъекта могут выступать индивид, организация, государство, политические партии, социальная общность, скажем, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Для осуществления властных функций субъект должен обладать желанием властвовать, волей к власти, быть достаточно компетентным, авторитетным, знать состояние и настроение подчиненных.
Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение как подведение частной воли под общую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
Объект власти - те, на которых направлена власть. Это люди, их группы, организации, общности и т. п. Объект власти в демократической организации общества имеет преимущественно две стороны. Одна из них представлена как первоисточник власти, владеющий своим суверенитетом, и делегирует власть определенным властным формированиям. Другая состоит в том, что после делегирования власти объект берет на себя обязательства подчиняться делегированной им власти, которая, таким образом, превращается в субъект власти. Основным залогом эффективного функционирования власти в таком случае является поддержка субъекта власти объектом и соответствие организационных и правовых основ власти интересам объекта, представленным в законодательной, исполнительной и судебной власти. Если такого подчинения нет, то нет собственно и власти, несмотря на то, что у субъекта есть большое желание обладать властью и имеются мощные средства принуждения.
Мотивы подчинения объекта власти субъекту могут быть самыми различными. Они могут основываться на страхе перед санкциями; на долголетней привычке к повиновению; на заинтересованности в выполнении распоряжений; на убежденности в необходимости подчинения; на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; на идентификации объекта с субъектом власти.
Естественно, стабильной является власть, построенная на интересе, но еще более благоприятными для власти являются мотивации, основанные на убеждении и авторитете. Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения.
Субъекты и объекты власти неразрывно связаны с определенными сферами жизни общества. Соответственно существуют экономическая власть, опирающаяся на владение частной собственностью, контроль над экономическими ресурсами, право распоряжаться ими; социальная власть, источником которой служит социальный статус, возможность распределения должностей, льгот и привилегий; духовно-идеологическая власть, осуществляемая с помощью идеологического воздействия, религии, владения знаниями, а в наше время - информацией. Особое место в обществе занимает политическая власть, которая является ядром политической системы общества, ее организационным и регулятивно-контрольным началом.
Политическая власть характеризуется рядом отличительных черт. Ими являются: легальность, легитимность, верховенство, влияние, всеобщность, моноцентричность, эффективность и результативность.
Легальность власти означает ее законность, юридическую правомерность. Легальная власть действует на основе четко фиксированных нормативно-правовых актов. Легитимность власти - добровольное признание существующей власти гражданами, доверия к ней с их стороны, признания ее справедливой, прогрессивной. Верховенство власти - это обязательность выполнения властных решений (экономических, политических, правовых и др.) всеми членами общества. Влияние власти - способность субъекта политики осуществлять влияние в определенном направлении на поведение индивидов, групп, организаций, объединений с целью сформировать или изменить мнения людей по определенному вопросу, урегулировать политическое поведение субъектов и т. п. Всеобщность (то есть публичность) означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества. Моноцентричность означает существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений. Эффективность и результативность власти состоит в том, что именно в конкретных социальных результатах реализуются все замыслы, платформы, программы власти, выясняется ее способность эффективно управлять всеми сферами социальной жизни.
Политическая власть, будучи частью власти вообще, в свою очередь, подразделяется на государственную и общественную. Понятием «политическая власть» обозначают возможность и способность всех субъектов политики осуществлять влияние на процесс принятия политических решений, их реализацию, на политическое поведение индивидов, социальных групп и объединений. Государственная власть является одной из форм политической власти. Это специально организованная система государственных органов, организаций и установок создана для управления всеми сферами общественной жизни. В отличие от политической власти государственная власть является монополистом в создании нормативно-правовых актов, которые регулируют жизнедеятельность общества. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Наряду с отмеченными видами власти существует также законодательная, исполнительная и судебная. В данной классификации воплощен принцип разделения властей, являющийся чертой конституционной демократии, признаком плюралистичности государственных полномочий. Этот принцип, отражая единство власти, тесно увязан с адресной ответственностью за исполнение своих функций.
Целесообразность разделения властей детерминирована необходимостью четкого определения функций, компетенции, ответственности каждой ветви власти, осуществления взаимного контроля, предотвращения злоупотреблений, узурпации власти.
Законодательная власть определяет основы внутренней и внешней политики, вносит поправки в конституцию, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Эта власть формируется путем свободных выборов. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией и правами человека.
Исполнительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться на законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.
Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть. В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал.- 1994,- № 7-8.- С. 43-45).
В современных условиях все большее значение приобретает информационная власть (СМИ). Владение информацией, та или иная ее трактовка способны обеспечить лояльность населения по отношению к мероприятиям, проводимым правительством, или бурный протест и несогласие с политикой субъекта власти. Соответствующее информационное воздействие проводится через средства массовой информации (СМИ), а также институты социализации (общественные объединения, просветительские организации, систему образования и т. д.).
По месту в структуре власти выделяются: центральная, региональная, республиканская, областная, окружная, районная и другие виды власти.
По субъекту различаются: народная, государственная, классовая, партийная, судебная, парламентская, президентская, профсоюзная, семейная и другие виды власти.
По режиму правления существуют власти: демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и др.
Также существуют классификации видов власти. Среди них наиболее значимой является классификация по критерию ресурсов власти, так как они формируют поле властных отношений, на которой разворачивается поле властвования.