Политическое управление: Курс лекций

Автора: , | Год издания: 2006 | Издатель: Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь | Количество страниц: 214

Технологии поддержки принятия решений в системе политических технологий

Термин «технология» (наука о мастерстве) относится к разряду многозначных; в переводе с греческого «techne» означает искусство, мастерство, умение, а «logos» – понятие, учение, знание.

Политическую технологию как разновидность социальной можно определить как:

· науку, область знания о рационализации, «тиражировании» многократно повторяемой, но не рутинной деятельности, о способах и процедурах её оптимизации в условиях нарастающей динамики политических процессов;

· способ осуществления политической деятельности путём её стандартизации, расчленения на процедуры, операции, этапы и фазы для организации работы по оптимальному алгоритму, выверенной схеме, технологической карте, реализующих адаптивный саморазвивающийся проект или модель устойчивого политического процесса.

Политические технологии – это приёмы, способы, операции, процедуры реализации функций политической системы, определяющие эффективность политического процесса, устойчивость политической системы [10].

Различают следующие виды политических технологий: нормативные и девиантные, явные и теневые, инновационные и традиционные, тиражируемые и уникальные, «жёсткие» и адаптивные, региональные и глобальные [11, с.425]. Можно выделить параллельные, последовательные и комбинированные, а также специальные, специализированные и универсальные политические технологии.

На практике наиболее часто реализуются следующие политические технологии:

· маркетинговые технологии;

· коммуникационные технологии;

· технологии регулирования и разрешения конфликтов;

· технологии ведения переговоров;

· технологии формирования имиджа;

· технологии лоббирования;

· избирательные технологии;

· технологии политического прогнозирования;

· технологии политического консультирования и поддержки принятия решений.

Особое место среди технологий в системе государственного управления занимают инновационные политические технологии принятия решений. Технологии принятия решений непременно присутствуют при реализации всех политических технологий, являясь их системообразующим элементом, необходимым условием эффективности политико-технологического инновационного процесса.

Решения, разрабатываемые в высших органах управления, являются уникальными стратегическими, многоцелевыми, творческими, компромиссными. Они принимаются в конфликтно-конкурентных условияхнеопределенности и риска при наличии противоречивых критериев выбора.

Качество, «конкурентоспособность» подобных решений на внешнем и внутриполитическом рынке Республики Беларусь во многом определяются эффективностью прикладного политического анализа (ППА), осуществляемого информационно-аналитическими структурами [4].

В настоящей таблице приведена классификация управленческих решений.

Критерий

Класс решений

По важности цели и длительности действия управленческого решения

1) стратегические;

2) тактические;

3) оперативные.

По количеству целей управления

1) одноцелевые;

2) многоцелевые.

По степени определенности информации о целях, проблемах, ограничениях, критериях, последствиях

1) решения, принимаемые в условиях определенности;

2) решения, принимаемые в условиях вероятной определенности;

3) решения, принимаемые в условиях неопределенности.

По порядку разрешения подведомственных вопросов в процедуре принятия решения

1) индивидуальные;

2) коллегиальные.

По степени повторяемости

1) рутинные;

2) периодические;

3) уникальные;

4) творческие.

По стилю принятия управленческих решений

1) уравновешенные решения;

2) импульсивные решения;

3) инертные решения;

4) рискованные решения.

По характеру компетенции органов, издающих акты государственного управления

1) акты общего управления, издаваемые Президентом Республики Беларусь, Правительством, исполнительными комитетами;

2) акты межотраслевого управления;

3) акты отраслевого управления.

По юридическим свойствам правовых актов государственного управления

1) нормативные акты, рассчитанные на многократное применение;

2) административные акты, которые не содержат норм права и являются актами применения норм права к конкретным обстоятельствам.

В таблице представлены отличия характерных признаков стратегических и тактических управленческих решений.

Влияние типа решения на его характерные признаки

Характерные
признаки

Стратегические

Тактические

Структурированность

Слабо структурированы

Структурированы

Число целей

Многоцелевые

Одноцелевые

Количественная определенность

Качественные

Качественно-количественные

Основа принятия

Часто – интуиция

Интуиция, опыт, анализ

Разработка и реализация стратегических решений в неопределённой, сложной и динамичной ситуации требует от управленца умения пользоваться властью в среде небюрократического типа организационной культуры, создавать гибкие, адаптивные организационные структуры.

Особенности личности, принимающей решения, должны принимать во внимание структуры, осуществляющие их информационно-аналитическое обеспечение разработки, заинтересованные как в качестве прикладного политического анализа, так и его востребованности.

В технологиях поддержки принятия политического решения важно проработать все основные фазы управленческого процесса.

Решения, разрабатываемые в высших органах государственного управления Республики Беларусь, являются уникальными стратегическими, многоцелевыми, творческими, компромиссными, принимаемыми в конфликтно-конкурентных условияхнеопределенности, риска при наличии многих противоречивых критериев выбора.

Стадии стандартного информационно-аналитического процесса

· Планирование информации.

· Сбор информации.

· Обработка информации.

· Анализ информации.

· Обоснование информации.

· Проверка информации.

· Накопление информации.

· Хранение информации.

· Актуализация информации.

· Предоставление информации.

 

Методы, модели и приемы

· Теория вероятностей;

· Математическая статистика;

· Теория статистических решений;

· Теория автоматического управления;

· Теория информации;

· Линейное программирование;

· Нелинейное программирование;

· Теория массового обслуживания;

· Теория графов;

· Системотехника;

· Теория автоматов;

· Теория алгоритмов;

· Общая теория систем;

· Теория игр;

· Модели управления запасами;

· Кибернетические методы;

· Методы сетевого планирования;

· Теория организации;

· Функционально-стоимостный анализ;

· SWOT – анализ;

· Многофакторный анализ;

· Индексный метод, балансовый метод;

· Причинно-следственных диаграмм;

· Диаграммы зависимостей;

· Наблюдения, опросы, эксперимент;

· Методы экспертных оценок («мозговой штурм», «Дельфи», Гордона и т. п.);

· Ивент-анализ;

· Контент-анализ;

· Когнитивное картирование;

· Морфологический анализ;

· Методы сценариев;

· Метод анализа иерархий и т. д.

 

Фазы (этапы) и шаги процесса разработки УР

1.Фаза (этап) подготовки решений содержит следующие шаги.

· Формирование команды для подготовки решения.

· Диагностика ситуации.

· Разработка и обоснование системы целей.

· Определение проблемы.

· Анализ проблемы.

· Формулировка критериев и ограничений, уточнение цели и выбор критерия качества управления.

· Выдвижение реалистичных альтернатив, обеспечение их сопоставимости.

· Анализ альтернатив.

· Оценка альтернатив и последствий.

2.Фаза (этап ) принятия решений включает следующие шаги.

· Выбор приемлемой альтернативы.

· Принятие решения руководителем.

· Конкретизация решения, его дезагрегирование для более низких уровней управления.

· Доведение решений до исполнителей.

· Принятие решения исполнителем.

· Разработка плана действий.

· Экспериментальная проверка.

· Уточнение, согласование, корректировка и утверждение принятых решений.

3.Фаза (этап) реализации решения охватывает следующие шаги.

· Организация исполнения решений.

· Определение результатов и последствий.

· Организация обратной связи с исполнителями и ЛПР.

· Оптимизация управленческого цикла