Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
В процессе исторического развития возникли, сформировались и развиваются различные политические идеологии. В их числе: классический либерализм, консерватизм, как его антипод, утопический и научный социализм, современная социал-демократия, национализм, радикализм и т. д.
Что же собой представляет каждый из этих видов политической идеологии?
Либерализм. Классический либерализм зародился в XVII в. как идеология буржуазии. Окончательно же он сформировался к середине XIXв. Творцами классического либерализма первого этапа исторического развития (ХУ11-ХУ111 вв.) являются Дж. Локк и Ф. Вольтер, Д. Юм и И. Кант, Ш. Монтескье и Б. Франклин, Т. Джефферсон и А. Смит, Д. Дидро и др. Позднее, в XIX в. их идеи были развиты и дополнены И. Бентамом, Дж. С. Миллем, Т. Х. Грином, Л. Хобхаузом и другими. Само понятие «либерализм» (от лат. Liberalis – свободный) вошло в политический словарь Европы в 30-40-е годы XIX в.
Исходным положением либеральной идеологии является утверждение о священности и неотчуждаемости естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу, частную собственность), о их приоритете над интересами общества и государства. Опираясь на доктрину «правового государства» Локка и идею Милля о том, что человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно, сторонники этой идеологии боролись за свободу от социального контроля государства, от различных ограничений. Личность всегда выше какой бы то ни было группы или общности. Экономическая доктрина классического либерализма основывается на положениях: право человека на собственность, свободный рынок, конкуренция, независимость экономической деятельности от государства. При этом для либералов обладание собственностью – основной гарант политической и гражданской свободы индивида. Либерализм сформулировал принципы плюрализма в различных сферах общественной жизни, равенства всех перед законом и минимального государства или государства – «ночного сторожа». Он обосновал идею верховенства закона во всех сферах общественной и индивидуальной активности.
Право им рассматривалось как инструмент, гарантирующий свободу выбора ценностей, форм деятельности. Он выступил с требованиями разделения властей, правового государства, гарантии прав и свобод личности (совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий и т. д.), всеобщего избирательного права.
Однако произошедшие в первой трети XX в. бурные процессы, внесшие кардинальные изменения в социально-экономические и политические процессы многих стран потребовали заметных коррективов политической идеологии. Либерализмом было принято положение о расширении социальных функций государства и границ его вмешательства в экономическую и социальную сферы. Сущность политики стала рассматриваться как консенсус всех политических сил в отличие от прежнего ее понимания как жесткого распределения политических ролей управляющих и управляемых. Идея «государства – ночного сторожа» была заменена идеей «государства всеобщего благоденствия». В качестве важнейшего достоинства политической системы была провозглашена справедливость. Модернизированный либерализм получил название неолиберализм.
Либеральная идеология достаточно влиятельна. Она стремится к постоянному развитию. В 1947 г. был создан Либеральный интернационал как сообщество партий либеральной направленности. В настоящее время в него входят 52 политические партии.
Консерватизм (от лат. – охраняю, сохраняю) возник в конце XVIII в. как реакция политической мысли на идеи эпохи Просвещения и особенно Великой французской революции. В отличие от установок либерализма и неолиберализма консерватизм представляет собой идеологическое течение, стремящееся обосновать необходимость сохранения и укрепления традиционного уклада политической жизни и правовой организации общества. Вышедшая в 1790 г. книга английского мыслителя Э. Берка «Размышления о революции во Франции», обосновывала идею противоестественности человеческих устремлений переустроить общество по своему усмотрению. В этом смысле ценности свободы, равенства, прогресса утрачивали какое-либо положительное значение по сравнению с принципами традиционализма, преемственности, аристократизма. Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, приоритет преемственности над инновациями, иерархичность человеческого общества. Власть дана от бога, утверждают консерваторы, она свята, и государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к самостоятельным объединениям на местном, региональном уровне.
Базовыми ценностями консерватизма являются: порядок, стабильность, традиционализм, культ морали, патриотизма, национальной культуры, авторитет церкви, семьи, школы, прагматизм, здравый смысл, скептицизм, постепенность и осторожность процесса социальных изменений, свобода и ответственность и др. Консерватор, в отличие от либерала, - носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или какой-то группы.
Вместе с тем изменения, произошедшие в мире не могли не затронуть классической консервативной идеологии. В середине 70-х годов ХХ в. формируется новое консервативное течение – неоконсерватизм. Оно возникло в процессе пересмотра идей, ценностей классического консерватизма и восприятия ряда установок либерализма. Его сторонники признают необходимость вмешательства государства в экономику и принятие им на себя целого ряда социальных, политических и идеологических функций. Неоконсерватизм воспринял от либерализма идею общественного прогресса, социальной и политической активности человека, демократизации политики, ускоренного развития культуры, образования, уникальности личности. В качестве примеров влиятельных и оригинальных форм неоконсерватизма могут служить рейганизм (США) и тетчеризм (Англия).
Марксизм. Марксистская идеология возникла в Западной Европе в середине XIX в. Ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В противовес господствовавшему тогда классическому либерализму К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о революционном преобразовании капитализма в социализм, о построении справедливого, коммунистического общества. Они исходили из того, что при капитализме создаются необходимые экономические и социальные предпосылки для перехода к социализму, а растущее противоречие между производительными силами и производственными отношениями делает этот переход неизбежным. Будущее общество, по их представлению, будет базироваться на общественной собственности на средства производства, оно раз и навсегда покончит с эксплуатацией человека человеком, с отчуждением человека от власти, собственности и результатов труда, то есть это будет такое общество, которое со временем сможет разрешить все социальные противоречия и установит всеобщее социальное равенство.
Марксизм – мировоззрение пролетариата. Оно формировалось на идеях исторической миссии рабочего класса, выражающего коренные интересы всех трудящихся. Поскольку концептуализация марксизма происходила в условиях резкого проявления классовых противоречий, то основное внимание было уделено обоснованию революционных путей перехода от капитализма к социализму, слому буржуазной государственной машины, установлению диктатуры пролетариата и разработке стратегии и тактики рабочего революционного движения. В то же время марксисты учитывали и реформистские методы преобразования общества. Например, В. И. Ленин считал мирный переход к социализму более предпочтительным по сравнению с немирным.
Вместе с тем следует отметить, что в последующем философская доктрина марксизма подвергалась чрезмерной политизации и была превращена по существу в безжизненную неподвижную догму. Реальное существование марксизма в догматизированной форме, ее неразрывная связь с официальной политикой тоталитарных режимов в ряде стран Европы и Азии в значительной мере обособили эту доктрину от интеллектуального богатства современного мирового сообщества, заслонили гуманистическую направленность данной идеологии, подорвали ее авторитет в общественном мнении. Конечно, было бы ошибочным утверждение, что существует жесткая связь марксизма с тоталитаризмом. История ХХ столетия свидетельствует, что тоталитаризм использовал как марксистскую (сталинизм, маоизм), так и антимарксистскую фразеологию (фашизм). Тем не менее трансформация марксистской теории в набор догматических положений, суровые репрессивные меры против любых попыток нестандартной ее интерпретации, превращение ее по существу в государственную идеологию нередко вызывали неприятие марксизма в интеллектуальной среде. Не случайно «бархатные революции» конца 80-х годов в Восточной Европе вызвали резкую активизацию антикоммунистических и антимарксистских настроений. В настоящее время происходит своеобразная реконцептуализация марксизма, переосмысление понимания ее важнейших теоретических положений. Состоявшаяся в 1998 г. в Москве научная конференция «Карл Маркс и современная философия» явилась одной из важных составляющих этого переосмысления. Ученые по прежнему считают марксизм одним из главных течений современной философии.
Социал-демократизм. Социал-демократическое идеологическое течение как и марксистское сложилось на базе рабочего движения. В начале своего развития социал-демократия признавала положения марксизма о необходимости ликвидации капитализма, установления общественной собственности на средства производства и диктатуры пролетариата. В дальнейшем она отказалась от установок марксизма, прежде всего касающихся необходимости совершения социальной революции, установления диктатуры пролетариата, проведения непримиримой классовой борьбы.
Наибольший вклад в разработку концепции демократического социализма внес Э. Бернштейн.
Хотя сам термин «демократический социализм» впервые использовал в 1888 г. один из идеологов фабианского социализма Б. Шоу. Позже его применяли известный теоретик австромарксизма О. Бауэр, один из лидеров 11 Интернационала К. Каутский (каутскианство), создатель теории организованного капитализма Р. Гильфердинг.
К. Каутский обосновал необходимость перехода социал-демократии на «почву парламентской деятельности, числового народного представительства и народного законодательства, которые противоречат диктатуре». Бернштейн подчеркивал, что классовая диктатура принадлежит более низкой культуре. В то же время он рассматривал социал-демократию как носительницу более высокой культуры, отрицая насильственные формы перехода к социализму. Теоретик социал-демократии считал, что демократия есть средство проведения социализма и она есть форма осуществления этого социализма. Демократия в принципе предполагает упразднение господства классов, если только не самих классов.
Что касается современного социал-демократизма, то его целью является построение общества социальной демократии, основу которого составляют такие ценности, как свобода, демократия, социальная справедливость и солидарность. Переход к такому обществу осуществляется не в результате революции, а постепенно в ходе реформирования общества, преобразования его экономической, социальной, политической и духовной сфер. В экономической сфере предполагается формирование смешанной экономики с различными формами собственности, внедрение контроля общества над рыночными процессами, участие всех трудящихся в управлении производством; в социальной – ликвидация всех форм социального отчуждения, неравенства, дискриминации, осуществление гарантий и прав трудящихся на труд, отдых, охрану здоровья, образование; обеспечение роста численности среднего класса, социальная защита неимущих слоев; в политической – наличие парламентаризма, всеобщего избирательного права, плюрализма, первенства закона; в духовной – бесплатное школьное образование, поддержка науки, культурное строительство и т. п.
На практике концепция демократического социализма была успешно реализована в Австрии, Норвегии, Швеции, Швейцарии и других странах.