Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
Представление о политической системе общества будет неполным без изучения его политической культуры. Ведь политическая система включает в себя культурную подсистему, дающую представление о законах и механизмах осуществления политики, формирующую отношение человека к окружающей среде и политической жизни. Она также способствует пониманию целей и содержания политики государства.
Политическая культура - не новое явление. Она начала формироваться в глубокой древности: с момента появления общественных классов, государства, политики. С этого времени она стала объектом изучения. Вопросы политической культуры интересовали уже Платона, Аристотеля, других мыслителей античности. Но сам термин «политическая культура» появился значительно позже, в XVIII в. Первым его употребил немецкий философ-просветитель И. Гердер. В дальнейшем эта категория активно использовалась многими мыслителями (М. Вебером, О. Шпенглером и др.). В российской политической литературе данное понятие встречается у историка В. И. Герье (70-е гг. XIXв.). Его также использовали Н. Я. Данилевский, В. О. Ключевский, П. А. Сорокин, Н. А. Бердяев, В. И. Ленин.
Первую попытку концептуального осмысления политической культуры предпринял американский политолог Г. Алмонд в статье «Сравнительные политические системы», вышедшей в США в 1956 г. Здесь же было дано определение политической культуры, проанализированы ее взаимосвязи с политической системой, показана внутренняя дифференциация политической культуры. На Западе весомый вклад в разработку теории политической культуры внесли С. Верба, А. Липсет, Л. Пай, Р. Таккер, Р. Карр, Д. Марвин, В. Ки, В. Нойман, Д. Каванаха, Р. Роуз, М. Крозье и др.
Несмотря на то, что исследователи продолжительное время и достаточно активно разрабатывают проблемы политической культуры, к сожалению, до сих пор нет единой трактовки содержания самого понятия «политическая культура», ее компонентов, функций. В современной литературе насчитывается более 40 определений данного феномена. Это не случайно, политическая культура - явление сложное, многогранное. Оно связано с характером политической системы, сознанием и эмоциями граждан, их поведением в политическом процессе, отношением к определенным ценностям, традициям, обычаям.
Наиболее часто употребляемым в обществоведческой литературе определением политической культуры является такое, которое трактует ее как совокупность ориентаций, ценностей, верований, установок. Впервые оно было предложено известными американскими политологами Г. Алмондом и С. Вербой. В своей работе «Культура гражданина. Политические отношения и демократия в пяти странах» они пишут: «Политическая культура нации есть особая модель образцов ориентаций в отношении политических объектов среди представителей данной нации». Здесь же авторы подчеркивают: «Когда мы говорим о политической культуре общества, то ведем речь о политической системе интериолизованной в знаниях, чувствах и оценках населения» (Almond G., Verba S. The Civic Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nation. Boston, 1965, p. 13). Данное определение политической культуры является преобладающим и в настоящее время.
В приведенном определении политическая культура представлена авторами в виде трех уровней: 1) познавательной ориентации, охватывающей знания о политической системе, ее ролях, носителях этих ролей и ее функционировании; 2) эмоциональной ориентации, отражающей чувства, испытываемые по отношению к политической системе, ее функциям, участникам и их деятельности; 3) оценочной ориентации, выражающей личное отношение к политической системе, ее участникам и действиям.
Английские политологи Р. Карр и М. Бернштейн считают, что политическая культура при самом общем определении этого понятия включает в себя политические идеи и социальную практику (См.: Carr R., Bernstein M. Amerian Democracy, 8 th ed., Hisdale (III), 1977, p. 29). Близкой приведенной точке зрения придерживается их соотечественник С. Уайт. По его мнению, политическую культуру можно определить как «установочную и поведенческую матрицу, в пределах которой расположена политическая система», или, другими словами, как «способ политического поведения социальной группы и природу политических верований и ценностей ее членов» (White S., Gerdner J., Schoptlit G. Communist Political System: An Introduction, L., 1982, p.29).
Заслуживает внимания точка зрения политолога Р. Таккера, который наряду с элементами сознания включает в содержание культуры и «признанные образцы поведения» (См.: Tucker R. Political Culture and Leadership in Soviet Russia: From Lenin to Gorbachov. Brigton, 1987, p. VII).
Представляет интерес трактовка политической культуры известным польским политологом Е. Вятром. Он определяет политическую культуру как «совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан» (Вятр Е. Социология политических отношений. - М., 1979. - С. 259). В сферу политической культуры Е. Вятр включает: а) знания о политике; б) оценку политических явлений; в) эмоциональную сторону политических позиций; г) признанные в данном обществе образцы политического поведения.
Все приведенные и многие другие трактовки политической культуры отражают те или иные стороны данного феномена.
Обращает на себя внимание то, что при определении политической культуры у одних авторов доминирует психологический подход (когда культура рассматривается как система определенных убеждений, верований и чувств), у других - поведенческий (когда упор делается на поведение, поступки человека как субъекта политических отношений), у третьих - ценностный (когда политическая культура представляется как совокупность политических ценностей), у четвертых - так называемый комплексный, обобщающий (когда в политическую культуру включается все, что происходит в политике, при этом она или идентифицируется с политической системой или сводится к политическим отношениям) и т. д.
Думается, что правы те авторы, которые при определении политической культуры не ограничиваются включением совокупности определенных поступков, поведения человека, или только политических ценностей, а рассматривают все это в единстве.
«Любая культура, - как не без основания пишет М. Х. Фарукшин, - есть органическое единство элементов сознания и реального поведения. Политическая культура представляет собой качественную характеристику всей политической жизни, поэтому ее (культуру) нельзя сводить к отдельным, хотя и очень важным явлениям этой сферы общественной жизни...» (Фарукшин М. Х. Политическая культура общества // Социально-политические науки. - 1991. - № 4. - С. 105).
Не случайно среди многих определений понятия «политическая культура» можно найти общий знаменатель, которым являются знания, оценки и поведение большинства граждан относительно таких политических объектов, как нация, государство, его политические институты. В рамках такого подхода политическая культура опрделяется как «реализация политических знаний, ценностных ориентаций, образцов поведения социального субъекта (личности, класса, общества) в исторически определенной системе политических отношений и политеской деятельности. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества, его классов, социальных групп, трудовых коллективов, индивидов, уровень их представлений о политической власти и политических отношениях, способность дать правильную оценку явлениям общественной жизни и занять политическую позицию в ней, выраженную в конкретных социальных действиях» (Бобосов Е. Политическая культура советского человека // Вопросы теории и жизнь: Сб. статей. - М., 1987. - С.183).
Следовательно, к политической культуре относится: политический опыт, действующие нормы политической практики, знания индивидов, социальных групп о политике, политических отношениях, оценка политических и других явлений общественной жизни, определенные ориентации и установки граждан в отношении действующей системы в целом, составляющих ее институтов, принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства, политическое поведение населения.
Приведенная характеристика политической культуры свидетельствует о том, что политическая культура представляет собой качественную характеристику всей политической жизни общества.
Вместе с тем следует особо оговорить, что политическая культура включает в себя не все политические знания, убеждения, поведение. Она включает лишь то, устоявшееся, массовидное, типичное, что характерно для политической жизни данного общества или группы, для политического сознания и поведения основной массы населения, словом то, что вошло в привычку.
Известно, что всякая культура, в том числе политическая включает не просто сознание и поведение, а усвоенные представления, навыки и умения. В терминологии западной политологии они получили название образцов. В данном случае имеется в виду, что эти образцы того политического сознания и поведения, которые приобрели статус нормы. (Кстати, лат. norma - руководящее начало, правило, образец). Это дает основание для характеристики политической культуры как ценностно-нормативной системы, которая разделяется большинством населения в качестве субъекта политического сообщества. Политическая культура в определенном смысле представляет некие рамки, в которых члены общества принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически дееспособными, выражают свое согласие с действующими правилами игры. Разделяемые большинством членов общества «позитивные» ценности служат основой для его стабильности и жизнеспособности.
В то же время, как не без основания пишет Г. Т. Тавадов, было бы ошибочно рассматривать политическую культуру как систему только широко разделяемых в обществе ценностей, убеждений и символов, ограничивать ее лишь позитивными установками в отношении существующей политической системы. Поэтому имеет значение также выделение расхождений и политических убеждений различных групп в рамках каждой политической системы. Игнорирование политических убеждений, установок и ценностей, присущих тем или иным социальным группам, выступающим за изменение существующего положения вещей, может вести к потере стабильности данной политической системы. (Тавадов Г. Т. Политология: Учеб. пособие. - М., 2000. - С.202).
Итак, обобщая рассмотренные выше подходы, политическую культуру можно определить как совокупность знаний, убеждений, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан.
Любая политическая культура характеризуется наличием субъекта и объекта. Субъектом политической культуры может быть индивид с его политическими установками, ценностями, предпочтениями, социальная группа, класс, нация, организация, политическое объединение и т. д. Объектом, то есть тем, на что направлены субъектные установки, ценности, убеждения личности, социальной группы, класса и т. п. является политическая система в целом и ее отдельные компоненты (режим, институты, партии и т. д.).
Политическая культура любого общества является результатом его длительного исторического развития. В ней отражаются система политической жизни общества, законы и правила функционирования ее элементов, исторический опыт, традиции, политические ценности и предпочтения поведения в области политики.
Это отражение не случайно. На формирование политической культуры оказывают влияние многие факторы: исторические предпосылки, уровень общей культуры страны, народа. Большое воздействие таких факторов как социально-классовые интересы, географическая среда, идеология и другие.
В силу этого политическая культура представляет собой сложное образование. Ее структура включает в себя следующие элементы: познавательный, эмоционально-чувственный, оценочный и поведенческий.
Рассмотрим эти элементы.
1. Познавательный элемент составляют знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти. Сюда входят знания и понимание гражданами конституции, других законов государства, форм и способов участия людей в управлении обществом и государством, в общественно-политической жизни страны.
2. Эмоционально-чувственный элемент составляют чувства и переживания людей к тем, кто обеспечивает функционирование властных институтов и олицетворяет власть в глазах населения. Это отношение к различным сторонам их деятельности, принимаемых и реализуемых ими решений. Это отношение как правило эмоционально окрашено, выражающее одобрение или неодобрение, симпатии или антипатии. Оно может касаться проводимой в стране политики в целом, отдельных ее аспектов, выполнения или невыполнения важных данных обещаний.
3. Оценочный элемент составляют суждения, которые опираются на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений. Здесь политические отношения, ход политического процесса оценивается с позиций их соответствия или несоответствия выработанным критериям оценки.
4. Поведенческий элемент составляют политические установки, типы политической активности, формы и навыки общественно-политической деятельности. Он является результатом познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного элементов - перевод их в практическую плоскость реализации. Это находит свое конкретное выражение в участи граждан в референдумах, митингах, демонстрациях, политических забастовках, в формах взаимодействия с государственными институтами, политическими правилами, другими общественно-политическими организациями и т. д.
Все эти знания, чувства, ценности, поведение, составляющие в совокупности политическую культуру, тесно взаимосвязаны друг с другом. Они не существуют изолированно, обособленно друг от друга. К тому же, скажем, одни и те же политические установки, ценностные ориентации и т. д. у разных людей, их различных общностей проявляются неодинаково.
Наряду с рассмотренными элементами политической культуры существуют и другие: политические стереотипы, мифы, символы и политические ритуалы.
Что же собой представляют эти элементы?
Политический стереотип - это упрощенное, схематическое представление о политических объектах, рассматривающее опыт какой-либо группы в деформированной, ценностно-ориентированной форме. Стереотипы формируют чувство политической идентичности с группой, разделяя социальный и политический мир на «мы»-«они», «свои»-«чужие», «друзья»-«враги». Стереотипы отражают действительность, воспринимаемую чувственно, для них характерна эмоционально-оценочная окрашенность.
Политический миф - это набор определенный представлений, осевших в общественном сознании, опирающихся главным образом на эмоциональную почву. На уровне группы политический миф выполняет интегрирующую функцию по отношению к общественному целому. Миф опирается на допущения, не требующие проверки и независимо от их истинности. Он может организовать общественное мнение вокруг одного события, одного героя, одной идеи.
Политические символы - это выражение определенных идей, понятий с помощью знаков и предметов. Символы выполняют объединяющую и мобилизующую роль, служат средством агитации, обозначения политической позиции. К национальным политическим символам относятся флаги, знамена, гимны, ордена, эмблемы политических партий и многое другое.
Политический ритуал - это совокупность определенных обязательных действий, актов и установленный порядок их выполнения при проведении собраний, приемов и других политических мероприятий. Политические ритуалы признаны не только упорядочивать, но и главным образом украшать и возвеличивать политические действия, события, политических деятелей, придавать им особую значимость, создавать вокруг них атмосферу возвышенности, исключительности.
К политическим ритуалам относятся порядок деловых и торжественных приемов, занятия должностных постов, вручения наград, званий и т. п. Особый вид политического зрелища образуют массовые ритуальные церемонии - парады, шествия, демонстрации, чествования, специальный ритуал торжественных похорон. Они способствуют объединению граждан, активизации тех или иных их действий.
Таковы основные элементы политической культуры. С этими элементами как и с ее структурой в целом связаны определенные типы и функции политической культуры.