Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
В процессе исторического развития любого общества происходят изменения ее политической культуры. Эти изменения заметны особенно в периоды, когда социум переживает кризис, находится на переломном этапе своего развития. В России этот период начался в середине 80-х годов и длится по настоящее время. Ответом на кризис являлся провозглашенный политической элитой СССР курс на «ускорение социально-экономического развития страны, обновление и очищение социализма» (1985-1987), замененный так называемой «перестройкой» (1988-1990), позднее «шоковой терапией» (декабрь 1991-декабрь 1992). С 1993 г. после вооруженного подавления оппозиции и принятия новой Конституции РФ начался новый этап в ее развитии, приведший страну путем осуществления реформ к началу первоначального накопления капитала и формирования отечественной модели капитализма. Господствующее положение в настоящее время занимает консервативный либерализм, основанный на постулатах: разделение властей, частная собственность, рынок, права человека. В стране фактически произошла смена социально-экономического и государственного строя, своеобразная «контрреволюция» по отношению к существовавшему ранее социалистическому строю. Произошли кардинальные изменения социальной структуры общества. Основная масса населения страны делится на узкий круг субъектов экономического воспроизводства (4 % от населения), имеющих возможность осуществлять производство с привлечением рабочей силы и широкую массу носителей рабочей силы, вынужденных ее продавать государству и частному сектору.
Кардинальные изменения претерпела политическая система. За прошедшие полтора десятилетия в России сменились Конституция, политический режим, институты власти, элиты, система официальных политических ценностей, что не могло не сказаться на политической культуре общества.
По общему признанию, политическая культура современной России представляет собой явление сложное и противоречивое. В ней наличествуют различные, нередко противоположные, взаимоисключающие друг друга политические субкультуры существующих в обществе классов, социальных слоев и групп. Идет борьба разнонаправленных политических тенденций (демократизм-авторитаризм, централизация-регионализация, глобализация-изоляционизм), сталкиваются между собой радикал-либеральная, национально-патриотическая, коммунистическая субкультуры. Происходит замена существовавших в течение многих десятилетий политических представлений, взглядов, убеждений. Идет переосмысление, переоценка прежних политических ценностей, переходящая зачастую в отрицание реальных достижений. Нередко особенно в годы так называемой «перестройки» вся советская история изображается как безраздельное господство тоталитаризма. Террор, насилие, серость, ложь – атрибуты, которые приписываются советскому обществу. Под девизом критики тоталитаризма оплевывается и чернится история страны, проповедуется пещерный антикоммунизм. Несогласные с подобной оценкой прошлого изображаются как люди второго сорта – «реакционеры», «консерваторы», «красно-коричневые», «враги» (имеются в виду коммунисты).
На почве такого тотального отказа, отрицания, под флагом гиперантитоталитаризма вызрел радикализм правого и левого толка, вылившейся во все углубляющиеся расколы общества, кровавые конфликты. Одним из свидетельств раскола в российском обществе, наличия несовпадающих в нем политических субкультур является проявления экстремизма, сепаратизма, ложно понимаемого суверенитета, политического нигилизма, враждебных настроений в отношении к государственной власти, которые представляют значительную опасность для нормального функционирования и развития российского общества.
Нельзя не согласится с М. В. Прокоповым, что уровень политической культуры российского общества и составляющих его социальных общностей весьма низок. Остается низкой культура принятия политических решений, осуществления функций государственной власти, разрешения возникающих политических конфликтов. Нуждается в совершенствовании культура управленческих отношений, способность управляющих и управляемых своевременно реагировать на изменения в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности. Требует развития политическая культура взаимоотношений партий, организаций, движений и т. д. При таком состоянии политической культуры российского общества разговоры о формировании гражданского общества и правового государства не могут воплощаться в конкретные дела.
Появление указанных негативных явлений, которые характерны для политической культуры современного российского общества, автор объясняет наличием многих причин. Одной из этих причин является деятельность ряда средств массовой информации, особенно телевидения и радио. Обрушивая на граждан вал низкопробных, скроенных по худшим западным образцам передач, эротических, а порой и парнографических фильмов, пропагандирующих насилие, индивидуализм, скотский образ жизни, показывая и смакуя хулиганские выходки некоторых политических деятелей, подменяя нормальную человеческую речь нередко откровенной матерщиной, они тем самым разрушают традиции и ценности российского общества, сформировавшиеся на протяжении его многовековой истории, формируют политическое бескультурье, невежество, порождающее агрессивность, неуважение к власти и т. д. (Прокопов М. В. Политология: Курс лекций. Учеб. пособие. 2-е изд.- М., 2000.- С.231-232).
В процессе модернизации политической культуры современного российского общества большое значение имеет решение проблемы политического содержимого ее ценностей и ориентаций. Какие ценности должны находится в основе российской политической культуры: заимствованные? Национальные? Каждый народ вправе выдвигать свои идеалы политического устройства и считать их для себя наиболее приемлемыми. Наш недавний опыт, как и опыт ряда других стран, ищущих пути политической модернизации, показывает, что усвоение самых лучших мировых образцов не бывает эффективным, если оно не учитывает национальных особенностей своей политической культуры. Нередко результатом становится отторжение заимствованных образцов, ведущее к дискредитации таких понятий, как демократия, прогресс и пр. Не случайно, как свидетельствуют опросы общественного мнения, проведенные ВЦИОМом в первой половине 90-х гг., доля согласных с тем, что для России не подходят принципы западной демократии составила 48 %, а доля респондентов, придерживающихся противоположного мнения – всегт лишь 27 % (Шестопал Е. Б. Психологический профиль российской политики 1990-х.- М., 2000.- С. 97). Как полагают авторы исследования это не мимолетное настроение, а более глубокая установка, традиционная по своему происхождению. Причем традиция эта родилась задолго до начала советского периода в истории России и является существенной частью установок российской политической культуры. Уместно отметить, что в политической культуре России сохранились многие глубинные тенденции, хотя форма их идеологического выражения стала существенно иной. В частности, ориентация граждан новой России на единоначалие, вне зависимости от того, кто этот лидер – царь, Генеральный секретарь или президент, - остались прежними. Или отношение рядовых граждан к государству, которое в общественном мнении занимает особое место в их жизни. От государства, которое ассоциируется с властью, граждане ожидают заботы, интереса к их жизни, защиты и даже любви. Это и другие проявления патерналистской психологии являются важной частью российской культуры.
Это свидетельствует о том, что в процессе модернизации политической культуры не должен игнорироваться принцип преемственности, существующие традиции. Кроме того, на политическую культуру большое влияние оказывают исторический опыт, масштабы страны, смена поколений, этнические и религиозные отношения.
Могут ли, скажем, в политической культуре современной России не учитываться этнические отношения, этнические субкультуры? Безусловно не могут. Россия – многонациональная страна, где каждый народ имеет свою самобытную национальную культуру. Так, политические субкультуры кавказских народов сильно отличаются от татарской, якутской, бурятской или центрально-российской субкультур. Как справедливо отмечают исследователи, не всегда политики понимают, что их решения об экономической помощи разрушенным войной районам не могут перевесить антироссийские настроения, ожившие под влиянием традиций горских народов, сложившихся в ходе столетней войны с Россией.
Другой пример. В настоящее время в печати дебатируется вопрос о государственном устройстве Российской Федерации. Высказываются предложения о ликвидации национально-государственных образований и повсеместном образовании губерний. Думается, что сторонники подобного подхода не учитывают особенности этнических субкультур, не говоря об игнорировании прав народов на различные формы своего конституционного самоопределения. Сложившееся в настоящее время в России федеративное устройство учитывает специфику этнических культур народов, населяющих РФ, способствует эффективной реализации принципа единства в многообразии, позволяет обеспечивать целостность Российской Федерации.
Модернизация политической культуры неразрывно связана с формированием культуры оппозиции, противодействия, компромисса, диалога. Политическая оппозиция – это идеология и практика в политике, которые противоположны официальному курсу. Оппозиция в политике может осуществляться на разных уровнях политического властвования, в разных видах государственной и партийной власти, внутри каждой из них. Оппозиция свидетельствует о том, что в обществе и государстве есть иные, чем официальная, точки зрения, позиции, программы деятельности, с которыми следует считаться и, если они конструктивны, брать на вооружение и исполнять.
Неотъемлемой частью политической культуры является поведение участников политической системы. Политическое поведение – форма участия личности, социальной общности людей в осуществлении политической власти, своих политических интересов. Выделяют два основных типа политического поведения: политическое действие и политическое бездействие. Целевая направленность политического действия может быть конструктивной и деструктивной. Это зависит от многих факторов объективного и субъективного характера. Наиболее массовыми политическими действиями являются выборы, референдум, митинг, манифестация, демонстрация. Политическое бездействие – это способ выключиться из политической жизни. Оно может проявляться в различных формах: от активного неприятия политики до пассивного безразличия.
В процессе модернизации политической культуры должен быть обеспечен подъем уровня культуры членов российского общества, всех его социальных групп. Высокий уровень политической культуры предполагает непосредственное участие в политике и притом достаточно активно.
Итак, политическая культура – сложное явление. Она включает в себя познавательный, эмоционально-чувственный, оценочный и поведенческий элементы. Кроме того в нее входят политические стереотипы, политические мифы, политические символы, политические ритуалы. Политическая культура определяет качественную сторону политической системы, специфику функционирования и эффективность ее деятельность.
Существуют различные типы политической культуры: парохиальный, подданической, активистский. Последний тип культуры является доминирующим при демократическом режиме. Он характеризуется ориентацией граждан на политическое участие. Существует политическая культура западного и восточного типов, выделяются также доминирующая культура, субкультура и контркультура.
Политическая культура выполняет свои функции, к их числу относятся функции ориентации, адаптации, социализации, интеграции, коммуникации, прогнозирования, через реализацию которых политическая культура оказывает огромное воздействие на все процессы и институты общества.