Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
Попытки выяснить суть и природу политического лидерства, его роль в организации общественной жизни уходят в глубь веков, которые не прекращаются и сегодня. Свое начало они берут у культа героев мифологии. Этой проблемой занимались мыслители Древнего Востока, античные историки и философы, в частности, Геродот, Плутарх, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, мыслители Средневековья, Нового и Новейшего времени.
Политическое лидерство стало одним из основных вопросов всех элитарных теорий от Макиавелли до его современных последователей и критиков. Идет речь о персонификации власти, авторитете и влиянии, определении и выражении общих интересов и др.
Отправным пунктом для понимания социальной природы политического лидерства является осознание того, что лидерство являет собой процесс сложного взаимодействия между людьми в социальных системах и вырастает из потребности их общей деятельности в организации и руководстве, основанных на авторитетно-легитимном навязывании воли и подчинения. Содержание понятия лидерства составляют такие важные признаки:
* общая солидарная деятельность людей;
* наличие общих интересов и общей цели;
* преобладание носителя авторитета в качествах и полномочиях.
Лидерство - это результат персонификации идентифицированных групповых и общественных интересов.
Если попытаться кратко определить политическое лидерство, то можно сказать, что оно являет собою основанный на авторитете персонифицированный способ самоорганизации общественной жизни.
Политическое лидерство (от англ. Leader - ведущий, руководитель) - процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого наделенные реальной властью авторитетные люди осуществляют легитимное влияние на общество (или его часть), которая добровольно отдает им часть своих политико-властных полномочий и прав.
В современной политологии существует и ряд других определений политического лидерства:
политическое лидерство - это власть, которая осуществляется одним или несколькими индивидами с целью побуждения членов общества к действиям;
* это отношения между людьми в процессе общей деятельности, в ходе которой одна сторона обеспечивает доминирование своей воли над другими;
* это постоянное легитимное влияние властных лиц на общество, организацию или группу;
* это особого вида предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке, при котором политические предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы, решения общественных задач и предлагаемые способы их реализации на руководящие должности;
* это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.
Эти определения, характеристики политического лидерства позволяют с разных сторон подойти к рассмотрению феномена политического лидерства, получить о нём более полное представление. Этой же цели служат и выделяемые политологами признаки политического лидерства. К ним относятся:
* постоянное влияние на окружающих;
* политическое влияние должно быть всеобщим и распространяться на всех членов руководимой общности;
* закрепление лидерства в определённых нормах, правилах, привилегиях, полномочиях.
Политическое лидерство возникает и функционирует как объективно - субъективный процесс. Объективность лидерства обусловлена социальными причинами его возникновения и развития, местом и ролью в организации жизни общества. Оно диктуется необходимостью упорядоченности и руководства отдельных элементов социальной системы для обеспечения их нормального функционирования и развития. Вместе с тем лидерство неразрывно связано с определённым субъектом, собственно с личностью лидера. Конкретная личность становится субъектом лидерства благодаря своим личным качествам, авторитету («харизме») и добровольному признанию и подчинения со стороны других с целью реализации общего интереса.
Сам термин «лидер» дословно означает - ведущий, руководитель. По традиционному определению, политический лидер - это влиятельный участник политического процесса, который независимо от формального статуса стремится и обладает способностью консолидировать людей, направить их на достижение выдвинутых им общих целей. Он может возглавлять государство, большую социальную или социально - политическую общность, политическую партию, общественно - политическое движение, общественно - политическую организацию. Положение лидера обязывает ко многому, ведь его авторитет, политические и личностные качества строго оцениваются людьми и в значительной мере обусловливают успех политической деятельности.
Понятие политического лидерства имеет два аспекта: формальное - - должностной статус, связанный с формальным занятием должности, и реальное лидерство, не связанное с занятием формальной позиции в группе. Известно, что некоторые лидеры вовсе не занимают позиций «на вершине», а некоторые из тех, кто занимает высшие должности, не являются лидерами. Например, в Великобритании королева не является политическим лидером, равно как и президент ФРГ. В СССР Генеральный секретарь ЦК КПСС был политическим лидером не только в партии, но и в стране в силу того, что начиная со Сталина он постепенно признавался как главное лицо, принимающее решения.
Формальное положение и реальное лидерство - эти два понятия частично перекрывают друг друга, но не совпадают полностью, но практически почти всегда оказывают влияние друг на друга, поскольку лидером становятся, достигнув определённого положения.
Для более глубокого понимания проблемы политического лидерства обратимся к истории поиска её решения. Как уже отмечалось, эта проблема была в центре внимания исследователей на протяжении многих столетий. В результате сформировалось несколько основных теоретических подходов в понимании сущности и происхождения лидерства. Это - теория элит, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей, психологическая теория.
Теория элит (К. Бирд, Э. Богардус, Р. Стогдилл, Т. Хилтон и др.) объясняет природу политического лидерства выдающимися индивидуальными чертами человека, которые рано или поздно приводят её к власти. Среди этих специфических черт - развитый интеллект, сила воли, целеустремлённость, организаторские способности, компетентность, общительность, чувство юмора, уверенность, дружелюбие и др. Социологами выделяется от 80 до 250 качеств лидера.
Ситуационная теория (В. Дилл, Т. Хилток, А. Голднер и др.) обосновывает идею зависимости поведения лидера от социальных условий. В различных ситуациях выделяются отдельные люди, которые превосходят других по крайней мере в одном каком - то качестве. Поскольку именно эти качества, черты оказываются необходимыми в данный момент, человек, ими обладающий, становится лидером. «Нет сомнения, - пишет Ю. Дженнигс, - что если ситуация созрела для Наполеона, то Наполеон созрел для ситуации. Великие события - всегда свобода между человеком и временем. Великий лидер «чувствует» ситуацию и знает, как позволить ей развиться до точки, когда он может её использовать. Величайшие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свой актив. Ситуации могут быть созданы силой великого лидера в той же мере, в какой слабый лидер может быть создан силой ситуации» ( Ашин Г. К. Лидерство: социально - политические и психологические аспекты // Политика: проблемы теории и практики. - М., 1990. Вып.7. Ч.2.).Вместе с тем необходимо отметить, что личность, являющаяся лидером в одной ситуации, совсем необязательно будет им в другой. Итак, согласно ситуативной теории, лидер появляется в определённых условиях места, времени и обстоятельств. Ограниченность этой теории состоит в том, что она недостаточно отражает активность лидера, его способность переломить ситуацию, раньше других заметить новые, прогрессивные тенденции и использовать их.
Теория определяющей роли последователей. В ней политическое лидерство рассматривается как особые отношения между лидером и ведомыми. Последователи - это политические активисты, другие - чётко определившиеся приверженцы лидера, а также те, кто взаимодействует с ним, оказывает на него влияние. Последователи рассматриваются как центральный, доминирующий компонент лидерства. «Тайна лидера» не в нём самом, а в психологии, запросах его последователей или в социальной среде функционирования лидерства. Если последователи лидера - авторитарно или, напротив, демократически ориентированные люди, лидер всё равно будет подстраиваться под них, обеспечивая поддержку своей деятельности. Последователи активно воздействуют на лидера. Они оценивают его возможности, организуют кампании в его поддержку. Особенно велика роль в этом политических активистов, которые выступают «приводным ремнём», связывающим лидера с массами, т. е. «делают» лидера. Сторонники этой теории считают влияние ведомых на лидера негативным. Последователи превращают лидера в марионетку, действующую по их указаниям.
Вместе тем данная концепция, трактующая лидера как выразителя интересов последователей, плохо работает при объяснении инноваций, самостоятельности и активности лидера. История свидетельствует о том, что некоторые весьма важные действия руководителей идут вразрез с интересами и ожиданиями приведших их к власти социальных слоев и сторонников. Так, например, Сталин примерно за два десятилетия своего руководства страной почти полностью уничтожил большевиков, ранее приведших его к власти, а заодно и больше половины собственной партии.
Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что взаимодействие лидера и его последователей следует рассматривать как обоюдонаправленное, с двусторонним движением. Причем, лидеры могут в значительной мере менять свою социальную опору. Самостоятельность лидера по отношению к последователям прямо зависит от характера политического строя, от степени концентрации власти в руках руководителей и от политической культуры общества в целом.
Психологические теории. Среди них выделяются теории З. Фрейда, теория Г. Лебона, теория Э. Фромма и Т. Адорно.
Теория З. Фрейда. Истоки лидерства коренятся в человеческой психике. З. Фрейд объяснял лидерство неосознанным стремлением индивида господствовать над другими. В психоанализе З. Фрейда это стремление именуется «либидо». Он выделил две категории индивидов по критерию их отношения к лидерству: те, кто стремятся к власти, и те, кто ощущают внутреннюю потребность в подчинении, в чьём - либо покровительстве. По Фрейду, потребность в авторитете живёт в «массовом» человеке как выражение тоски по отцу; великие лидеры стараются использовать эту потребность, чтобы вести за собой массы.
Теория Г. Лебона. Французский исследователь психологии масс Г. Лебон разделил народ на лидеров и массу. По его мнению, лидеры могут всё, достаточно только им научиться владеть психологией масс. Толпа всегда ищет вождя и сама, как считает Г. Лебон, стремится к подчинению. Из этого можно сделать вывод: значение лидеров в общественной жизни учёный сильно преувеличивает, а роль толпы, наоборот, - недооценивает.
Теория Э. Фромма и Т. Адорно. По мнению Э. Фромма и Т. Адорно, индивиды, для которых власть является внутренней инстинктивной потребностью, при определённых социальных условиях превращаются в авторитарных вождей. Такая личность - лидер формируется чаще всего в обществах, что охвачены системным кризисом, вследствие которого создаётся атмосфера отчаяния и тревоги. В этих условиях народ ищет спасителя и готов доверить ему свою судьбу. Авторитарный лидер стремится подчинить себе все структуры гражданского общества. Для авторитарной личности власть является психической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов посредством навязывания своей воли другим людям. Обладание безграничной властью над другими людьми, их полное подчинение доставляет такому человеку особое наслаждение. Оно является формой своеобразного садизма. Одновременно авторитарная личность имеет и мазохистские черты, поскольку при столкновении с превосходящей силой оно восхищается и поклоняется ей. Слабость же других вызывает у неё презрение и желание унизить их. Такая личность иррациональна, склонна к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии.
Таким образом, мы рассмотрели несколько теорий политического лидерства. Их значительно больше. Создать единую универсальную теорию лидерства, видимо, невозможно, потому что это явление чрезвычайно многообразно по своему проявлению и функциям, зависит от типов политических систем, особенностей лидеров и их последователей и других факторов.
Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагает и многообразие его типов. В политической литературе встречаются различные классификации лидерства.
Одна из наиболее известных типологий лидерства, считающаяся классической, принадлежит М. Веберу. М. Вебер в зависимости от способов легитимизации власти выделяет три типа лидеров - традиционный, рационально - легальный и харизматический. В основе традиционного лидерства - вера в святость традиций, вера подчинённых в то, что власть является законной, поскольку была всегда. Лидер в этом случае является носителем традиции, хранителем и знатоком ритуалов. Харизматическое лидерство базируется на вере подданных в исключительный талант, дар, способности лидера, который, по мнению народа, призван выполнить определённую заранее намеченную миссию. Рационально - легальное, или бюрократическое, лидерство осуществляется через демократические процедуры путём наделения лидера полномочиями, которые ограничиваются законодательством и контролируется избирателями.
В зависимости от того, каким способам изменения политической и социальной действительности отдают предпочтение лидеры, их подразделяют на реформаторов, революционеров и консерваторов. Лидер - реформатор избирает эволюционный путь изменения действительности, стремится сохранить созданное в прошлом, опирается на традиции. Лидер - революционер отрицает существующие в обществе базовые ценности и ориентируется на создание принципиально новой социальной системы. Лидер - консерватор считает, что существующий общественный строй является наиболее рациональным, и его он стремится сохранить и укрепить.
Существуют и другие классификации лидеров:
1) по содержанию деятельности: лидер - вдохновитель и лидер - исполнитель; 2) по характеру деятельности - универсальный лидер и ситуационный лидер; 3) по направлению деятельности - эмоциональный лидер и деловой лидер; 4) по стилю руководства - авторитарный лидер и демократичный лидер; 5) по отношению к существующей социальной структуре - лидер «функциональный», стабилизирующий, способствующий её развитию, и лидер «дисфункциональный», стремящийся её разрушить.
Интересную классификацию политических лидеров предложил американский политолог М. Херманн:
- лидер - «знаменосец»; он определяет цели и указывает направление своим сторонникам и увлекает их за собой;
- лидер - «коммивояжер» - смысл своей деятельности он видит в выражении и удовлетворении интересов своих последователей;
- лидер - «марионетка» - им руководят его сторонники;
-лидер-«пожарник» - его руководство возникает в ответ на то, что происходит в окружающей действительности; он ориентируется на насущные требования момента, его действия определяются конкретной ситуацией.
Приведём ещё одну типологию лидерства, предложенную Дж. Фарбером. Проанализировав стиль поведения американских президентов, он выделил четыре возможных стиля реализации лидерских обязанностей:
- активно - позитивный стиль, ориентированный преимущественно на продуктивную деятельность, рациональное понимание лидером своих обязанностей и способностей, круга своих возможностей;
- активно - негативный стиль, ориентированный на удовлетворение собственных амбиций, самолюбия, тщеславия;
- пассивно - позитивный стиль, ориентированный на сохранение лидером своих прежних ценностных ориентации, представлений, которые заставляют лидера принимать политические решения в рамках существующих традиций;
- пассивно - негативный стиль предусматривает минимальное выполнение лидером своих обязанностей в пределах существующей системы мнений и отношений, для такого лидера характерно или перепоручение ведения дел своему окружению, или принятие импульсивных, непродуманных решений.
Большое значение имеет реализация типологии по масштабу лидерства. Различают лидеров общенационального, регионального и местного уровней, а также лидеров определённых классов, групп, этнических общностей.
Как правило, «чистые» типы лидеров встречаются редко; у каждого из них в определённых пропорциях соединяются черты нескольких разновидностей лидерства. Но доминирование в их поведении определённых качеств позволяет отнести их к определённому типу. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется богатством направлений их деятельности, широким кругом решаемых задач, иначе говоря, многообразием и сложностью выполняемых функций.
Какие же социальные функции по управлению обществом выполняет лидер? Американский политолог Р. Такер выделяет три функции политического лидера.
1. Диагностическая функция, которая сводится к постановке диагноза, когда лидер изучает ситуацию, оценивает её, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. Такер отмечает, что в своей деятельности лидер может опираться на помощников, советников, экспертов, но оценку даёт он сам, он сам ставит диагноз ситуации.
2. Директивная функция, т. е. функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как конкретно следует предпринять в тот или иной момент, чтобы решить ту или иную общественную проблему.
3. Мобилизующая функция, состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей. Здесь многое зависит от умения и способностей политического лидера войти в контакт с широкими массами, убедить, вдохновить, привлечь на свою сторону тех, кто не определился.
Что же касается более конкретной, содержательной характеристики функций лидера, то к ним можно отнести следующие: 1) интегративную, направленную на поддержку целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия, единства политических сил, сплочённости всех социальных групп; 2) новаторскую, означающую внесение лидером новых конструктивных идей социального развития общества; 3) коммуникативную, направленную на отражение всей гаммы потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности; 4) организаторскую, требующую мобилизации народа на претворение политических программ, решений в жизнь, формирования кадров и консолидации сторонников реформы; 5) координационную, являющуюся продолжением организаторской и направленной на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований - институтов и органов власти, а также практических исполнителей решений.
Рассмотрев функции лидеров, остановимся на характеристике лидерства в России. Развитие института политического лидерства в России делает только первые шаги в условиях становления демократической политической системы. Здесь в процессе становления лидерства можно выделить ряд типов, связанных с деятельностью первых должностных лиц страны. Если использовать типологию М. Вебера, в России долго доминировал традиционный тип лидерства: монарх - самодержец, власть которого передавалась по наследству.
В советской и постсоветской России персонифицированные формы власти олицетворяют вожди. Вождизм представляет собой феномен подданнической политической культуры, культуры тотальной зависимости населения от власти. В этих условиях общество отождествляется с государством, политика - с идеологией, воля вождя - с волей народа, с историей.
В современных условиях, казалось бы, многие признаки персонифицированной власти в России трансформировались из вождизма в политическое лидерство. Так, легитимность президента страны приобретает рационально - легальные черты: она формируется на всеобщих выборах; результаты свободного волеизъявления признаются всем обществом; деятельность лидера опирается на Конституцию; разделение властей и наличие наряду с президентом как главы высшей исполнительной власти представительных органов в лице парламента и т. д.
Однако изменились преимущественно внешние атрибуты личной власти, правила её формирования. В действительности концентрация в руках Президента такого объёма законодательных, исполнительных и представительских полномочий (не считая военных), отсутствие реальных правовых рычагов контроля за его деятельностью сохраняют вождизм как сущность персонифицированной власти, хотя и облеченной в цивилизованную форму. В России политические лидеры слабо осуществляют свои функциональные обязанности, к которым относятся прежде всего выработка стратегии развития, интеграция масс вокруг общих целей и ценностей, осуществление взаимодействия власти и общества, защита общества от беззакония и самоуправства бюрократии и т. д. Они заняты преимущественно тем, что реагируют на уже свершившиеся события. Политические лидеры России ориентируют себя на власть, на удовлетворение преимущественно своих личных потребностей. При отсутствии собственной социальной базы целью их политической деятельности оказывается укрепление верховной власти, концентрация политического господства. Всё это является следствием того обстоятельства, что политика в нашей стране - ни в советском, ни в современном российском обществе - никогда не была профессией. Именно поэтому в политике царят дилетантизм и элементарная политическая неграмотность, а как следствие - изобилие политических ошибок и конфликтов. Остаётся надежда, что с приходом к руководству в России В. В. Путина проблема лидерства будет решаться более успешно.