Автора: Добрынин М.И., Осинский И.И. | Год издания: 2002 | Издатель: Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета | Количество страниц: 342
Как известно, характер и уровень политической социализированности человека не остаются неизменными. По мере возрастных изменений личности, развития и усложнения политической системы индивид усваивает новые политические качества и одновременно освобождается, отказывается от устаревших, не устраивающих его приемов участия в политической жизни общества. Иначе говоря, политическая социализация имеет свои этапы. В наиболее общем виде в ней можно выделить два этапа – первичный и вторичный.
Первичный этап политической социализации – первоначальное восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни.
На данном этапе выделяют четыре аспекта процесса социализации, предложенные американскими учеными Д. Истоном и И. Денисом. Это:
1) непосредственное «восприятие» ребенком политической жизни, получение информации через мнения и оценки событий родителями;
2) «персонализация» политики, в ходе которой фигуры, принадлежащие к власти, символизирующие ее (полицейский, президент и др.) становятся для него образцами контакта с политической системой;
3) «идеализация» этих политических образов, то есть образование на их основе устойчивого эмоционального отношения к политике;
4) «институциализация» обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному видению политики.
Первичным механизмом социализации является имитация. И образцами для подражания чаще всего выступают родители, родственники, сверстники, учителя, тренеры и т. д. От них человек усваивает представления о политике. В детском и юношеском возрасте он накапливает опыт общения с представителями власти, которых встречает в своей повседневной жизни (руководство школы, милиция и т. д.). У него формируются умения и представления, минимально необходимые для восприятия и оценки политического процесса в целом, а также отдельных политических событий.
Вторичный этап политической социализации характеризуется тем, что он связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, его умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям. При этом личные переживания в значительной степени уступают место более систематизированным знаниям о политике и целенаправленно приобретенным навыкам (знание своих конституционных прав и обязанностей, избирателей системы в стране, позиций основных политических лидеров и т. п.). На данном этапе социализации личность способна противостоять давлению и выражать свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человека в своих ценностных представлениях и предпочтительных способах политического поведения.
Агентами вторичной социализации выступают формальные организации, официальные учреждения: представителя администрации школы, армии, государства и т. д.
Изучение особенностей политического мышления у детей позволило исследователям выделить неравномерность политического развития личности. Так, с 11 до 13 лет происходит стремительное развитие политических представлений, в период с 16 до 18 лет этот процесс замедляется. Мышление 15-летних подростков отличается значительно большей степенью абстракций (используются такие понятия, как «власть», «свобода», «права человека»), нежели мышление 11-летних детей (носящее сугубо персонифицированный характер). Именно в подростковый период начинают складываться представления о некоторых коллективных, надындивидуальных целях действий отдельных политических институтов. В отроческий период жизни закладываются мировоззренческие принципы личности. К наиболее распространенным чертам политического мышления относятся скептицизм, осторожность, трезвость оценок (См.: Шестопал Е. Б. Личность и политика.- М., 1988.- С 124).
Сформировавшиеся в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды.
Политическая социализация может быть различной по своему характеру. Для выявления совокупности наиболее общих черт, характеризующих взаимодействие индивида и власти, используется понятие модели (или типа) политической социализации. Они представляют собой некие сложившие образцы, стандарты, обеспечивающие преемственность политического развития, передачу политических ценностей от одного поколения к другому.
В литературе широко используются модели политической социализации, предложенные американским ученым Р. М. Мерельманом. Им выделяется четыре таких модели.
Первая – системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение, личности, ее сверстники.
Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме «своей». Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации.
В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.
Четвертая модель – конфликтная – сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая – для стран незападной цивилизации. Третья – присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.
Практически в любом обществе индивиды и группы приобщаются к системе ценностей, политических ориентаций, приемлемым формам политического поведения. В современном российском обществе, когда в результате смены политического режима прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп?
Не менее серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического участия и поведения, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно.
Особенно актуальным сегодня является вопрос политической социализации молодежи. Это объясняется тем, что молодежь в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит.
Политическая социализация современной молодежи проходит в сложных условиях. Неблагоприятная социально-экономическая и политическая среда снижает активность молодежи, формирует неуверенность в настоящем и будущем. Современная молодежь расколота и дезориентирована. Отсюда биполярная крайность. Во-первых, растерянность и пессимизм, которые приводят к апатии и недоверию со стороны молодого поколения к властям, что в свою очередь проявляется в низкой гражданской и политической активности. И, во-вторых, растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность, стремление решить возникающие конфликты силовыми методами. Этим недовольством беззастенчиво манипулируют, используя его в своих корыстных целях.
Этим объясняется деятельность социально агрессивных, бросающих вызов всему обществу, ультранационалистических объединений и движений, таких как, например, «СПАС».
Не случайно, одна часть молодежи пытается объединиться и решить свои проблемы путем активного протеста. Другая – идет в политику, пытается представить свои интересы в законодательных и исполнительных органах власти, баллотируясь на выборах и т. д. Третья – сплачивается вокруг неофашистов, национал-патриотов (Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. Ю. Г. Волкова.- Ростов-н/Д., 2001.- С. 124-125).
Таким образом, ситуация с политической социализации молодежи в России крайне сложна и противоречива.
Именно поэтому в настоящее время злободневной является задача политического образования молодежи и других групп населения. Формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. Нужно дать возможность получить верные представления о сущности, функциях политики, всех компонентов политических систем, политической власти в целом и, в частности, государственной власти, о правах, свободах и обязанностях. Во-вторых, вырабатывать у них соответствующие этим представлениям навыки поведения. В-третьих, процесс политической социализации в современных условиях возможен лишь на основе плюралистического подхода путем показа разнообразия существующих мнений, взглядов, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Это дает возможность сформировать у молодежи уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. В-четвертых, нужно знакомить и осваивать опыт политической социализации других стран, изучать особенности функционирования политических систем и способы воздействия на них и реализацию собственных и групповых интересов. В-пятых, следует поддерживать стремление молодежи к объединению, к участию в деятельности формальных и неформальных организаций, осуществляющих созидательные цели. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения существовавших прежде.
Итак, в любой стране индивиды и группы приобщаются к системе ценностей, политических ориентаций, приемлемым формам политического поведения. Этот процесс получил название политической социализации. Он выполняет определенные функции, протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека. В зависимости от целей выделяют системную, гегемонистскую, плюралистическую и конфликтную модели политической социализации. Преобладание одной из четырех моделей зависит от типа политической системы и характера политической культуры. В современном российском обществе особую актуальность приобрела проблема политической социализации молодежи, которая находится в состоянии растерянности, дезориентации. Формирование у нее политической культуры возможно на основе глубоких знаний о политике, плюралистического подхода, участия в прогрессивных объединениях, выработки соответствующего поведения.