Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
Организация и функционирование политической власти базируется на определенных принципах. Одним из таких принципов является суверенитет. Суверенитет (от суверен, властелин, производное от лат. super - над) - независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Понятие «суверенитет» получило распространение в конце XIX в. вместе с понятием «государство» и унаследовало от средних веков идею единовластия верховного правителя, суверена. Приоритет в разработке идеи государственного суверенитета принадлежит французскому политическому мыслителю XVI в. Ж. Бодену, который считал, что суверенитет является основополагающим признаком государства. По его мнению, государству принадлежит вся полнота власти над всеми членами общества и всем тем, что им принадлежит. Государство образуется тогда, когда разрозненные члены сообщества объединяются под единой высшей властью, то есть суверенитетом.
Суверенитет — понятие, выражающее верховенство государственной власти относительно других негосударственных структур и независимость во внешней политике. Это значит, что суверенная власть не зависит от какой-либо иной власти, наоборот, все остальные власти зависят от нее. Поэтому естественно, что государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных границ и невмешательство во внутренние дела. Суверенитет - основополагающий критерий государства. Если нет суверенитета, то нет и государства. Суверенитет призван обеспечить унификацию, единение, самоопределение и функционирование властной системы и служит критерием различения государства от догосударственного состояния.
Суверенитет может быть внутренним и внешним. Внутренний суверенитет - это право и полномочия повелевать всеми людьми, обитающими на национальной территории и являющимися как гражданами, так и негражданами данного государства. Внешний суверенитет призван обеспечить территориальную целостность и невмешательство внешних сил во внутренние дела страны.
Следование принципу суверенитета имеет большое значение для политики. Как бы ни было значительно влияние той или иной партии, каким бы ни было общественное настроение, государственная власть распространяется на всю территорию государства, области, района и осуществляется только государственными органами, только законно избранными всем населением депутатами, государственным аппаратом.
В процессе демократизации современных обществ, их политических систем претерпела некоторые изменения идея суверенитета. Так, с развитием правового государства принцип суверенитета ограничивается законом, то есть исключается возможность власти встать над законом. Суверенитет усматривается в сильной власти, действующей исключительно в рамках закона. Произошло также ограничение власти государства властью и влиянием общественных организаций и ассоциацией (профсоюзов, церкви, заинтересованных групп и т. д.). Надо отметить и такое изменение: ныне суверенитет не идентифицируется только с централизованным, унитарным государством. Принцип суверенитета распространяется на всю систему высших государственных органов. Однако принцип суверенитета ставит пределы самостоятельности в рамках одного государства. Объявление суверенитета какой-либо республики в рамках большого государства означает, что суверенитет большого государства условен, существует государство в государстве. Претензии на верховенство местных законов над федеральными может оцениваться как своеволие, явление антигосударственное и тогда обоснованно пресечение своеволия. Или признак того, что суверенитет государства ослаблен, а сил восстановить его в обществе нет. В таком случае общество стоит перед перспективой развала, если не будет найден вариант восстановления суверенитета.
И последнее, принцип суверенитета корректируется признанием приоритета прав человека, которые сформулированы в международных документах. Сегодня суверенитет уже не является препятствием для мирового содружества оценивать состояние прав человека в том или ином государстве и в случае необходимости оказывать давление на государство. Становится привычной практика приглашения или разрешения на присутствие международных наблюдателей за ходом выборов, для проверки состояния гражданских свобод ( Белов Г. А. Политология: Учеб. пособие. - М., 1999.-С.98-99).
С суверенитетом власти неразрывно связаны ее основания и ресурсы. Основания власти - это ее база, источники, на которых строится и функционирует властная воля субъекта. Это средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти - это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Иными словами, ресурсы власти - это реальные и потенциальные средства, которые используются или могут использоваться для укрепления власти и ее оснований. Изучение всех возможных и фактически используемых оснований властвования дает представление о потенциале власти. Реальная власть существует на практике и этим отличается от потенциальной, которая имеется в резерве для возможного использования.
Основания и ресурсы власти зависят от господствующего типа социально-экономических отношений, существующего режима власти.
На ранних этапах общественного развития основанием власти выступала грубая сила. Носителями власти использовались организованное насилие, шантаж, угрозы, чтобы вызвать смирение, уступчивость как у тех, к кому они непосредственно применялись, так и у остальных подданных. В условиях капитализма в качестве основания власти стали превалировать богатство, деньги. Сегодня деньги играют главную роль в организации избирательных компаний. В постиндустриальных странах основанием власти все больше становится владение знаниями, информацией. Разного рода эксперты, советники, консультанты, составляющие «мозговой центр» правителей, сегодня играют определяющую роль в подготовке и принятии правительственных решений.
В наше время ресурсы отличаются большим разнообразием. Так, в качестве ресурсов власти выступают либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т. п.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т. п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).
В политической литературе существуют различные подходы к классификации ресурсов власти, на основе которых одни авторы выделяют утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы; другие - организационные, поощрительные, принудительные и нормативные; третьи - экономические, социальные, информационные, силовые, демографические.
Рассмотрим более подробно последнюю классификацию, так как она получила более широкое распространение в политологии.
Экономические ресурсы. Они включают в себя материальные ресурсы и ценности, составляющие фундамент власти. Это наличие развитой материальной и технической базы общества, упорядоченность денежной системы, выгодное географическое положение, плодородные земли, полезные ископаемые, развитая технологическая основа производства, квалифицированная рабочая сила, широкие внешнеэкономические связи и т. п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан.
Социальные ресурсы - это совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения (образование, здравоохранение, социальное обеспечение и др.), которые являются средствами удовлетворения интересов людей.
Политические ресурсы - это наличие развитых политических партий, отработанный государственный механизм, подготовленный аппарат управления, политические традиции и обычаи, наличие политических лидеров, развитая политическая теория, политическая культура масс и представителей власти.
Силовые ресурсы - возможность распоряжаться органами принуждения, оружием, специально обученными людьми. Для государства это армия, милиция, служба безопасности, суд, прокуратура, тюрьма и др.
Информационные ресурсы - владение мировой, региональной и местной информацией, развитие электронных технологий, средств массовой информации и т. п.
Демографические ресурсы - человеческие ресурсы - это универсальный ресурс власти, способный производить другие ресурсы власти, этот ресурс представляет собой физически и интеллектуально здоровое население, отсутствие резкой возрастной дисгармонии, стабильных демографических отношений и т. п.
Названные ресурсы власти, как правило, используются одновременно, а не порознь, по отдельности. Их вовлечение субъектом власти происходит в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. В особенности это касается государства, а также других влиятельных субъектов властных отношений. В научной литературе, кроме перечисленных ресурсов, отмечаются фундаментальная и прикладная наука, ориентированные на эффективное решение проблем российского общества, а также традиционные ресурсы развития избирательного процесса (финансы, кадры, информация) и нетрадиционные - культура участия граждан в выборах.
Важным дополнительным ресурсом власти являются чувства национальные и религиозные, язык.
Таким образом, ресурсы власти - это все те средства, применение которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Они различаются по характеру и типу носителя власти, сфере деятельности. Ресурсы власти не одинаковы у центральных и региональных органов, у партийных и государственных структур. Чем больше полномочий у носителя власти, тем более широкий арсенал используемых ими ресурсов.
Ключевые понятия и термины | |
· власть · политическая власть · структура власти · источники власти · субъекты политической власти · объекты политической власти · функции власти · ресурсы власти · легальность власти · легитимность власти | · верховенство власти · влияние власти · моноцентричность власти · законодательная власть · исполнительная власть · судебная власть · господство · харизма · суверенитет · авторитет власти |