Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
Выяснив содержание основных теорий происхождения государства, остановимся на его признаках. Признаки государства делятся на две группы: к первой относятся признаки, которые являются одновременно и элементами государства; ко второй - те, которые отличают его от общества и других политических организаций. К первой группе относятся: территория, население и суверенная власть.
Территория - это часть пространства и земли, на которую распространяются полномочия данного государства. Она очерчена границами, которые, как правило, подтверждаются на формально - договорной основе всеми пограничными государствами. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, неотчуждаема. С территорией связан вопрос возникновения, существования и исчезновения государства. В случае потери территории (скажем, в результате агрессии) государство прекращает своё существование. В наше время признак территории постепенно ослабевает, как бы размывается. Образование межгосударственных объединений, блоков, экономическое, военное, информационное, политическое проникновение других государств ограничивает собственные государственные функции. Наличие подобной тенденции не означает отмирания территории как конституирующего признака государственности. Территория была и остаётся неотъемлемым атрибутом государства.
Население - это сообщество людей, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти. Население может состоять из представителей одного, нескольких и даже многих этносов. В международном праве население страны независимо от его этнического состава именуется народом, иными словами, народ отождествляется с населением. Властные полномочия государства над населением носят всеобщий характер. Каждый гражданин государства, а также иностранные граждане обязаны подчиняться единой государственной власти. Всеобщее подчинение существующей власти является условием целостности государства. Раскол населения по этническому, социально - классовому, религиозному признакам представляет серьёзную угрозу государству.
Суверенная власть (от суверен, властелин, позднелат., производное от лат. Super – над) - независимое от каких - либо сил, обстоятельств и лиц верховенство. Суверенная власть является определяющим элементом (признаком) государства. Только государство обладает высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений. Только оно обладает правом на издание законов и установление норм, обязательных для всего населения, только оно обладает прерогативой отменить любые действия всех иных общественных властей.
Таковы три рассмотренные нами компоненты (признака) государства. Эти признаки характеризуют государство, рассматриваемое с обществом. Но государство - не только государственно-национальное образование, оно является и ведущим политическим институтом, который отличается рядом признаков как от общества, так и от других политических организаций.
Какие же признаки характеризуют государство?
1. Наличие публичной власти. Публичная власть - это особая управляющая система (механизм), которая руководит основными сферами общественной жизни и опирается в случае необходимости на силу принуждения. Эта система представлена центральными периферийными органами. Публичная власть складывается из аппарата управления и аппарата принуждения. К аппарату управления относятся чиновники законодательных, исполнительных, распорядительных и прочих органов, численность которых по мере развития государства растёт. Аппарат принуждения в каждом государстве представлен армией, полицией, органами государственной безопасности и т. д.
2. Исключительное право собирать налоги, выпускать денежные знаки, проводить денежную политику и т. д. Налоги в значительной мере используются на содержание аппарата управления и органов принуждения, а также для выполнения общественных дел.
3. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Государство может ограничить свободу передвижения (выезд за границу) или присвоить себе право лишения свободы и самой жизни граждан. Для выполнения этих функций государство имеет специальные органы - суды, прокуратуру, службу безопасности, полицию. В реализации этих мер применяются оружие, специальные меры устрашения и тюрьмы.
4. Обязательность членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения.
5. Претензия на представительство всего общества, на его защиту. Ни одна другая организация (партии, движения и т. д.) не обладает необходимыми средствами и ресурсами.
6. Выступление в качестве субъекта международного права.
Таковы основные признаки, отличающие государство от других политических организаций и учреждений общества.
Наряду с признаками государства важную роль в выяснении его сущности играют функции. Собственно, сущность всех государств проявляется в их функциях. Функции государства - это основные направления его деятельности. Одна деятельность направлена вовнутрь, другая - вовне, на взаимоотношения с другими государствами, международными организациями. Поэтому все функции государства подразделяются на внутренние и внешние. К основным внутренним функциям относятся следующие:
1) экономическая, суть которой заключается в организации, координации, регулировании экономических процессов. Эту функцию государство выполняет с помощью бюджетной, налоговой, кредитной политики, создания стимулов роста или применения санкций, составления программ экономического развития;
2) социальная функция выражается в заботе о людях как членах общества, особенно о нуждающихся, оказание помощи в удовлетворении потребностей в работе, жилье, поддержании здоровья, отдыхе, образовании и т. д.;
3) политическая функция заключается в защите существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил, обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий;
4) правовая функция подразумевает установление конституционных, правовых норм, обеспечение их реализации, охрану правопорядка;
5) образовательная функция обеспечивает общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также возможности на конкурсной основе бесплатного получения высшего образования;
6) культурно-воспитательная функция выражается в создании условий для удовлетворения культурных запросов людей, обеспечении доступа к культурным ценностям, создании возможности свободного литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.
Основными внешними функциями являются:
1) защита суверенитета и территории;
2) укрепление обороны и обеспечение государственной безопасности;
3) взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной, научно - технической областях с другими государствами;
4) участие в международных проектах освоения космоса, защиты среды обитания, выполнение миротворческих функций и др.
Отмеченные внутренние и внешние функции тесно взаимосвязаны между собой. Внутренняя политика государства, состояние его экономики, научно - технического потенциала, обороноспособности оказывают большое влияние на выполнение внешних функций. В свою очередь, военно-политическая изоляция государства, торговые эмбарго и другие виды внешнего давления могут серьёзно влиять на выполнение внутренних функций государства.
В современной России особую значимость приобрёл вопрос о роли государства в регулировании экономических отношений. В условиях отсутствия частной собственности эта роль проста и понятна - прямое директивное руководство. В условиях развитых рыночных отношений ситуация усложняется. С одной стороны, чем сильнее вмешательство государства, даже если оно носит косвенный характер, например, через хозяйственное законодательство и налоги, тем ниже уровень предпринимательского интереса, меньше желания рисковать капиталом. С другой стороны, вмешательство государства в экономические процессы на уровне общества безусловно необходимо для решения проблем технического перевооружения производства, финансового оздоровления экономики и т. д. Большое значение имеет и выполнение государством других функций.
Обращает на себя внимание то, что осуществление функций, особенно выбор методов их реализации, во многом зависит от типа государства, формы правления, политического режима. Типология государств может проводиться по различным признакам. В марксизме главный критерий типологизации - социально - экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются государства: рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические и др.
Рабовладельческое государство представляет в историческом плане первый тип государства. Оно являет собой безраздельную диктатуру рабовладельцев, защищающую рабовладельческий способ производства. Рабы были несвободными людьми. Им отводилась роль «говорящих орудий труда». Рабовладелец имел право распоряжаться жизнью раба. Феодальное государство защищает феодальный способ производства. Здесь уже феодал не имел права распоряжаться жизнью крепостных, хотя крепостные находились в личной зависимости от феодала. По сравнению с рабовладельческим это государство было более сложным: разросся аппарат управления, выросла численность армии, усложнился процесс судопроизводства, увеличилось количество тюрем и т. д. Буржуазное государство, пришедшее на смену феодальному, характеризуется правовым равенством всех граждан, что отвечает капиталистическому способу производства. Это государство в значительной мере ликвидировало сословность, ввело конституции, провозгласило права, свободы и обязанности граждан, осуществило разделение законодательной, исполнительной и судебной властей. Оно в большей мере, чем предшествовавшее ему феодальное государство, обособилось от общества. Социалистическое государство как новый тип государства, согласно представлениям марксистов, проходит два этапа в своём развитии. На первом этапе оно выступает как государство диктатуры пролетариата, на втором - как общенародное государство. В годы советской власти в отечественной литературе было принято считать, что в СССР и в большинстве стран Восточной Европы государства диктатуры пролетариата переросли в общенародные государства, в орган выражения воли и интересов всего народа, что оно обеспечивает активное участие трудящихся в государственной жизни, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с ответственностью перед обществом. В современной литературе преобладающим является мнение, что государства, которые именовались социалистическими, в действительности во многом являлись диктатурой партийно-государственного аппарата. Для этих государств были характерны сверхцентрализм власти, административный произвол. Эти государства использовали административно - командные методы управления, нарушали права и свободы граждан.
В настоящее время активно обсуждается вопрос о правовом государстве. Впрочем, сам термин «правовое государство» не нов. Его ввёл в науку И. Кант. Идеи же о правовом государстве высказывались ещё в Древней Греции. Рассматривая данное понятие, исследователи связывают его с правом. В то же время было бы ошибочным считать правовым любое государство лишь на том основании, что в нём есть право, закон, ибо сами законы могут быть разными. Для правового государства должно быть характерно не право вообще (такого права в реальной жизни быть не может), а право, которое выражает и защищает интересы общества.
В этой связи заслуживает внимания определение в качестве правового такого государства, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путём, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя, в котором законы, принятые абсолютным большинством граждан, соблюдаются не только гражданами, но и всеми государственными органами и должностными лицами вне зависимости от их ранга, все несут равную ответственность за нарушение законов; организация и функционирование государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей (Прокопов М. В. Политология: Курс лекций. - М., 2000. -С.175). Правовое государство пока является лишь идеалом, в реальности его ещё не существует.
Государства различаются между собой и по формам правления. Форма правления - это порядок формирования высших органов государственной власти, распределение между ними полномочий. Основными формами правления являются монархия и республика.
Монархия (от греч. Мonarchia - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного главы государства - монарха –и передаётся по наследству. В мире существуют два исторических типа монархии: абсолютная и конституционная. Примерами абсолютной монархии являются государства Саудовской Аравии, Катара, Омана. В этих государствах монарх всевластен (он назначает правительство, которое выполняет его волю и ответственно перед ним). Конституционная же монархия - это государство, где полномочия монарха ограничены конституцией. В свою очередь, различают дуалистическую форму правления, при которой монарх наделён исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Марокко) и парламентской, где монарх исполняет только представительные функции (частично - исполнительские).Парламентскими монархиями являются Великобритания, Дания, Испания, Швейцария и др.
Что касается республиканской формы правления, то эта форма является наиболее распространённой в современном мире. Основной особенностью республик является формирование высших органов государственной власти на выборной основе. Различаются президентская и парламентская республики. В президентской республике президент избирается независимо от парламента на основе всеобщего, прямого и тайного голосования. Он является одновременно главой правительства и премьер - министром, осуществляет подбор министров и контроль за их деятельностью. Он обладает широкими полномочиями в системе политического управления. В то же время парламент имеет солидные возможности контроля за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопредложений. Парламентская республика отличается от президентской наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров победившей партии и несёт ответственность перед парламентом. Парламентская республика менее распространена, чем президентская, и существует сегодня в Италии, Германии, Индии, Швейцарии, Турции, Австрии и в некоторых других странах.
Характеристика государства включает в себя и форму государственного устройства. Форма государственного устройства - это административно - территориальная организация государства, а также система взаимоотношений центральных и региональных органов власти. По форме устройства государства подразделяются на унитарные и федеративные. Если законодательные функции всецело принадлежат центру, то государство считается унитарным, если территориальные единицы вправе принимать свои законы - государство является федеративным. Кроме того, может быть конфедеративное устройство.
Унитарное государство - это единая, политически однородная организация, состоящая из административно - территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью. В нём действует единая конституция; существуют единая система высших органов государственной власти, управления и права; единое гражданство, единая судебная система.
Имеются две разновидности унитарного государства: децентрализованные и централизованные. К децентрализованным относятся такие государства, в которых региональные органы формируются независимо от центральных органов, поэтому юридические отношения между ними строятся на началах децентрализации (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). К централизованным относятся унитарные государства, в которых подчинение региональных органов центру осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра (Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
Федерация - форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладающих определённой политической самостоятельностью, образует одно союзное государство. Федерация отличается от унитарного государства тем, что входящие в неё государственные образования (штаты, провинции, кантоны, республики и т. п.) обладают определённой самостоятельностью и имеют собственное административно - территориальное деление. В литературе называются критерии, которым должна отвечать любая федерация. Это: исключительное право федерального правительства на осуществление внешней политики; отсутствие права одностороннего выхода из союза у входящих в него государств; использование власти центральным правительством без прямого одобрения государств - членов федерации; отсутствие у союзного правительства права на одностороннее изменение границ государств - членов; изменение союзной конституции только с согласия членов федерации; наличие двухпалатного парламента с равным представительством каждого из государств – членов, по крайней мере в одной из палат; наличие двойной системы - судебной, правовой, гражданства и др.; разделение власти и полномочий союзного государства и государств - членов. К федеративным государствам относятся Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Бразилия, Индия, Канада, Россия, США, ФРГ, Швейцария и др.
О том, как устроено государство на федеративных началах, покажем на примере России. По Конституции 1993г. Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. В составе Российской Федерации - 89 субъектов федерации. Среди них 21 республика, 6 краёв, 49 областей,2 города федерального значения (Москва и Санкт - Петербург), одна автономная область (Еврейская), 10 автономных округов. Все субъекты России равноправны. Народы, населяющие Россию, имеют право на самоопределение. Это означает, что они могут самостоятельно изменять формы своего политического устройства (в рамках федеральной Конституции), но права выхода (сецессии) из состава России не имеют. Особенностью федеративного устройства России является то, что республики в отличие от других субъектов федерации рассматриваются как государства и имеют свои конституции. Остальные субъекты федерации конституций не имеют. Они принимают свои уставы, но, как и республики, имеют собственное законодательство.
Неотъемлемой частью Российской Федерации является Республика Бурятия. С 30 мая 1923г. Бурятия имела статус автономии. 8 октября 1990г. был провозглашён государственный суверенитет республики, с 27 марта 1991г. она стала называться Республикой Бурятия. В соответствии с Федеративным Договором, Конституцией Российской Федерации, принятой в 1993г., Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации, государством в её составе. Новая Конституция Республики Бурятия, принятая 22 февраля 1994г., закрепила этот статус и в статье 1 записала, что «Республика Бурятия есть суверенное демократическое государство в составе Российской Федерации».
Субъекты федерации, заключая Договор о разграничении компетенции, часть полномочий отнесли в ведение Российской Федерации. В их числе федеральное устройство и территория РФ; установление правовых основ единого рынка; финансовое, кредитное, таможенное регулирование; внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; оборона и безопасность и др.
Часть полномочий отнесена к совместному ведению республик. Так, к совместному ведению Республики Бурятия и Российской Федерации отнесены вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей и др.
Многие полномочия находятся в ведении Республики Бурятия. Это - законодательство республики; территория и административно-территориальное устройство республики; установление системы республиканских органов власти, порядок их организации и деятельности, формирование государственных органов республики, обеспечение деятельности органов местного самоуправления; государственная собственность Республики Бурятия; республиканский бюджет, республиканские и местные налоги; государственные награды и почётные звания Республики Бурятия и др. ( Конституция Республики Бурятия.- Октябрь 1995г. - С. 18-21).
Государственную власть в Республике Бурятия осуществляют Президент (он является главой республики, её исполнительной власти и председателем правительства), Народный Хурал (парламент Республики Бурятия является представительным и законодательным органом республики) и суды Республики Бурятия. Полномочия органов государственной власти республики и их взаимодействие устанавливаются Конституцией и законом Республики Бурятия.
Итак, нами была рассмотрена форма государственного устройства Российской Федерации, её взаимоотношение с республиками (в частности с Республикой Бурятия).
Кроме унитарного и федеративного государственного устройства, может существовать и конфедеративное. Конфедерация - это постоянный союз суверенных государств, созданный для решения общих, преимущественно внешнеполитических целей. Центральные органы конфедерации не обладают прямой властью над входящими в её состав государствами, решения этих органов осуществляются только с согласия институтов власти каждого из членов союза.
Примером конфедерации в прошлом могут служить США в 1776-1787гг., Швейцария до 1848г., Германский союз в 1815-1867гг. В настоящее время Швейцария официально именуется Швейцарской конфедерацией, но реально по своему территориально-политическому устройству она принадлежит к числу федераций. Некоторые черты конфедерации прослеживаются ныне в Европейском сообществе, в котором создано общее экономическое пространство, а также надгосударственные органы (Европарламент), осуществляется координация политики.