Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
Неотъемлемой частью политической культуры любого современного общества является политическая социализация личности. Словосочетание «политическая социализация» состоит из двух слов. Слово «социализация» (от лат. socialis – общественный) означает процесс становления личности, то есть усвоение индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Это, как не без основания считает Ж. Т. Тощенко, постепенное усвоение индивидом требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом (Тощенко Ж. Т. Социология: Общ. курс.- М.: Прометей. 1994.- С. 228). Социализация представляет собой процесс интеграции индивида в общество, в различные типы социальных общностей. Этот процесс, с одной стороны, решает проблемы индивида, помогая ему стать полноправным членом своей группы, с другой стороны, обеспечивает жизнедеятельность общества и преемственность самой культурной традиции.
Политическая же социализация – это процесс включения индивида в политическую систему, вхождение его в мир политики.
По определению авторов учебника «Политология» под ред. М. А. Василика (М.: Гардарики, 2001.- С. 379) политическая социализация – это процесс усвоения культурных ценностей, политических ориентаций, освоения форм политического поведения, приемлемых для данного общества.
Соловьев рассматривает политическую социализацию как процесс постепенного усвоения стандартов сложившейся политической культуры общества, ведущий к формированию у человека свойств и умений, позволяющих ему адаптироваться в конкретной политической системе и выполнять там определенные функции (Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов.- М., 2002.- С. 324).
Из этих определений видно, что политическая социализация это процесс усвоения определенной политической культуры, как составной части духовной культуры общества.
Политическая культура, как отмечалось в предыдущем разделе, состоит из познавательного, эмоционально-чувственного, оценочного и поведенческого элементов. Следовательно, процесс политической социализации предполагает усвоение содержания этих элементов.
Говоря о познавательном элементе, следует подчеркнуть, что он включает в себя прежде всего политические знаний индивида, его политическую образованность, способы политического мышления, которые являются исходным звеном, клеточкой политической культуры личности. Речь идет о знании и понимании Конституции, других законов страны, программных положений крупных политических партий, сущности, функций, структуры государственных органов, органов местного самоуправления, основных политических процессов международной жизни.
Однако само по себе познание политических явлений, ценностей, норм еще не означает превращения их в культурный арсенал отдельного человека, как и социальной группы, в глубокие убеждения, то есть в стойкие, осознанные ориентации личности на определенные политические ценности. Ценности и нормы становятся элементами внутреннего мира человека, превращаются в убеждения, в жизненные ориентиры и позиции, преобразуются в способ деятельности в процессе политической практики. Именно в процессе политической практики, накопления собственного социального опыта личности, ее взаимодействия с обществом, социальными группами, другими индивидами происходит переход полученных знаний в убеждения, их проверка личным опытом, отход от некоторых иллюзорных представлений. Собственный опыт помогает человеку корректировать ранее приобретенные представления, усваивать новые для него ценности и образцы политического поведения.
Политическая социализация выполняет ряд важных функций: 1) определяет политические цели и ценности, к которым стремится и которые хочет достичь индивид через политическое участие; 2) формирует представления о приемлемых способах политического поведения, об уместности тех или иных действий в конкретной ситуации; 3) определяет отношение индивида к окружающей среде и политической системе; 4) вырабатывает определенное отношение к политической символике; 5) формирует способности к познанию окружающего мира; 6) формирует убеждения и отношения, являющиеся «кодом» политической жизни.
Вхождение человека в мир политики – сложный процесс. Темпы и степень этого вхождения обусловливаются многими факторами. В их числе влияние: а) макросреды – государства, класса, нации, других социальных групп, политической культуры общества; б) микросреды – институционных и неформальных общностей, школы, семьи, отдельных личностей; в) биопсихологических характеристик; г) самовоспитания (См.: Тавадов Г. Т. Указ. соч.- С. 270).
Среди факторов, влияющих на социализацию индивида, особое место занимают специальные институты, отвечающие за вовлечение в ту или иную группу новых членов и обучение их своим требованиям. Под институтами социализации принято понимать те элементы социальной структуры, которые призваны передавать индивиду образцы поведения, нормы, ценности культуры. Эти институты включают как специально организованные механизмы целенаправленного воздействия на личность (школа, пропаганда и пр.), так и стихийные, не поддающиеся общественному контролю (неформальные группы сверстников).
Вместе с тем следует отметить, что на личность воздействуют не только собственно политические факторы, хотя они и имеют первостепенное значение, но и неполитические условия, в которых происходит созревание человека. Так, к числу неполитических факторов, играющих заметную роль в передаче политических идей, взглядов, ценностей, относятся семья, группы сверстников, школа, работа, церковь, искусство, культура, средства массовой информации. Их значение определяется тем, что в непрямой форме они канализируют базовые личностные ориентации на власть, конфликт и порядок, насилие и терпимость, свободу и дисциплинуЮ которые в политике оформляются в ее специфическом контексте. Исследования, проводившиеся в 90-е годы, обнаружили, что из многочисленных факторов социализации указали на семью 79,2 % и друзей – 49 % опрошенных (См.: Шестопал Психологический профиль российской политики 1990-х. Теоретические и прикладные проблемы политической психологии.- М.: РОССПЭН, 2000.- С. 281).
Говоря о факторах политической социализации необходимо подчеркнуть, что чаще всего факторы выступают в виде персонифицированных носителей общественного влияния, которые получили название агентов социализации. Это непосредственные «проводники» социологизирующего воздействия. К их числу относятся преподаватели, активисты общественных движений, общественные деятели, журналисты и т. п.
Политическая социализация осуществляется двумя основными путями.
Первый – это целенаправленные усилия политической системы по политическому просвещению населения. Сюда относятся прежде всего социализирующее воздействие изучения политической науки, исторических и обществоведческих дисциплин в образовательных учреждениях, влияние официальной пропаганды, пропаганды политических партий и движений, особенно в ходе предвыборных кампаний. Второй путь – это стихийное влияние на политическое сознание и поведение личности социальной и политической практики на макроуровне – международных и внутриполитических реальностей, глобальных проблем современности, экономической и социальной ситуации, отдельных политических событий и т. д.
Это свидетельствует о том, что политическая социализация – это сложный, внутренне противоречивый процесс обретения и утрачивания человеком тех или иных политических качеств. С одной стороны, она представляет собой интериоризацию требований политической системы, то есть усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролей, а с другой стороны, демонстрирует, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в формах политического поведения и влияния на власть, электорального выбора, взаимодействия с властями, участия в политических партиях и движениях.
Избирательность процесса социализации выражается в освоении тех норм, ценностей, ориентаций и моделей поведения в политике, которые в наибольшей степени соответствуют интересам, психологии и жизненному опыту участников политического процесса. Процесс политической социализации протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека. По мере накопления социального опыта происходит постоянное видоизменение или упрочение жизненных позиций личности.
Таким образом, главный смысл политической социализации заключается в достижении необходимого умения ориентироваться в мире политического: вырабатывать интересы, оценивать политическую ситуацию, принимать определенную тактику и стратегию политического действия, отстаивать свои властно значимые интересы, взаимодействовать с другими субъектами политики. Осваивая общепринятые нормы и навыки политического действия, человек воспринимает все стороны политического сознания группы, себя, класса и общества в целом, учится быть политически сознательным.