Политическая система общества: Учеб. пособ

Автора: , | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342

Государство и гражданское общество

Пути формирования гражданского общества в России

Важным вопросом данной темы является выяснение сущности гражданского общества, его соотношения с понятием государства. Следует отметить, что термин «гражданское общество» восходит к периоду античности. У античных мыслителей это понятие отождествлялось с понятиями «государство», «политическое сообщество». Все эти три понятия выступали в качестве синонимов и взаимозаменяемых терминов. Они охватывали все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, образование, художественную культуру и т. д. Быть членом политического общества означало быть гражданином - членом государства, и тем самым обязанным жить и действовать в соответствии с его законами и без нанесения вреда другим гражданам. «Тот, кто не способен вступить в общение, - говорил Аристотель, - или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чём, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством». Это свидетельствует о том, что сколь бы значительным ни был человек, он всецело зависел от государства - полиса то есть, имело место тождество частного и общественного. Подход о слитности общества и государства в почти неизменном виде сохранился вплоть до XVIIв.

Переход к капитализму ознаменовался вызреванием гражданского общества и соответственно выявлением различий между ним и сугубо государственными институтами. Основу этого процесса составили: формирование идеи личности с особыми и неотъемлемыми правами и свободами, а также интересами, которые могут не совпадать с интересами общества; осознание факта противоречий и конфликтов между обществом и государством; постепенное вызревание институтов, ценностей и идей гражданского общества, а также мира политического как самостоятельной подсистемы социума и т. д. Не случайно уже Дж. Локк (1632-1704) различает общество и государство. Общество, по его мнению, спонтанно функционирует упорядоченным образом и может существовать даже в естественном состоянии, а государство является политической организацией и продуктом политического договора. Общество предшествует государству, оно существует «по природе», государство же - «новое тело». Если каким-либо образом правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правилами. В обществе каждый индивид обладает неотъемлемыми правами, на которые не должен посягать ни один правитель. Сувереном является совокупность индивидов, а не Божьей милостью монарх. Для Локка целью государства является защита частной собственности, обеспечение мира, гарантированное выживание индивида. Но оно не должно руководить торговлей и индустрией. Ему также не следует заниматься социальной политикой, например, уравнивать личные доходы и помогать бедным.

Проблеме соотношения гражданского общества и государства большое внимание уделяли Г. Гегель и К. Маркс. Следует отметить, что Гегелю принадлежит главная заслуга в разработке концепции гражданского общества и его взаимосвязи с государством. По мнению Гегеля, областью действия гражданского общества являются частные интересы, а сферой действия государства - общие интересы. Гражданское общество - особая стадия диалектического движения от семьи к государству в процессе длительной трансформации, от средневековья к Новому времени. Гражданское общество составляет комплекс частных лиц, классов, групп, корпораций, сословий, институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые прямо не зависят от государства. Гегель считал, что общество не может являться «гражданским» до тех пор, пока оно не управляется политически под присмотром государства. Ведь в нём постоянно одни интересы сталкиваются с другими, это - поле боя. Лишь верховная публичная власть - конституционное государство - может эффективно справиться с его несправедливостями и синтезировать конкретные интересы в универсальное политическое сообщество. Что касается К. Маркса, то он вслед за Гегелем рассматривал гражданское общество как результат исторического развития, а не как данное природой состояние. При этом, по его мнению, как гражданское общество, так и государство характеризуются особыми формами и отношениями производства, классового разделения и классовой борьбы и защищаются соответствующими политико-правовыми механизмами. Причем они имеют преходящий характер, поскольку порождают пролетариат - могильщика буржуазного общества. Кстати, термин «гражданское общество» в работах К. Маркса звучит как «буржуазное общество». В большинстве случаев в марксистских текстах гражданское общество рассматривается как совокупность всех материальных (экономических) отношений - как сфера материальной жизни. К. Маркс не уделял должного внимания таким элементам гражданского общества, как домохозяйства, добровольные ассоциации, средства массовой информации, школы, больницы и т. д. Вместе с тем следует отметить, что классики марксизма в некоторых работах под гражданским обществом понимали «определённый общественный строй, определённую организацию семьи, сословий и классов, а его официальным выражением считали «определённый политический строй» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 27. - С. 402).

Итак, в чём же состоит единство и что различает государство и гражданское общество?

Единство государства и гражданского общества состоит прежде всего в том, что они являются частями неразрывного целого. Этим целым выступает общество как единый организм. Одну часть составляет социально - экономическая и духовная сферы, другую - политическая сфера жизни. Причём гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт обеспечивает условия бытия и функционирования гражданского общества. Важно также отметить, что государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие.

Единство государства и гражданского общества выражается и в обеспечении прав личности. Гражданское общество обеспечивает права человека, государство - права гражданина. В обоих случаях речь идёт о правах личности: в первом случае о её правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д., а во втором - о политических правах. Личность, её право на самореализацию выступают в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства.

В то же время государство и гражданское общество отличаются друг от друга. Государство - это форма политической организации общества. Общество же - это система связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности. В гражданском обществе эти отношения и связи приобретают новое качество. Они базируются на развитых формах самоорганизации и саморегуляции. Высшей ценностью гражданского общества признаются человек, его права и свободы. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых и региональных интересов, государство же - область выражения и защиты общих интересов. В гражданском обществе преобладают горизонтальные, координационные связи, отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными равноправными партнёрами. В структурах государства доминируют связи соподчинительные, иерархические, вертикальные.

Гражданское общество и государство различаются своим внутренним строением, выполняемыми функциями. Поскольку структура и функции государства были нами рассмотрены, остановимся на структуре и функциях гражданского общества.

Из каких же элементов состоит гражданское общество? В экономической сфере такими элементами являются: мелкие частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создаваемые по собственной инициативе; в социальной - семья, органы самоуправления (по месту жительства, работы, учёбы), политические партии, профессиональные, женские, молодёжные и другие общественные организации, негосударственные институты исследования общественного мнения; в сфере духовной - негосударственные институты (например церковь) и средства массовой информации, позволяющие реализовать свободу совести, мысли и слова, добровольные научные, творческие и т. п. объединения. Сюда относятся также обычаи, традиции, нравы.

Таким образом, структура гражданского общества представляет собой широкую сеть различных добровольных организаций граждан, их ассоциаций, лоббистских и иных групп, муниципальных коммун, благотворительных фондов, клубов по интересам, кооперативных объединений, общественно - политических, религиозных и иных организаций и союзов. Все они выражают самые различные социальные интересы во всех сферах жизни общества. Через эти элементы гражданское общество обеспечивает права человека на жизнь, свободу, стремление к счастью и т. д.

В основе любого гражданского общества независимо от специфики той или иной страны лежит ряд общих идей и принципов. К ним относятся: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения, конкуренция; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надёжная юридическая защищённость личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие оппозиции; 7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) гражданский мир, партнёрство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни населения.

Гражданское общество выполняет ряд важных социальных функций.

1. Оно обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

2. Создаёт и развивает на базе гражданского общества механизмы общественного самоуправления.

3. Защищает их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым способствует формированию и упрочению демократических органов государства. В этих целях использует активное участие в избирательных кампаниях и референдумах, в акциях протеста и т. д.

4. Через свои институты и организации добивается обеспечения реальных прав человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах.

5. Выполняет функцию социального контроля за отношениями к своим членам. Оно заставляет индивидов соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

6. Осуществляет коммуникационную функцию: через свои институты и организации информирует государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства.

7. Выполняет стабилизирующую функцию: создаёт прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

(Агафонов Ю. А., Визнер С. В.,Самыгин С. И., Шило С. И., Щербакова Л. И. Основы политологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - С.156).

С учётом отмеченных характеристик гражданское общество можно определить как систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей (Гаджиев К. С. Введение в политическую науку.- М.,1997. - С.62).

Большинство развитых стран Запада называет себя гражданскими обществами. Так записано в их конституциях. Главным критерием служит рынок со всеми его атрибутами. Однако идеала в этом деле они также не достигают в силу ряда социальных изъянов и недостатков (преступность, безработица, внутренние конфликты, случаи нарушения прав человека и т. д.). Но по основным параметрам эти страны всё же отвечают условиям и требованиям гражданского общества.

Рассматривая гражданское общество, необходимо отметить, что оно предполагает правовое государство. Как, впрочем, правовое государство предполагает гражданское общество. Так что же такое правовое государство?

Сам термин «правовое государство» не нов. Его ввёл в науку И. Кант. Идеи же о правовом государстве высказывались ещё в Древней Греции. В последней трети ХХ в. во многих странах мира сложилось государство с особыми признаками, которые в совокупности характеризуют его как правовое государство. В самом словосочетании кроется определённый смысл: сначала на первом месте стоит право, на втором - государство. В социально - политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Это основополагающий принцип. Нерушимость его закрепляется в Конституции (Основном законе) и распространяется на все прочие законы и другие нормативные акты. Этот главный принцип правового государства (верховенство закона) предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону самого государства и его органов, должностных лиц, других организаций, граждан.

Правовое государство отличается от неправового и качеством самого закона. Он должен быть гуманным, справедливым, закреплять неотъемлемые права каждого человека на жизнь и на свободу, защиту от произвола со стороны государства, личную неприкосновенность, на независимый суд, тайну переписки и другие личные права, которые даны человеку не государством, а от его рождения являются неприкосновенными и священными.

Правовое государство признаёт автономию личности по отношению к себе, исключает возможность превращения гражданина в своего верноподданного, в свою собственность и рассматривает личность наряду с государством как равную себе. Именно поэтому личность становится защищённой от власти. Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, охрана и гарантированность интересов человека - важные принципы правового государства.

Таким образом, основными принципами правового государства являются следующие:

- верховенство права (закона) в обществе;

- реальность прав и свобод граждан;

- разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- взаимная ответственность государства и личности;

- высокий уровень правосознания и культуры в обществе;

- наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права.

Рассмотрение правового государства лишний раз подтверждает наличие неразрывной связи этого понятия с понятием гражданского общества. Действительно, связь между ними жёстко детерминирована, Ведь государство – форма организации общества. Связь эта выражается и в одновременности их формирования.

Каковы же пути формирования гражданского общества в России? Строительство гражданского общества - одна из главных целей российских реформ. В ходе их реализации сделаны заметные шаги на пути к такому обществу. Это выразилось прежде всего в признании и начале образования различных форм собственности. В настоящее время в России существуют частная, государственная, муниципальная и другие формы собственности. К сожалению, в результате махинаций при проведении реформ значительная часть наиболее выгодных перспективных предприятий и других объектов оказалась в руках нечестных людей. Большое значение имеет признание естественных прав человека, свободы личности. В Конституции Российской Федерации 48 статей (17-64) посвящены правам человека и гражданина. В статье 17 записано: « В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». В этой связи уместно заметить, что советские конституции содержали критику индивидуальной свободы, они допускали ограничения и даже полный запрет этих свобод, если они были несовместимыми с социалистическими принципами. В ныне действующей конституции свободы в либеральном смысле (экономические свободы), демократическом (участие в государственных делах) и социальном (свобода от нищеты) признаются высшей конституционной ценностью.

Заметным шагом на пути к гражданскому обществу является разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную. Создание системы сдержек и противовесов в отношениях между властями (двухпалатный парламент, право вето на законопроекты, принятие Думой бюджета, утверждение кандидатур высших правительственных чиновников, предлагаемых президентом, Конституционный суд, импичмент).Эти и другие механизмы внешнего взаимного контроля препятствуют образованию властной монополии. Хотя сегодня в России наблюдается тенденция аккумуляции всё большей власти у президентской администрации и местной бюрократии.

В процессе реформирования политической системы осуществляется переход от формального федерализма к реальному. Стержнем советского федерализма было «государство - партия» с централизованной командно - административной системой управления. Сегодня в России реальные права субъектов федерации - объективная действительность, хотя многие его принципы, зафиксированные в Конституции, остаются на бумаге. Изменилась также конституционная основа политической институционализации общества. Её в России ныне составляет принцип политического и идеологического плюрализма (ст. 13 Конституции РФ). Гражданскому обществу чужд политический и идеологический монополизм, подавляющий инакомыслие и не допускающий никакой идеологии, кроме официальной, государственной. Утвердился принцип многопартийности. Стало достоянием истории положение, когда в обществе была только одна партия - партия власти (КПСС), никакой иной быть не должно. В настоящее время в обществе существует легальная оппозиция.

Важной частью политической модернизации страны является отмена цензуры и информационных привилегий (образовательные, контакты с зарубежными странами, эксклюзивная информация, закрытые фонды библиотек), что привело к плюрализации общественного мнения. Однако информатизация общества и концентрация СМИ привели к появлению в России информационных центров власти под олигархическим контролем.

Становление в России гражданского общества во многом зависит от того, как скоро будет создана его прочная социальная основа. «Основа же гражданского общества и стабильности конституционного строя, - говорится в президентском послании Федеральному Собранию 1998г., - масштабный и устойчивый средний класс»

Но пока такой класс не сложился, прослойка его весьма тонка, в то время как он должен быть «гегемоном» общества, занимать в нём преобладающий удельный вес. Следовательно, процесс построения гражданского общества - это трудный и длительный период формирования указанного класса. К тому же надо иметь в виду, что в России гражданское общество будет формироваться с учётом отечественной специфики, сложившихся культурно - исторических традиций, таких как православие (при полном уважении других религий), соборность, патриотизм, жертвенность, сопереживание, приверженность моральным ценностям, стремление к коллективным формам жизни, национальному согласию, социальной справедливости.

В любом случае гражданское общество - это развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно высоким уровнем жизни людей. Становление такого общества - магистральная и долговременная задача россиян.

Итак, рассмотрение темы государства позволяет сделать следующие выводы. Государство является основным элементом политической системы общества, особая форма организации политической власти, характеризующаяся определённой территорией, населением, обладающая суверенитетом, монополией на легальное применение силы, физического принуждения и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Существуют различные типы государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое). Различаются государства по формам правления (по способу организации верховной государственной власти, принципам взаимоотношений её органов, степени участия населения в их формировании: республика и монархия) и формам государственного устройства (по административно - территориальной организации государства, взаимоотношению центральных и региональных органов: унитарное, федеративное и конфедеративное).

Правовое государство - это такое государство, в котором верховенство принадлежит закону, принятому демократическим путём. В нём не только провозглашаются, но и обеспечиваются права и свободы личности. Гражданское общество включает в себя систему социальных связей, в которой формируются и реализуются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и иные интересы людей.

Выделение отмеченных принципов позволяет считать, что правовым является такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путём, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя, в котором законы, принятые абсолютным большинством граждан, соблюдаются не только гражданами, но и всеми государственными органами и должностными лицами вне зависимости от их ранга, все несут равную ответственность за нарушение законов, организация и функционирование государственной власти осуществляется на основе принципа разделения властей.