Автора: Малиновский В.И., Герменчук В.В. | Год издания: 2006 | Издатель: Минск: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь | Количество страниц: 214
Термин «технология» (наука о мастерстве) относится к разряду многозначных; в переводе с греческого «techne» означает искусство, мастерство, умение, а «logos» – понятие, учение, знание.
Политическую технологию как разновидность социальной можно определить как:
· науку, область знания о рационализации, «тиражировании» многократно повторяемой, но не рутинной деятельности, о способах и процедурах её оптимизации в условиях нарастающей динамики политических процессов;
· способ осуществления политической деятельности путём её стандартизации, расчленения на процедуры, операции, этапы и фазы для организации работы по оптимальному алгоритму, выверенной схеме, технологической карте, реализующих адаптивный саморазвивающийся проект или модель устойчивого политического процесса.
Политические технологии – это приёмы, способы, операции, процедуры реализации функций политической системы, определяющие эффективность политического процесса, устойчивость политической системы [10].
Различают следующие виды политических технологий: нормативные и девиантные, явные и теневые, инновационные и традиционные, тиражируемые и уникальные, «жёсткие» и адаптивные, региональные и глобальные [11, с.425]. Можно выделить параллельные, последовательные и комбинированные, а также специальные, специализированные и универсальные политические технологии.
На практике наиболее часто реализуются следующие политические технологии:
· маркетинговые технологии;
· коммуникационные технологии;
· технологии регулирования и разрешения конфликтов;
· технологии ведения переговоров;
· технологии формирования имиджа;
· технологии лоббирования;
· избирательные технологии;
· технологии политического прогнозирования;
· технологии политического консультирования и поддержки принятия решений.
Особое место среди технологий в системе государственного управления занимают инновационные политические технологии принятия решений. Технологии принятия решений непременно присутствуют при реализации всех политических технологий, являясь их системообразующим элементом, необходимым условием эффективности политико-технологического инновационного процесса.
Решения, разрабатываемые в высших органах управления, являются уникальными стратегическими, многоцелевыми, творческими, компромиссными. Они принимаются в конфликтно-конкурентных условияхнеопределенности и риска при наличии противоречивых критериев выбора.
Качество, «конкурентоспособность» подобных решений на внешнем и внутриполитическом рынке Республики Беларусь во многом определяются эффективностью прикладного политического анализа (ППА), осуществляемого информационно-аналитическими структурами [4].
В настоящей таблице приведена классификация управленческих решений.
Критерий | Класс решений |
По важности цели и длительности действия управленческого решения | 1) стратегические; 2) тактические; 3) оперативные. |
По количеству целей управления | 1) одноцелевые; 2) многоцелевые. |
По степени определенности информации о целях, проблемах, ограничениях, критериях, последствиях | 1) решения, принимаемые в условиях определенности; 2) решения, принимаемые в условиях вероятной определенности; 3) решения, принимаемые в условиях неопределенности. |
По порядку разрешения подведомственных вопросов в процедуре принятия решения | 1) индивидуальные; 2) коллегиальные. |
По степени повторяемости | 1) рутинные; 2) периодические; 3) уникальные; 4) творческие. |
По стилю принятия управленческих решений | 1) уравновешенные решения; 2) импульсивные решения; 3) инертные решения; 4) рискованные решения. |
По характеру компетенции органов, издающих акты государственного управления | 1) акты общего управления, издаваемые Президентом Республики Беларусь, Правительством, исполнительными комитетами; 2) акты межотраслевого управления; 3) акты отраслевого управления. |
По юридическим свойствам правовых актов государственного управления | 1) нормативные акты, рассчитанные на многократное применение; 2) административные акты, которые не содержат норм права и являются актами применения норм права к конкретным обстоятельствам. |
В таблице представлены отличия характерных признаков стратегических и тактических управленческих решений.
Влияние типа решения на его характерные признаки
Характерные | Стратегические | Тактические |
Структурированность | Слабо структурированы | Структурированы |
Число целей | Многоцелевые | Одноцелевые |
Количественная определенность | Качественные | Качественно-количественные |
Основа принятия | Часто – интуиция | Интуиция, опыт, анализ |
Разработка и реализация стратегических решений в неопределённой, сложной и динамичной ситуации требует от управленца умения пользоваться властью в среде небюрократического типа организационной культуры, создавать гибкие, адаптивные организационные структуры.
Особенности личности, принимающей решения, должны принимать во внимание структуры, осуществляющие их информационно-аналитическое обеспечение разработки, заинтересованные как в качестве прикладного политического анализа, так и его востребованности.
В технологиях поддержки принятия политического решения важно проработать все основные фазы управленческого процесса.
Решения, разрабатываемые в высших органах государственного управления Республики Беларусь, являются уникальными стратегическими, многоцелевыми, творческими, компромиссными, принимаемыми в конфликтно-конкурентных условияхнеопределенности, риска при наличии многих противоречивых критериев выбора.
|
|
|