Автора: Малиновский В.И., Герменчук В.В. | Год издания: 2006 | Издатель: Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь | Количество страниц: 214
Среди многочисленных определений политики следует обратить внимание на те из них, в которых четко прослеживается взаимосвязь политики и управления. Специалисты-политологи сходятся во мнении, что политика – это особый вид межгрупповых отношений, связанных с использованием большими группами людей институтов публичной власти для реализации их жизненно важных интересов. При всех недостатках данного определения из него вытекает, что с процессуальной точки зрения политическое управление происходит путем выработки правил игры, принятия, реализации курсов политики и управленческих решений, контроля за их выполнением. Специфика этого вида управления связана с наличием у субъектов политики различных, часто противоречивых интересов. Это приводит к соперничеству в борьбе за принятие тех или иных решений, направлений внутренней и внешней политики. При этом участники политико-властных отношений обладают, как правило, не только несовпадающими интересами, целями, но и различными ресурсами.
Сущность и формы политического управления отличаются большим динамизмом. Его характер, формы и методы детерминированы широким кругом разнообразных внешних и внутренних факторов. Политические процессы связаны в первую очередь с закономерностями социального и технологического прогресса, их особенностями в конкретно-исторической ситуации. Не удивительно, что в условиях ускорения социально-экономических процессов и политических изменений в начале ХХ1 века значительно возрастает роль политического управления обществом и его научной обоснованности. Отсутствие своевременной политической интерпретации современных тенденций развития и учета их влияния при принятии решений усиливает опасность стихийного развития общественных отношений.
Особая роль политического управления связана с целеполаганием, выдвижением политической цели реформирования общества, определением стратегических приоритетов развития, прогнозированием политических последствий принимаемых решений. Политические цели выступают, с одной стороны, предпосылкой политической деятельности, а с другой – ее стимулом. Однако когда цель определена, не менее важен учет закономерностей и тенденций развития самих политических отношений для выбора допустимых форм и методов воздействия на интересы и политические установки различных социальных групп. Старая проблема соотношения целей и средств их достижения обусловливает многомерность и многовариантность политического процесса, требует системного подхода в политическом управлении.
Сам механизм политического управления можно анализировать в нескольких аспектах:
а) с точки зрения субъектов политико-властных отношений, их возможностей и ресурсов влияния на политический процесс;
б) нормативном, т. е. как совокупность устоявшихся правил взаимодействия субъектов политико-властных отношений;
в) динамичном, когда политический механизм изучается в динамике, во взаимодействии субъектов политики в процессе выработки, принятия, реализации и контроля тех или иных управленческих решений.
При любом из предложенных подходов важное методологическое значение имеет структуризация субъектов политического управления. Их количество, место и роль в механизме управления зависит от многих факторов, в том числе от уровня развития общества, типа политической системы, политического режима, особенностей административно-территориального устройства государства, специфики политической культуры и т. п.
Наиболее развит политический механизм управления в условиях демократической политической системы. В обобщенном виде, по мнению многих исследователей, основными субъектами политического управления в демократическом обществе выступают:
· народные массы. Они являются как субъектом, так и объектом политического управления. Граждане участвуют в политике непосредственно и опосредованно. Массовыми формами прямого участия являются выборы, референдумы, манифестации, обращения граждан, забастовки и другие легитимные и нелегитимные формы народного волеизъявления. Прямое воздействие на политические процессы оказывает общественное мнение. Формой косвенного участия граждан является их участие в формировании представительных органов власти. Избранные населением представители, прежде всего депутаты, выступают в качестве посредников между гражданами и управленческими структурами;
· государственные органы, а также система местного самоуправления;
· непосредственно не занимаются политическим управлением, но активно участвуют в нем политические партии, общественные организации и движения, средства массовой информации, союзы, клубы, которые представляют интересы всех основных слоев и групп общества;
· организации, официально не связанные с процессом политического управления, но оказывающие на него существенное влияние, в том числе армия, церковь, предпринимательские структуры.
Соотношение, роль и влияние субъектов политического управления могут значительно меняться в зависимости от положения в обществе, решаемых задач, стадий политического процесса. Так, многие политологи полагают, что самое существенное в политике – властные отношения, роль государства как основного субъекта политико-управленческой деятельности. В этом контексте содержание политико-управленческой деятельности вытекает, по их мнению, из функций государства и направлено на их реализацию. В процессе реализации каждой функции государства сама политико-управленческая деятельность наполняется конкретным содержанием:
· законодательная функция заключается в установлении норм и требований, соблюдение которых обязательно для всех граждан, органов и учреждений, что обеспечивает функциональную стабильность общества;
· организационная – в создании и поддержании общественного порядка и безопасности граждан, налаживании хозяйственных, транспортных связей, мобилизации населения и материальных средств на решение общественных дел;
· политическая – в обеспечении доминирующего положения тех общественных сил, которым принадлежит в настоящее время государственная власть;
· экономическая – в формировании бюджета государства, определении и реализации основных направлений и приоритетов социально-экономического развития;
· социальная – в обеспечении потребностей населения в занятости, жилье, охране здоровья, пенсионном обеспечении, социальном страховании и защите;
· культурно-образовательная – в организации государственной поддержки развития культуры, науки и образования, повышении их вклада в развитие общества и его граждан.
С этим трудно не согласиться. Однако в условиях рассогласованности интересов различных социальных групп населения, размежевания субъектов политического управления, партий и движений необходимой предпосылкой успешной политической деятельности является достижение консенсуса интересов, поиск компромиссов, приемлемых форм коалиций, умение сотрудничать с различными политическими силами, кроме явно экстремистских. Это связано с развитием социального партнерства, политическим центризмом, многообразием форм собственности. Политическое управление ориентировано в основном на долгосрочную перспективу. Однако не менее важно учитывать злободневные проблемы развития, отношение граждан к проводимой политике.
Специалисты различают активную и пассивную формы использования политических отношений в управленческой деятельности. В первом случае речь идет об активном воздействии на причины конфликтных ситуаций, вплоть до их устранения посредством не только использования существующих, но и создания новых условий и возможностей. Пассивная форма сводится к исправлению допущенных просчетов и ошибок, приспособлению к логике развития политического процесса. В современных условиях динамической нестабильности подобной адаптивной способности явно недостаточно. Будущее связано с креативностью, инновационным типом организации и управления, способностью не только предвидеть, но и упреждать неблагоприятное развитие событий, решительно отказываться от привычных, но устаревших форм и методов политической деятельности.
Несмотря на все вышесказанное, часто в среде специалистов встречается мнение, что политическое управление и государственное управление идентичны по своему содержанию, а их разделение носит искусственный, надуманный характер. Однако это не так. Во-первых, они не совпадают по объему. Создав на определенном этапе своего развития государственные и общественные институты, наделив их властными полномочиями, общество получило возможность решать многие важные задачи, не прибегая к посредническим функциям государства. Во-вторых, предмет политического и государственного управления действительно совпадают, однако рассматриваются с разных позиций. Для теории государственного управления приоритеты сводятся к следующему: от государства – к гражданскому обществу – к гражданину. Для политического управления характерна обратная зависимость: от гражданина – к гражданскому обществу – к государству. Курс на построение демократического правового социального государства настоятельно требует возрастания роли политического управления и его научной обоснованности. Результативность и эффективность выбора политических приоритетов, принимаемых управленческих решений зависит от того, насколько полно они выражают интересы общественной системы на современном этапе развития.
Курс политического управления является относительно новым учебным предметом в системе образования и подготовки специалистов в области управления. Его основные проблемы изучались многими науками, в том числе теорией государства и права, теорией политики, теорией государственного управления, политической экономией, политической психологией, политическим анализом и т. п. Вместе с тем политическая практика требует создания отдельной научной и учебной дисциплины – теории политического управления. Синтез накопленных политологических, юридических, экономических, управленческих и психологических знаний, связанных с политическим управлением позволит подняться на новый уровень анализа политических отношений и процессов управления. Это вооружит будущих специалистов знаниями и умениями объяснять сложные общественные явления, определять их место и роль в развитии, принимать важные управленческие решения и предвидеть их социально-экономичес-
кие последствия, овладеть современными технологиями разрешения политических конфликтов, формами и методами проведения крупных политических кампаний. Не менее востребованными будут способности к анализу и обобщению накопленного опыта, умения защищать свои идеи и позиции, высокий профессионализм, образованность и культура.